В целях обеспечения реализации мероприятий по направлению "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" программы реализации приоритетного национального проекта "Образование", руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", решением Земского Собрания Чусовского муниципального района от 16.04.2009 N 624 "О Порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Чусовского муниципального района", Уставом муниципального образования "Чусовской муниципальный район Пермского края" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок использования детьми-инвалидами оборудования для дистанционного обучения (далее - Порядок).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Чусовской рабочий".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы района по социальным вопросам Л.К. Сошникову.
Глава муниципального района |
Н.И. Симаков |
Порядок
использования детьми-инвалидами оборудования для дистанционного обучения
(утв. постановлением администрации Чусовского муниципального района Пермского края от 30 июня 2014 г. N 826)
I. Общие положения
1.1. Дистанционное образование детей-инвалидов осуществляется в Чусовском муниципальном районе Пермского края в рамках мероприятий по направлению "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов", программы реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы, одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года (далее по тексту - Мероприятие).
1.2. Нормативными документами, регламентирующими дистанционное образование детей-инвалидов, (далее - дистанционное образование детей-инвалидов), являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N 1112 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов";
- программа реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы, одобренная на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года;
- Перечень поручений Президента Российской Федерации от 23.11.2011 N Пр-3516;
- протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 08.11.2011 N АЖ-Ш2-71;
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 года N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации";
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2012 года N 07-832 "Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий".
II. Принципы организации дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому
2. Основными принципами организации дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому (далее - дети-инвалиды), являются:
2.1. добровольность участия детей-инвалидов в проекте;
2.2. обеспечение конституционных прав граждан детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий;
2.3. обеспечение условий детям-инвалидам для получения ими общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием элементов дистанционных технологий;
2.4. адаптивность модели дистанционного образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов;
2.5. создание условий для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов, участвующих в проекте.
III. Функции Управления образования администрации Чусовского муниципального района Пермского края по реализации Мероприятия
3. Управление образования администрации Чусовского муниципального района Пермского края является отраслевым функциональным органом, осуществляющим реализацию Мероприятия. При реализации Мероприятия Управление образования:
3.1. осуществляет взаимодействие по реализации Мероприятия с федеральными и краевыми органами исполнительной власти, с органами местного самоуправления, со сторонними организациями;
3.2. осуществляет общее руководство Мероприятием;
3.3. обеспечивает организацию обучения пользованию комплектом оборудования, используемого в процессе дистанционного обучения, детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) и педагогов;
3.4. осуществляет организацию технического обслуживания рабочих мест детей и педагогов, предусматривающее, в том числе оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости - замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих;
3.5. оказывает консультативную помощь участникам образовательного процесса (общеобразовательным учреждениям, в которых обучаются дети-инвалиды, педагогам, осуществляющим дистанционное обучение детей-инвалидов, детям-инвалидам, родителям (законным представителям) детей-инвалидов);
3.6. обеспечивает управление образовательным ресурсом для детей-инвалидов с учетом возможностей образовательных Интернет-ресурсов и особенностей здоровья детей-инвалидов;
3.7. контролирует эксплуатацию компьютерной техники и периферийного оборудования, обеспечивает их сохранность;
3.8. организует регулярное проведение коллективных образовательных мероприятий для детей-инвалидов с учетом возможностей компьютерной платформы (системы) дистанционного обучения и пропускной способности каналов связи.
3.9. осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями) детей-инвалидов по вопросам реализации Мероприятия;
3.10. решает в установленном порядке вопросы передачи в безвозмездное временное пользование компьютерного и телекоммуникационного оборудования в семьи детей-инвалидов;
3.11. осуществляет контроль за ходом образовательного процесса с использованием элементов дистанционных образовательных технологий;
3.12. осуществляет учет детей-инвалидов, которым не противопоказано дистанционное обучение, готовит предложения для расширения участия детей-инвалидов в Мероприятии;
3.13. организует совместно с общеобразовательными учреждениями, в контингент которых зачислены дети-инвалиды, выбор обучающимися и их родителями (законными представителями) индивидуальной образовательной траектории, формирование индивидуального учебного плана;
3.14. осуществляют контроль за обеспечением сохранности здоровья детей-инвалидов в ходе реализации Мероприятия;
3.15. совместно с администрацией общеобразовательных учреждений, которые закреплены за детьми-инвалидами, готовит предложения по подбору и расстановке педагогов;
3.16. осуществляет комплекс мер по защите персональных данных детей-инвалидов и педагогов, формирующихся в ходе подготовки и реализации Мероприятия;
3.17. направляет отчеты по установленным формам о реализации Мероприятия на территории муниципального района в контролирующие органы.
IV. Функции общеобразовательных учреждений, обучающих на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий
4. Назначенные в общеобразовательных учреждениях ответственные лица за реализацию проекта (заместители директора, классные руководители, иные работники общеобразовательного учреждения):
4.1. координируют реализацию Мероприятия на уровне образовательного учреждения;
4.2. организуют работу учителей, осуществляющих образовательный процесс, в рамках, зафиксированных в приложении к лицензии, уровней общеобразовательных программ;
4.3. осуществляют взаимодействие с родителями (законными представителями) детей-инвалидов по вопросам реализации Мероприятия;
4.4. заключают договоры с родителями (законными представителями) детей-инвалидов о передаче оборудования в безвозмездное временное пользование и осуществляет контроль за состоянием и целевым использованием родителями (законными представителями) детей-инвалидов передаваемого оборудования;
4.5. осуществляют контроль за ходом образовательного процесса, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
4.6. осуществляют учет детей-инвалидов, которым не противопоказано дистанционное обучение, готовят предложения для расширения участия детей-инвалидов в Мероприятии;
4.7. ежегодно организуют выбор обучающимися и их родителями (законными представителями) индивидуальной образовательной траектории, формирование и утверждение индивидуального учебного плана;
4.8. осуществляют взаимодействие со сторонними организациями по вопросам обеспечения сохранности здоровья детей-инвалидов в ходе реализации Мероприятия;
4.9. решают вопросы обеспечения первоочередного доступа учителей, осуществляющих образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, к образовательным ресурсам сети Интернет со школьных компьютеров;
4.10. организуют текущие и промежуточные аттестации детей-инвалидов, обучающихся на дому, учителями, осуществляющими образовательный процесс с использованием дистанционных технологий;
4.11. организуют учет индивидуальных достижений детей-инвалидов, фиксируемых компьютерной системой (платформой), и контролируют отражение индивидуальных достижений в соответствующих школьных документах (классный журнал, табель успеваемости, личное дело и др.);
4.12. направляют отчеты по установленным формам о реализации Мероприятия в общеобразовательном учреждении в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
V. Порядок индивидуального обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий
5.1. Услуга детям-инвалидам по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации общеобразовательным учреждением в соответствии с имеющейся лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.
5.2. В реализации Мероприятия на добровольной основе могут принимать участие обучающиеся из числа детей-инвалидов, нуждающиеся в обучении на дому, которым работа на компьютере не противопоказана по состоянию здоровья.
5.3. Списки детей-инвалидов для участия в Мероприятии уточняются ежегодно общеобразовательными учреждениями, в контингент которых они зачислены, и составляются на основании заявлений родителей (законных представителей).
5.4. Детям-инвалидам из числа участников Мероприятия в безвозмездное временное пользование предоставляются:
- специализированная компьютерная и периферийная техника;
- доступ к образовательным ресурсам сети Интернет;
- авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика;
- иные необходимые для организации дистанционного образования материальные ценности и методические ресурсы.
5.5. Передача комплекта компьютерного оборудования обучающемуся осуществляется на основании договора о передаче оборудования в безвозмездное временное пользование, заключаемого с родителями (законными представителями) обучающегося. Факт передачи оборудования фиксируется соответствующим актом.
5.6. Обучение детей-инвалидов осуществляется на основании индивидуального учебного плана с учетом возможностей детей-инвалидов и пожеланий родителей (законных представителей), разрабатываемого в соответствии с Региональным базисным учебным планом для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому (далее - базисный учебный план).
5.7. Обучение детей-инвалидов в рамках часов, отведенных на обязательные занятия базисным учебным планом, осуществляется учителями общеобразовательного учреждения, в контингент которого зачислены дети-инвалиды.
5.8. Использование в учебном процессе специализированного образовательного ресурса (контента) обучающимся и учителем-предметником должно быть направлено на улучшение восприятия учебного материала путем расширения дидактических возможностей традиционных образовательных технологий и социализации за счет повышения наглядности, использования элементов интерактивности.
5.9. До завершения ребенком-инвалидом, включенным в Мероприятие, обучения в общеобразовательном учреждении, в связи с получением основного общего образования или среднего общего образования, оборудование остается в муниципальной собственности и находится в оперативном управлении образовательного учреждения, включенного в Мероприятие. Детям-инвалидам оборудование передается в порядке, указанном в п. 5.5. настоящего Порядка.
5.10. После окончания ребенком-инвалидом, включенным в Мероприятие, обучения в общеобразовательном учреждении, в связи с получением основного общего образования или среднего общего образования, оборудование передается в дар ребенку-инвалиду (инвалиду) для продолжения образования с использованием дистанционных образовательных технологий, а также получения доступа к информационным ресурсам (если комплекты передаются в дар несовершеннолетним обучающимся), что оформляется соответствующим актом, который подписывается с их родителями (законными представителями).
5.11. В случае потери ребенком, являющимся участником Мероприятия, статуса ребенка-инвалида вследствие успешной медицинской, социальной или иной реабилитации, оборудование, срок эксплуатации которого не истек (составляет менее 3 лет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"), возвращается в образовательное учреждение, остается в муниципальной собственности и может быть впоследствии передано другому обучающемуся на дому ребенку-инвалиду для организации обучения с использованием дистанционных технологий. Если срок эксплуатации оборудования истек (превысил 3 года), оборудование передается в дар ребенку.
5.12. В случае получения ребенком-инвалидом, являющимся участником Мероприятия, медицинских рекомендаций об изменении формы обучения и продолжения обучения в традиционной классно-урочной форме, но сохранении статуса ребенка-инвалида, оборудование продолжает находиться в распоряжении ребенка-инвалида на договорной основе и может быть в дальнейшем передано в дар в соответствии с алгоритмом, описанным в п. 5.9. настоящего Порядка.
5.13. Для участвующих в Мероприятии детей-инвалидов, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении, определяется порядок передачи оборудования, аналогичный указанному в п. 5.9.-5.12. настоящего Порядка. При этом осуществляется проверка наличия оборудования, его исправности и эксплуатации в соответствии с целями и условиями его предоставления в таких семьях не реже 1 раза в полугодие, данная позиция отражается в договорах безвозмездного пользования, заключаемых образовательным учреждением с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида.
5.14. Отказ родителей (законных представителей) от участия в проекте в середине учебного года должен быть оформлен письменно с последующим информированием Управления образования администрации Чусовского муниципального района Пермского края.
VI. Правовое положение учителей при дистанционном обучении детей-инвалидов
6.1. Педагог имеет право на свободу выбора и использования иных методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной общеобразовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся.
6.2. Педагогам, осуществляющим образовательный процесс, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами учителя.
6.3. Администрация общеобразовательного учреждения обеспечивает приоритетный доступ учителям, использующим дистанционные образовательные технологии, к сети Интернет на школьном оборудовании за счет трафика Министерства образования и науки Пермского края.
6.4. Календарно-поурочное (тематическое) планирование учителя составляется с учетом возможностей специализированного образовательного ресурса (контента).
6.5. Учитель, осуществляющий образовательный процесс, проводит текущую и промежуточную аттестации, обеспечивает учет индивидуальных достижений детей-инвалидов, фиксируемых компьютерной системой (платформой), отражает индивидуальные достижения в соответствующих школьных документах (классный журнал, табель успеваемости, личное дело и др.).
6.6. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся из числа детей-инвалидов осуществляется на общих основаниях в соответствии с установленным Министерством образования и науки Российской Федерации порядком проведения государственной (итоговой) аттестации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Чусовского муниципального района Пермского края от 30 июня 2014 г. N 826 "О утверждении Порядка использования детьми-инвалидами оборудования для дистанционного обучения"
Текст постановления официально опубликован не был