Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Капитоновой И.А. на решение Касимовского районного суда Рязанской области от 14 июля 2021 г. (дело N 2а-409/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 6 октября 2021 г. (дело N 33а-2847/2021), вынесенные по административному делу по административному иску Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Касимовского муниципального района Рязанской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя прокуратуры Смирновой М.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Касимовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, в котором с учетом уточнения требований, просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся непринятии мер в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования; обязать создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования - Дмитриевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области; обязать административного ответчика дооборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования - Дмитриевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, установив на каждой площадке контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на территории: с. Дмитриево в количестве 37 штук, с. Данево в количестве 6 штук, д. Балобаново в количестве 1 штуки, д. Выкуши в количестве 4 штук, д. Большой Мутор в количестве 8 штук, д. Малый Мутор в количестве 1 штуки, д. Семенчуково в количестве 4 штук в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 26 мая 2021 г. по заявлению Касимовского межрайонного прокурора произведена замена ненадлежащего административного ответчика - администрации муниципального образования Дмитриевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области на администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области.
Решением Касимовского районного суда Рязанской области от 14 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 6 октября 2021 г, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 декабря 2021 г, представитель администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Капитонова И.А, ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, указывая, что обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере обращения с ТБО необходимо возложить на администрацию муниципального образования - Дмитриевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, установив, что в нарушение требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и норм санитарно-эпидемиологического законодательства на территории МО - Дмитриевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области отсутствуют организованные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, признали незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся непринятии мер в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, и, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, возложили на администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области обязанность создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования - Дмитриевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области на территории: с. Дмитриево, с. Данево, д. Балобанов, д. Выкуши, д. Большой Мутор, д. Малый Мутор, д. Семенчуково, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.
Не соглашаясь с требованиями прокурора, административным ответчиком в кассационной жалобе приведены доводы о том, что Законом Рязанской области N 87-ОЗ от 5 декабря 2014 г. полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами закреплены за сельскими поселениями, а обязанность по приобретению и установке контейнеров для ТКО лежит на региональном операторе.
С указанной позицией администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, судебная коллегия кассационного суда согласиться не может.
Судами, проанализированы положения пунктов 2 и 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 2.1 Закона Рязанской области N 87-ОЗ от 5 декабря 2014 г. "О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения", и с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 2-П от 29 марта 2011 года, правомерно сделан вывод, что полномочиями по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории названного сельского поселения наделена администрация Касимовского муниципального района Рязанской области.Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе N 131-Ф3 при определении вопросов местного значения должно раскрываться с учётом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 26 апреля 2016 г. N 13-П, законодатель, будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определённости правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, чётким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 503-ФЭ) "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьёй 1 названного закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Аналогичные полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами закреплены за органами местного самоуправления муниципальных районов (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
В пункте 3 статьи 8 того же закона определено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют названные полномочия на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
С учетом системного толкования приведённых положений действующего законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует отметить, что Федеральный закон N 89-ФЗ содержит исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, с указанием на их обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 12 Устава МО - Дмитриевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области к вопросам местного значения Дмитриевского сельского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, приведённые положения Закона Рязанской области и Устава сельского поселения закрепляют за поселением только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов, в то время как Федеральный закон N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" содержит конкретный перечень полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами и относит обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов к полномочиям муниципального района.
Судами обоснованно отмечено, что не освобождает от указанной обязанности администрацию района и предусмотренная Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484) возможность приобретения контейнеров непосредственно региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный нормативный акт определяет систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения, вместе с тем не устанавливает обязательные требования для регионального оператора в части приобретения контейнеров для твёрдых коммунальных отходов.
Согласно пункту 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Доводы администрации, приведенные в кассационной жалобе, были предметом подробного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
На основании изложенного, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций приняты в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Касимовского районного суда Рязанской области от 14 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 6 октября 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Касимовского муниципального района Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 февраля 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.