Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя УФСИН России по Костромской области по доверенности Самсонова А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 29 сентября 2021 года (дело N 33а-2068/2021) по административному делу по административному исковому заявлению Лесного Василия Васильевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области об оспаривании представления и этапирования на принудительное психиатрическое лечение.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав в режиме видеоконференцсвязи возражения Лесного В.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лесной В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области (далее по тексту - УФСИН России по Костромской области) о признании незаконными представления от 06 апреля 2021 года о переводе в ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России и действий по этапированию на принудительное психиатрическое лечение.
Требования мотивированы тем, что он незаконно направлен в принудительном порядке на психиатрическое лечение, медицинская комиссия проведена без его участия, он никем не освидетельствовался, предложений о прохождении добровольного лечения ему не поступало.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 2 июля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 29 сентября 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворен, признаны незаконными действия по переводу Лесного В.В. из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области по плановым медицинским показаниям.
?
В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Костромской области по доверенности Самсонов А.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения в связи с нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, изложенных в апелляционном определении, обстоятельствам административного дела. Указывается, что действующее законодательство не содержит запрета на проведение медицинского психиатрического освидетельствования в отсутствии пациента. Оспариваемое решение от 6 апреля 2021 года фактически не реализовано, в связи с чем права и законные интересы административного истца не нарушены.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в виду следующего.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 09 октября 2020 года Лесной В.В. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области (отряд участка колонии-поселения).
На основании медицинских заключений у Лесного В.В. выявлено психическое расстройство.
Согласно выписке из истории болезни N 128 Лесной В.В. поступил в ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница" 19 января 2021 года с диагнозом "Смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации. Эмоционально-неустойчивое расстройство личности", выписан 20 января 2021 года. Лечение не проводилось, рекомендована консультативная помощь психиатра.
С 20 января по 03 февраля 2021 года Лесной В.В. находился на стационарном лечении в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, направлен в плановом порядке для консультации врачом-психиатром. При поступлении в стационар соматических жалоб не предъявлял, выписан в удовлетворительном состоянии по месту содержания. Рекомендовано динамическое наблюдение врача-психиатра, при ухудшении состояния рекомендовано представить Лесного В.В. на врачебную комиссию для решения вопроса о недобровольной госпитализации в ПБ ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России.
3 марта 2021 года врачами-психиатрами произведен совместный осмотр Лесного В.В, в результате которого рекомендовано проведение врачебной комиссии для решения вопроса о недобровольной госпитализации в психиатрический стационар.
Согласно медицинскому заключению врачебной комиссии ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России от 4 марта 2021 года N 57 Лесной В.В. страдает психическим заболеванием: расстройство личности эмоционально-неустойчивого типа, декомпенсация, которое представляет для него непосредственную опасность, позволяет предполагать резкое ухудшение его состояния в случае оставления без психиатрической помощи, которая может быть оказана только в условиях специализированного психиатрического стационара в недобровольном порядке, на основании пунктов "а", "в" статьи 29 Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Комиссией врачей рекомендовано направить Лесного В.В. на лечение в ФКЛПУ СПБ УФСИН России по Ярославской области в недобровольном порядке.
26 марта 2021 года в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области на участке колонии-поселения выявлено отсутствие осужденного Лесного В.В. В этот же день он был задержан в д. Борисиха Костромского района Костромской области на расстоянии 7 км от исправительного учреждения.
Постановлением следователя СО ОМВД России по Костромской области от 2 апреля 2021 года, по согласованию с руководителем следственного органа - заместителем начальника УМВД России по Костромской области - начальником следственного управления, осужденный Лесной В.В. переведен в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области на срок 2 месяца в порядке статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации для производства следственных и иных процессуальных действий.
6 апреля 2021 года начальником УФСИН России по Костромской области утверждено оспариваемое представление на перевод осужденного Лесного В.В. по плановым медицинским показаниям в ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России для наблюдения и лечения в условиях стационара (принудительное).
Постановлением Костромского районного суда Костромской области от 21 апреля 2021 года Лесной В.В, подозреваемый в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 313 Уголовного кодекса Российской Федерации, помещен в психиатрический стационар ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница" для производства стационарной судебной психиатрической экспертизы.
30 апреля 2021 года Лесной В.В. направлен в отделение судебно-психиатрических экспертиз ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница" для проведения экспертизы, по результатам проведения которой комиссия экспертов пришла к заключению о том, что Лесной В.В. в момент совершения инкриминируемого ему деяния и в настоящее время страдал и страдает эмоционально-неустойчивым расстройством личности. По своему психическому состоянию в момент совершения инкриминируемого ему деяния Лесной В.В. не находился и мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В настоящее время он может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В применении мер медицинского характера не нуждается. По своему психическому состоянию Лесной В.В. может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания, может участвовать в следственных, процессуальных действиях и в судебном заседании, также может самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве.
Согласно ответу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области от 1 июля 2021 года N N и с 04 мая по 04 июня 2021 года Лесной В.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области на основании постановления следователя СО ОМВД России по Костромскому району Костромской области в порядке статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В период с 30 апреля по 04 мая 2021 года Лесной В.В. находился в ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница" на основании постановления следователя СО ОМВД России по Костромскому району Костромской области.
4 июня 2021 года Лесной В.В. переведен в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области на основании представления УФСИН России по Костромской области от 6 апреля 2021 года на перевод осужденного по плановым медицинским показаниям в больницу ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России.
11 июня 2021 года Лесной В.В. этапирован в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области в связи с отменой представления УФСИН России по Костромской области от 6 апреля 2021 года.
Из справки, представленной УФСИН по Костромской области от 28 сентября 2021 года, осужденный Лесной В.В. 4 июня 2021 года возвращался в ИК-7 по окончании следственных действий. С 4 по 11 июня 2021 года он находился в СИЗО-1 на основании представления ФКУЗ МСЧ -44 ФСИН России от 6 апреля 2021 года N N (транзит в ФКУ СПБ УФСИН России по Ярославской области в психиатрический стационар). С 11 июня по 8 июля 2021 года он находился в ИК-7.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действиями административного ответчика права и законные интересы административного истца не нарушены, поскольку имелись основания для недобровольного помещение Лесного В.В. в психиатрический стационар, оспариваемое предписание не противоречит требованиям закона, а также фактически не реализовано.
Отменяя указанное решение, и принимая по делу новое решение об удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оснований для принудительной госпитализации осужденного Лесного В.В. в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, не имелось.
Суд кассационной инстанции находит указанные выводы суда апелляционной инстанции верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права.
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии со статьей 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1). В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения (часть 2). Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5).
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N-Ф3) лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 26 Федерального закона N 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (далее по тексту - Порядок) оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).
Осужденные направляются в медицинские организации УИС для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (пункт 5 Порядка).
Пунктами 16 и 17 Порядка предусмотрено, что при подозрении на наличие у лица, заключенного под стражу, или осужденного психического расстройства и расстройства поведения (далее - психическое расстройство) указанные лица осматриваются врачом-психиатром, который знакомится с материалами личного дела и медицинской документацией пациента с целью выявления сведений об имеющихся психических расстройствах и фактах направления на судебно-психиатрическую экспертизу (далее - СПЭ).
Из медицинских организаций, где наблюдалось или проходило обследование и лечение по поводу психического расстройства лицо, содержащееся под стражей, или осужденный, запрашиваются выписки из медицинской документации пациента и копии заключений СПЭ с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и соблюдении врачебной "данные изъяты".
При обострении (декомпенсации) психического расстройства у лица, содержащегося под стражей, или осужденного, он направляется для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в специализированную больницу медицинской организации УИС или медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
После завершения лечения лицо, содержащееся под стражей, или осужденный по прибытии в учреждение УИС осматривается врачом-психиатром.
В случаях, когда психическое состояние лица, заключенного под стражу, или осужденного представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, медицинская помощь оказывается врачом-психиатром медицинской организации УИС или медицинской организации до прибытия бригады скорой медицинской помощи или госпитализации указанного выше лица в специализированную больницу или медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
В соответствии с пунктом 46 Порядка направление лиц, заключенных под стражу, или осужденных для оказания медицинской помощи в медицинских организациях, находящихся на территории другого субъекта Российской Федерации, осуществляется территориальным органом ФСИН России по согласованию со ФСИН России с учетом планируемых сроков оказания медицинской помощи.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года N 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, который распространяется на исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы и помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора, созданные на территориях исправительных учреждений.
В соответствии с пунктом 19 названного Порядка перевод осужденного в лечебно-профилактическое или лечебное исправительное учреждение в пределах субъекта Российской Федерации по плановым медицинским показаниям осуществляется по решению начальника территориального органа ФСИН России на основании представления начальника медико-санитарной части (филиала медико-санитарной части) ФСИН России, а при необходимости перевода осужденного в лечебно-профилактическое или лечебное исправительное учреждение другого субъекта Российской Федерации - по решению ФСИН России, а также письменного согласия осужденного, за исключением ликвидации или реорганизации лечебного исправительного учреждения, а также случаев, предусмотренных статьей 29 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Осужденные, не нуждающиеся в дальнейшем лечении в условиях лечебно профилактических или лечебных исправительных учреждений, возвращаются в исправительные учреждения, где они ранее отбывали наказание (пункт 20 Порядка).
Суд апелляционной инстанции установил, что перевод Лесного В.В. из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области в Больницу ФКУЗ МСЧ-76 ФСИН России для наблюдения и лечения в условиях стационара (принудительное) осуществлен на основании медицинского заключения врачебной комиссии ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России N 57 от 4 марта 2021 года. Врачебная комиссия проведена без участия Лесного В.В.
Согласно части 4 статьи 11 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года N 3185- 1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее по тексту - Закон о психиатрической помощи) лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации, а также при недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона. В этих случаях, кроме неотложных, лечение применяется по решению комиссии врачей-психиатров.
В соответствии со статьёй 29 названного Закона, лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
Лицо, госпитализированное в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона, подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров медицинской организации, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, он подлежит немедленной выписке (часть 1 статьи 32 Закона о психиатрической помощи).
Лицу должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпитализации. Если по сведениям, полученным от представителя медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, психическое состояние лица не позволяет ему лично участвовать в рассмотрении вопроса о его госпитализации в помещении суда, то заявление о госпитализации рассматривается судьей в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях (часть 2 статьи 34 Закона о психиатрической помощи).
Исходя из системного анализа приведенных норм, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что психиатрическое освидетельствование комиссией врачей при недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным статьей 29 Закона Российской Федерации N 3185-1, должно проводиться с обязательным участием лица, в отношении которого рассматривается данный вопрос.
Оспариваемое представление принято спустя месяц после заключения врачебной комиссии о необходимости госпитализации Лесного В.В. в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в принудительном порядке на основании пунктов "а" и "в" статьи 29 Закона о психиатрической помощи, а его реализация осуществлена в период с 4 июня 2021 года по 11 июня 2021 года (Лесной В.В. переведен из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области - транзит в ФКУ СПБ УФСИН России по Ярославской области в психиатрический стационар).
На основании постановления следователя СО ОМВД России по Костромской области от 2 апреля 2021 года осужденный Лесной В.В. переведен в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области для производства следственных и иных процессуальных действий, в отношении него проведена стационарная судебная психиатрическая экспертиза.
Согласно выписке из истории болезни N N ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница" Лесной В.В. поступил 30 апреля 2021 года, выписан 4 мая 2021 года. Психическое состояние: контакту доступен, на вопросы отвечает по существу, эмоционально ровен, настроение в целом нейтральное. Рассказывает, что в местах лишения свободы пытается бороться за справедливость, а побег - это попытка привлечения внимания. Интеллект, память достаточные. Мышление обычное по темпу. Психопродуктивной симптоматики нет. Критика к правонарушению сохранена. Суицидальной настроенности не прослеживается.
Из протокола заседания врачебной комиссии ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России от 08 июня 2021 года N 167 следует, что по результатам осмотра Лесного В.В. (диагноз: эмоционально-неустойчивое расстройство личности) рекомендовано направить на обследование и лечение в ФКЛПУ СПБ У ФСИН России по Ярославской области с согласия заключенного. Показаний для недобровольной госпитализации на момент осмотра нет.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что цель перевода осужденного Лесного В.В. не была достигнута, в связи с чем, оспариваемое представление от 06 апреля 2021 года не соответствует требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах дела, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьёй 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования судом норм материального и процессуального права при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Принимая во внимание, что суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое апелляционное определение является законным и обоснованным, в связи с чем, основания для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Костромской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.