В соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации", от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях реализации принципа общедоступности дошкольного образования, развития вариативных форм дошкольного образования с учетом потребности населения, а также обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные организации, поддержки материнства и детства, постановляю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 29 декабря 2012 г. следует читать как "N 273-ФЗ"
1. Утвердить прилагаемое Положение о вариативных формах развития дошкольного образования на базе дошкольных образовательных организаций городского округа "Город Губаха".
2. Управлению образования администрации городского округа "Город Губаха" рассмотреть возможность внедрения вариативных форм развития дошкольного образования в работу образовательных организаций и обеспечить необходимые условия для их внедрения на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений города.
3. Постановление опубликовать в официальном вестнике газеты "Уральский шахтер" и на официальном сайте городского округа.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социальным вопросам А.В. Давыдова.
Глава администрации |
Н.В. Лазейкин |
Положение
о вариативных формах развития дошкольного образования на базе дошкольных образовательных организаций городского округа "Город Губаха"
(утв. Постановлением администрации от 8 сентября 2014 г. N 995)
1. Общие положения
1.1. Положение о вариативных формах развития дошкольного образования на базе дошкольных образовательных организаций городского округа "Город Губаха" (далее - Положение) определяет порядок создания вариативных форм (далее - Вариативные формы) дошкольного образования.
1.2. Вариативные формы дошкольного образования - это структурные подразделения дошкольных образовательных организаций (далее - Организация), реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.
1.3. Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
1.4. Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений:
- доступность дошкольного образования: обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием;
- реализация на практике индивидуального подхода в воспитании и развитии детей
- развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;
- психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.
1.5. Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
1.6. При реализации вариативных форм руководители Организаций в своей деятельности руководствуются действующими федеральными и краевыми законодательными актами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, договором, заключенным между дошкольной образовательной организацией и родителями (законными представителями), а также настоящим Положением.
1.7. Вариативная форма создается, реорганизуется, ликвидируется на основании решения администрации городского округа "Город Губаха" (далее - Учредитель), приказа управления образования по запросу родителей (законных представителей).
1.8. Вид вариативной формы выбирает и организует руководитель Организации на основе анализа запроса и имеющихся условий.
2. Виды вариативных форм дошкольного образования
2.1. Группы кратковременного пребывания (ГКП) - вариативная форма дошкольного образования в режиме неполного дня (до 5 часов), являющаяся структурным подразделением образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказания консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.
К ГКП относятся:
- "Адаптационная группа" - для детей от 2 месяцев до 3 лет, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ;
- "Группа развития" - для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;
- группа "Играя, обучаюсь" - для детей от 1,5 до 7 лет, обеспечивающая освоение ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению;
- группа "Будущий первоклассник" - для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
- "Группа для детей, у которых русский язык не является родным" - для детей от 3 до 7 лет, нацеленной на адаптацию нерусского ребенка в новой для него русскоязычной среде, на овладение им навыками русской речи, формирование его готовности к школьному обучению;
- "Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня" - для детей от 2 до 7 лет, цель которой заключается в оказании помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми;
- "Группа для детей с отклонениями в развитии" - для детей от 2 лет до 7 лет, направленная на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методическую поддержку родителей.
- группа "Особый ребенок" - для детей от 2 лет до 7 лет, направлена на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование предпосылок учебной деятельности, социальную адаптацию, содействие родителям в организации воспитания и обучения детей.
2.2. Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.
Основные задачи ЦИПР:
- оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
- обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.
2.3. Консультативный пункт (КП) - для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
Основные задачи КП:
- оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;
- оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- обеспечение взаимодействия между государственной образовательной организацией, реализующей общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.
- проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные организации.
2.4. Служба ранней помощи (СРП) создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные организации.
Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательную организацию, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Основные задачи СРП:
- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;
- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
- включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;
- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
2.5. Служба сопровождения семьи ребёнка раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Основной целью организации модели сопровождения является создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста, стимуляция его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.
Задачами сопровождения являются:
- определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
- максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
- мониторинг развития ребенка в процессе целенаправленной психолого-педагогической помощи;
- консультирование родителей по вопросам воспитания детей раннего возраста и др.
2.6. Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.
Основные задачи:
- реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;
- проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;
- обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
- проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;
- психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей;
- помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;
- подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.
2.7. Педагогическая деятельность по типу "гувернерства". "Гувернерская служба" создается в образовательной организации с целью удовлетворения потребностей семьи в воспитании детей на дому; расширение сферы платных дополнительных образовательных услуг, привлечение в дошкольную образовательную организацию дополнительных источников финансирования.
Основные задачи "гувернерской службы":
- Оказать помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому (на возмездной основе).
- Реализовать новые подходы во взаимодействии: детский сад-ребенок-семья, развить новые формы дошкольного образования.
- Организовать диагностическую, консультативную и медицинскую помощь родителям детей, не посещающих дошкольные образовательные организации.
- Обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием.
3. Порядок организации вариативных форм в дошкольной образовательной организации
3.1. Заказчиком вариативных форм дошкольного образования может выступать управление образования, дошкольная организация, потребитель муниципальной услуги: родитель (законный представитель).
3.2. Разработчиком вариативных форм дошкольного образования могут выступать образовательная организация или физические лица.
3.3. Исполнители вариативных форм дошкольного образования - образовательные организации разных уровней и видов.
3.4. Сроки функционирования вариативных форм дошкольного образования определяются действием договора между Организацией и родителем (законным представителем).
3.5. Основой для создания вариативных форм является анализ и оценка социально-экономической ситуации существующей в сфере дошкольного образования городского округа "Город Губаха".
Цель аналитической деятельности - выявление основных тенденций (позитивных и негативных), ключевых проблем, потенциальных возможностей, скрытых ресурсов системы дошкольного образования.
3.6. Анализ состояния дошкольного образования должен исходить из понимания дошкольного образования как системы и отражаться в количественно-качественных показателях, которые группируются в четыре блока:
- "Обеспечение государственной гарантии на общедоступность дошкольного образования, удовлетворение потребности населения в дошкольных образовательных услугах";
- "Условия содержания и образования детей" (конкретно по Организации, в которой планируется организация вариативных форм)
- "Кадровый потенциал" (конкретно по Организации, в которой планируется организация вариативных форм)
- "Финансирование и хозяйственная деятельность" (конкретно по Организации, в которой планируется организация вариативных форм).
3.7. При организации вариативных форм Учредитель содействует созданию в Организации соответствующих форме условий, а руководитель Организации несет ответственность за качество оказываемой услуги.
3.8. В дошкольной образовательной организации, открывающей вариативную форму должна быть создана нормативно-правовая база:
- Положение.
- Приказ учредителя об открытии на базе конкретной дошкольной образовательной организации вариативной формы.
- Внесены изменения в устав дошкольной образовательной организации, в которой указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые Организацией в разделе "Образовательная деятельность" (как в пределах выделенных бюджетных ассигнований для детей и родителей, так и при реализации дополнительных образовательных услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста и родителям за плату) с полным их перечнем.
- Договор с родителями, желающими пользоваться услугами.
- Смета расходов на содержание ребенка.
- Штатное расписание.
- Должностные инструкции.
- Дополнительные соглашения (или трудовые договора) с работниками по оказанию услуг.
- Приказ по дошкольной образовательной организации о создании вариативной формы.
- Режим дня и распорядок организации жизнедеятельности детей.
- Образовательная программа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края от 8 сентября 2014 г. N 995 "Об утверждении Положения о вариативных формах развития дошкольного образования на базе образовательных организаций городского округа "Город Губаха"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был