В целях организации совместной деятельности субъектов системы профилактики несовершеннолетних на территории Большесосновского муниципального района по вопросам раннего выявления и пресечения фактов жестокого обращения в отношении детей, а также сопровождения и реабилитации пострадавших несовершеннолетних, в соответствии статьей 8 Устава Большесосновского муниципального района", администрация Большесосновского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Положение о межведомственном взаимодействии по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении несовершеннолетних Большесосновского муниципального района (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в районной газете "Светлый путь" и разместить на официальном сайте Большесосновского муниципального района bsosnovsky.ru.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации Большесосновского муниципального района Дегтереву А.Г.
Глава администрации Большесосновского |
Т.Х. Габаев |
Положение
о межведомственном взаимодействии по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении несовершеннолетних Большесосновского муниципального района
(утв. постановлением администрации Большесосновского муниципального района от 15 сентября 2014 г. N 471-01-07)
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение о межведомственном взаимодействии по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении несовершеннолетних на территории Большесосновского муниципального района (далее - Положение) разработано в целях организации совместной деятельности субъектов системы профилактики несовершеннолетних на территории Большесосновского муниципального района по вопросам раннего выявления и пресечения фактов жестокого обращения в отношении детей, а также сопровождения и реабилитации пострадавших несовершеннолетних.
2. В целях настоящего Положения используются следующие термины:
межведомственное взаимодействие - комплекс мер по осуществлению сотрудничества различных ведомств и относящихся к ним органов для достижения единых целей по определенному направлению деятельности;
безопасность - отсутствие условий для возникновения угроз жизни и (или) здоровью ребенка;
жестокое обращение с ребенком - все формы физического, психического, сексуального насилия, пренебрежение потребностями ребенка со стороны его родителей или иных законных представителей, которые проявляются в форме активных действий или бездействия, приводящих или способных привести к ущербу для здоровья, развития или достоинства ребенка;
физическое насилие - это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, телесные повреждения, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, вреда здоровью и угрозы жизни несовершеннолетнего;
сексуальное насилие - это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми и (или) сверстниками сексуального удовлетворения или материальной выгоды;
суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни); акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл;
суицидальные попытки - целенаправленные действия по самоповреждению с целью смертельного исхода (лишения себя жизни);
муниципальная межведомственная группа - координационный орган, организованный для обеспечения эффективной реализации межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне.
3. Задачи межведомственного взаимодействия:
1) повышение оперативности обмена информацией при выявлении фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних; совершения попыток суицида детьми, и принятие мер по оказанию соответствующей помощи пострадавшим несовершеннолетним и их семьям, в которых они проживают;
2) создание эффективной модели учета несовершеннолетних, ставших жертвами жестокого обращения, совершивших попытку суицида;
3) повышение доступности оказания помощи пострадавшим несовершеннолетним и их семьям;
4) повышение эффективности информационно-просветительской деятельности, направленной на профилактику жестокого обращения с детьми, суицидального поведения несовершеннолетних;
5) создание системы доступного информирования целевых групп:
а) детей, подвергшихся жестокому обращению, склонных к суициду, их семей - об органах и учреждениях, куда можно обратиться за помощью, защитой своих прав;
б) граждан, ставших свидетелями жестокого обращения в отношении ребенка, - об органах и учреждениях, куда можно сообщить о фактах.
Глава 2. Организация межведомственного взаимодействия по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении несовершеннолетних
1. Участниками межведомственного взаимодействия по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении несовершеннолетних являются органы государственной власти и учреждения, указанные в статье 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в том числе:
1) отдел опеки и попечительства межрайонного территориального управления N 1 Министерства социального развития Пермского края по Большесосновскому муниципальному району;
2) государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Большесосновская ЦРБ";
3) управление образования администрации Большесосновского муниципального района;
4) отдел полиции (дислокация с. Большая Соснова) межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Очерский";
5) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. Взаимодействие участников межведомственного взаимодействия по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении несовершеннолетних (осуществляется в соответствии с приложением 1.) осуществляется следующим образом: муниципальная межведомственная группа (далее - ММГ), которую возглавляет заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних, анализирует эффективность работы по фактам жестокого обращения с несовершеннолетними в муниципальных образованиях на территории Большесосновского муниципального района, рассматривает оперативную информацию об экстремальных ситуациях и выносит решение о возможности закрытия случаев жестокого обращения с несовершеннолетними при условии успешной реабилитации пострадавших. Заседания ММГ проводятся ежеквартально, при необходимости, чаще.
6. ММГ осуществляют ежеквартальный мониторинг эффективности мер, принимаемых по фактам жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего, а также эффективности межведомственного взаимодействия по оказанию помощи и сопровождению несовершеннолетних.
7. Результаты мониторинга ежеквартально рассматриваются ММГ на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Большесосновского муниципального района.
8. После рассмотрения межведомственной группой аналитический отчет по результатам мониторинга направляется в Краевую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Глава 3. Функции отдельных участников межведомственного взаимодействия
1. Муниципальная межведомственная группа, организованная на базе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Большесосновского муниципального района:
формируют базу органов и учреждений в муниципальном образовании, а также - доверенных лиц органов и учреждений, где возможно несовершеннолетнему, в отношении которого совершено насилие, или совершившему суицидальную попытку, его семье получить необходимую помощь (далее - База данных);
координируют деятельность и эффективность работы участников межведомственного взаимодействия по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении несовершеннолетних по сопровождению несовершеннолетних, ставших жертвами физического, сексуального насилия, или совершивших попытку суицида;
ежемесячно (до 5 числа месяца следующего за отчетным месяцем) представляют в информацию о работе ММГ по сопровождению несовершеннолетних, ставших жертвами физического или сексуального насилия, совершивших попытку суицида (по каждому случаю).
Глава 4. Система межведомственного взаимодействия по противодействию жестокому обращению в отношении несовершеннолетних
1. Система межведомственного взаимодействия организована в соответствии с приложением 2 и включает в себя действия следующих участников взаимодействия:
ММГ осуществляет прием сообщений в устной (анонимной) формах о суицидальном поведении детей, фактах насилия в отношении несовершеннолетних от:
граждан, которым стало известно о суицидальном поведении детей, фактах насилия в отношении несовершеннолетних;
органов и учреждений системы профилактики (от органов и учреждений здравоохранения - при согласии родителей (законных представителей) ребенка, при их отсутствии - органов опеки и попечительства)
от иных участников межведомственного взаимодействия.
2. Регистрация полученных сообщений производится ответственным секретарём комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Большесосновского муниципального района в "Журнале регистрации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними" и вносится в банк данных "Факты жестокого обращения с несовершеннолетними".
3. Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Большесосновского муниципального района незамедлительно (не позднее 1 часа с момента получения информации) передает информацию о суицидальном поведении несовершеннолетних, фактах насилия в отношении несовершеннолетних по телефону в дежурную часть отдела полиции (дислокации с. Большая Соснова) межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации (Очёрский) для проверки информации и организации следственных мероприятий.
4. Отдел полиции (дислокации с. Большая Соснова) межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации (Очёрский) после проведения проверки достоверности полученной информации (но не позднее 4 часов с момента получения сведений от Службы) передают информацию о подтверждении или не подтверждении суицидального поведения детей, фактах насилия в отношении несовершеннолетних в ММГ при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Большесосновского муниципального района.
5. В случае подтверждения информации о суицидальном поведении детей, фактах насилия в отношении несовершеннолетних, ММГ в течение 24 часов с момента получения сведений от органов внутренних дел передает информацию руководителю ММГ по месту фактического проживания (пребывания) ребенка для принятия мер по его сопровождению, реабилитации и защите.
6. Руководитель ММГ( заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав):
не позднее 1 часа с момента получения информации о подтверждении информации о суицидальном поведении детей, фактах насилия в отношении несовершеннолетних принимает решение об оказании экстренной помощи пострадавшему несовершеннолетнему, его семье;
не позднее 24-72 часов назначает заседание ММГ для утверждения плана работы по сопровождению несовершеннолетнего, ставшего жертвой физического или сексуального насилия, совершившего попытку суицида, его семьи;
координирует деятельность представителей органов и учреждений, входящих в состав ММГ, по эффективности оказания помощи и сопровождению несовершеннолетнего, ставшего жертвой физического или сексуального насилия, совершившего попытку суицида, его семьи;
организует ежемесячные заседания ММГ в целях мониторинга за осуществленной работой по оказанию помощи и сопровождению несовершеннолетнего, ставшего жертвой физического или сексуального насилия, совершившего попытку суицида, его семьи, принятия решения об окончании или продолжении работы с несовершеннолетним и его семьей;
назначает лицо из числа членов ММГ, ответственное за ежемесячное представление информации о работе, осуществленной по оказанию помощи и сопровождению несовершеннолетнего, ставшего жертвой физического или сексуального насилия, совершившего попытку суицида, его семьи.
Глава 5. Помощь и сопровождение несовершеннолетнего, ставшего жертвой физического или сексуального насилия, совершившего попытку суицида, его семьи
1. Помощь и сопровождение несовершеннолетнего, ставшего жертвой физического или сексуального насилия, совершившего попытку суицида, его семьи представляет совокупность мер, принимаемых представителями органов и учреждений, входящих в состав ММГ, по устранению причин и условий насилия в отношении ребенка или суицидального поведения несовершеннолетнего, устранение последствий совершенного насилия для психического и физического здоровья ребенка, и включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, которую оказывает медицинское учреждение здравоохранения по месту жительства (пребывания) несовершеннолетнего.
Работнику здравоохранения необходимо зафиксировать в карточке следы побоев, принять меры с учетом возраста ребенка к оказанию медицинской помощи, обеспечению безопасности ребенка.
Медицинская реабилитация включает в себя постановку на диспансерный учет (с согласия несовершеннолетнего), организацию психиатрической помощи, индивидуальной и групповой психотерапевтической помощи в течение 0,6 - 1 года или в сроки, необходимые для преодоления последствий жестокого обращения.
В случае выявления явных признаков физического, сексуального насилия к ребенку или суицидальных попыток, ребенка направляют на реабилитацию в отделения медико-социальной помощи детям учреждения здравоохранения (в зависимости от состояния ребенка на 10-18 дней).
2) социально-психологическую реабилитацию, которую оказывают представители органов и (или) учреждений системы образования и (или) социального обслуживания.
Психолог проводит индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия с несовершеннолетним, членами его семьи в течение реабилитационного периода.
Психокоррекционные занятия по истечении реабилитационного периода могут возобновляться по запросу самого несовершеннолетнего или его семьи. Психокоррекционная работа с родителями или лицами, их заменяющими, должна быть направлена на недопущение повторных суицидальных попыток у ребенка, жестокого обращения с ребенком.
Социальная реабилитация проводится социальным педагогом или специалистом по социальной работе органов и (или) учреждений системы образования и (или) социального обслуживания и должна быть направлена на восстановление социальных связей пострадавшего ребенка, мобилизацию социального окружения ребенка и семьи, коррекцию межличностных семейных взаимоотношений и взаимодействие членов семьи.
3) правовую помощь, которую оказывает юрист органов или учреждений системы профилактики.
2. Помощь и сопровождение несовершеннолетнего, ставшего жертвой физического или сексуального насилия, совершившего попытку суицида, его семьи проводится в сроки, необходимые для:
устранения причин и условий, способствовавших насилию или суицидальному поведению;
преодоления устранения негативных последствий для физического и психического здоровья несовершеннолетнего совершенного насилия, попытки суицида.
3. Решение об окончании оказания помощи и сопровождения несовершеннолетнего, ставшего жертвой физического или сексуального насилия, совершившего попытку суицида, его семьи принимается на заседании ММГ.
Приложение 1
Рекомендации по определению признаков жестокого обращения с ребенком
Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.05.1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при решении споров, связанных с воспитанием детей" определено, что под жестоким обращением надлежит понимать:
- лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна, отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой какие-либо болезни), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку и др.;
- активные действия, грубо попирающие основные права и интересы субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых методов воспитания и обращения, т.е. все виды физического, психического и эмоционального насилия над детьми, предъявление явно завышенных требований к ребенку, демонстрация нелюбви, неприязни к нему;
- систематическое проявление физического и психического насилия к близким родственникам ребенка (например, избиение матери в присутствии детей).
Рекомендации по определению признаков пренебрежения основными нуждами ребенка
Отсутствие заботы о ребенке или пренебрежение его нуждами - это в первую очередь, "неспособность родителей обеспечить развитие ребенка - там, где он обязан это сделать, - в следующих аспектах: здоровье, образование, эмоциональное развитие, питание, кров и безопасные условия проживания". (Всемирная Организация Здравоохранения, 2003).
Виды пренебрежения основными нуждами ребенка:
- Пренебрежение физическими потребностями - когда ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде. К данному виду пренебрежения нуждами ребенка относится также проживание ребенка в антисанитарных условиях.
- Пренебрежение медицинской помощью - отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской помощи, в т.ч. не обеспечивают доступ медицинского работника в жилое помещение при плановых патронажах, не являются на прием в медицинское учреждение в установленные сроки, систематически не выполняют рекомендаций медицинских работников по лечению ребенка;
- Недостаточный контроль - оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из-за нежелания родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или иных законных представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени;
- Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде - от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде;
- Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании, носящее особенно травмирующий характер в младенческом возрасте;
- Пренебрежение потребностями в образовании и обучении;
- Употребление матерью по время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.
Серьезность пренебрежения нуждами ребенка определяется не только тяжестью воздействий или высоким риском причинения вреда жизни и здоровью ребенка, но и тем, как долго продолжается пренебрежение. Пренебрежение нуждами ребенка может выражаться в отдельных действиях, а может носить затяжной или повторяющийся характер. Примером длительного пренебрежения будут родители, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, которые постоянно не обеспечивают основные потребности своих детей.
Некоторые виды поведения родителей будут являться пренебрежением нуждами только в том случае, если они происходят регулярно. Многие родители могут совершать незначительные ошибки в уходе за детьми, например, иногда забывая давать детям лекарства. Однако, если дети часто не получают лекарства, это можно рассматривать как пренебрежение нуждами.
Некоторые ситуации, однако, необходимо рассматривать как пренебрежение нуждами, даже если они носят разовый характер, например, оставление маленького ребенка в ванной без присмотра.
Статья 125 УК РФ. Оставление в опасности.
Ответственность наступает за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.
Рекомендации по определению признаков оставления ребенка в опасности
- Ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повреждения или обострения заболевания или находится в состоянии истощения и т.п.)
- Ребенок до 3-х лет находится без надлежащего ухода, что угрожает его физическому здоровью.
- Ребенок остается голодным непрерывно в течение длительного времени (ребенок до 3 лет - в течение нескольких часов; ребенок 3-6 лет - 24 часа и более; ребенок 7-13 лет - более 3-х суток)
- Ребенок в течение длительного времени находится дома без надзора взрослых (ребенок до 3 лет - в течение несколько часов; ребенок 3-6 лет - 24 часа и более; ребенок 7-13 лет - более 3-х суток)
- Ребенок младшего возраста находится на улице без взрослых в условиях, опасных для его жизни и здоровья или с угрозой высокого риска несчастного случая (например, в холодное время; рядом с водоемами; городским транспортом и т.п.)
- Ребенок, имеющий серьезные соматические или психические расстройства, и нуждающийся в получении медицинской помощи, не получает ее, что может в ближайшее время привести к нарушению физического или психического здоровья.
Незамедлительные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего при оставлении в опасности
В зависимости от степени угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего специалистам субъектов профилактики необходимо:
1. Исключить факторы опасности для жизни и здоровья несовершеннолетнего;
2. Обеспечить безопасное пребывание несовершеннолетнего;
3. При необходимости принять незамедлительные меры по оказанию медицинской или иной помощи, которая необходима несовершеннолетнему;
4. Сообщить о факте оставления ребенка в территориальный орган МВД России;
5. Принять меры по установлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего либо установлению места их нахождения.
Все перечисленные меры носят межведомственный характер и должны быть приняты в максимально короткие сроки в целях обеспечения безопасности несовершеннолетнего
Приложение 2
Сигнальная карточка
о выявлении случая пренебрежения основными нуждами ребенка,
оставления ребенка в опасности, случая жестокого обращения с ребенком
В КДН и ЗП ______________________ района
Адрес:____________________________________
(в обязательном порядке)
Копия:
В отдел внутренних дел, органы опеки и
попечительства, специалисту по выявлению,
в учреждение образования, здравоохранения,
социальной защиты населения (или иной
орган в зависимости от ситуации)
__________________________________________
(нужное подчеркнуть)
Адрес:____________________________________
(в обязательном порядке)
"____" ________ 20___ г. N _____
В ходе _____________________________________________________________
(обследования жилищно-бытовых условий, медицинского
осмотра ребенка, учебного процесса и т.д.)
выявлен(а)__________________________________________________________
прож. ______________________________________________________________
Установлено:________________________________________________________
(коротко излагается суть дела: имеются ли следы физического насилия,
факты пренебрежения нуждами, оставления в опасности, санитарное состояние
жилища, состояние здоровья детей и др.)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
посещают ли дети образовательные учреждения, состояние здоровья
родителей (алкоголизм, наркомания), проживают ли родители совместно с
ребенком, иная информация о семье несовершеннолетних)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
состоят ли несовершеннолетние или законные представители на
каком-либо учете в субъектах системы профилактики
___________________________________________________________________
Ф.И.О. и должность специалиста, заполнившего карточку
Выписка из:
ст. 156 УК РФ Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.05.1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при решении споров, связанных с воспитанием детей" определено, что под жестоким обращением надлежит понимать:
- лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна, отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой какие-либо болезни), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку и др.;
- активные действия, грубо попирающие основные права и интересы субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых методов воспитания и обращения, т.е. все виды физического, психического и эмоционального насилия над детьми, предъявление явно завышенных требований к ребенку, демонстрация нелюбви, неприязни к нему;
- систематическое проявление физического и психического насилия к близким родственникам ребенка (например, избиение матери в присутствии детей).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 15 сентября 2014 г. N 471-01-07 "Об утверждении Положения о межведомственном взаимодействии по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении несовершеннолетних Большесосновского района"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был