Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 24 декабря 2021 года (направленную почтовой корреспонденцией 23 декабря 2021 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Забродиной С.А. на решение Касимовского районного суда Рязанской области от 19 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 10 ноября 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Касимовского межрайонного прокурора к администрации Касимовского муниципального района Рязанской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-408/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения прокурора Слободина С.А, судебная коллегия
установила:
Касимовский межрайонный прокурор Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Лощининское сельское поселение Касимовского муниципального района по непринятию мер в организации деятельности по накоплению твердых бытовых отходов на территории муниципального образования, возложить обязанность на администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Лощининское сельское поселение Касимовского муниципального района в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, на территории д. Баженово, д. Залесное, д. Клоково, д. Лощинино, д. Макковеево, д. Самылово в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, возложить обязанность на администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Лощининское сельское поселение Касимовского муниципального района, установив на каждой площадке контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на территории д. Акапово в количестве 1 штуки, д. Аникино - 2 штуки, д. Баженово - 4 штуки, д. Залесное - 2 штуки, д. Клоково - 4 штуки, д. Лощинино - 34 штуки, д. Макковеево - 2 штуки, д. Перхурово - 3 штуки, с. Самылово - 9 штук в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой на территории Лощининского сельского поселения проверки выявлено, что в нарушение требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и норм санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления ТКО не созданы в д. Баженово, д. Залесное, д. Клоково, д. Лощинино, д. Макковеево, д. Самылово, контейнеры для сбора ТКО отсутствуют и в д. Акапово, д. Аникино, д. Баженово, д. Залесное, д. Клоково, д. Лощинино, д. Макковеево, д. Перхурово, с. Самылово не содержится необходимое количество контейнеров.
Определением Касимовского районного суда Рязанской области от 24 мая 2021 года по заявлению Касимовского межрайонного прокурора произведена замена административного ответчика администрации муниципального образования Лощининское сельское поселение на администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области.
Решением Касимовского районного суда Рязанской области от 19 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 10 ноября 2021 года, административный иск Касимовского межрайонного прокурора удовлетворен.
Признано незаконным бездействие администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Лощининское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области возложена обязанность создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Лощининское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21 в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу;
оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Лощининское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, установив на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21 в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе представителя администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Забродиной С.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Не соглашаясь с состоявшимися судебными актами, представитель административного ответчика в кассационной жалобе приводит доводы о том, что в силу действующего законодательства полномочия в области обращения с ТКО закреплены за сельскими поселениями, а обязанность по приобретению и установке контейнеров для ТКО лежит на региональном операторе, расходы на которые предусматриваются в составе необходимой валовой выручки при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Проверяя приведенные доводы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)
под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Аналогичные полномочия в области обращения с ТКО закреплены за органами местного самоуправления муниципальных районов (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктами 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В пункте 3 статьи 8 Закона N 89-ФЗ определено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.1 Закона Рязанской области от 5 декабря 2014 года N 87-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения" содержится правило о закреплении с 1 января 2019 года за сельскими поселениями Рязанской области вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 4 (за исключением организации в границах сельского поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения), 5 - 8, 15, 18, 22, 26, 31, 32, 33.1, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Согласно пункту 18 части 3 статьи 14 Закона N131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита", содержание термина "организация", используемого в Законе N 131-Ф3 при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учётом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район", законодатель, будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определённости правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, чётким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
С учетом системного толкования приведённых положений действующего федерального, регионального и местного законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации во взаимосвязи судебная коллегия соглашается с суждениями судов первой и апелляционной инстанций о том, что за сельским поселением закреплены в данном случае только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО, выразившееся в рассматриваемом случае в утверждении схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведения соответствующего реестра, а обязанность по непосредственному созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям муниципального района.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, включая обработку ТКО, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование ТКО, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки ТКО.
Расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
При этом Основами ценообразования предусмотрена возможность определения расходов свыше названного размера при соблюдении определенных в данных Основах условий.
Согласно пункту 13(1) Правила обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Таким образом, региональный оператор вправе приобрести контейнеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены такие расходы.
Из дела видно, что привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО "Эко-Пронск" является региональным оператором в сфере обращения с ТКО.
Согласно письму Минприроды России от 11 октября 2019 года N 08-25-53/24802 организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки. По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.
Из письменных пояснений представителя ООО "Эко-Пронск" по существу административного иска со ссылкой на Постановление ГУ РЭК Рязанской области от 27 сентября 2019 года N 97 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Эко-Пронск" на территории Рязанской области" не следует, что предельный тариф сформирован с учетом учета расходов организации, необходимых для обустройства мест (площадок) накопления ТКО контейнерами.
Доказательств обратному в деле не имеется.
При изложенных выше обстоятельствах суды обоснованно возложили на администрацию муниципального района обязанность оборудовать места (площадки) накопления ТКО на территории муниципального образования Лощининское сельское поселение контейнерами для сбора ТКО в соответствии с СанПин 2.1.3684-21, отклонив при этом соответствующие доводы административного ответчика, ошибочно полагавшего, что Основы ценообразования устанавливают обязательные требования для регионального оператора в части приобретения контейнеров для ТКО.
Доводы администрации, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Забродиной С.А. оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Касимовского районного суда Рязанской области от 19 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Забродиной С.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 марта 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.