Постановление Администрации Сивинского муниципального района Пермского края
от 19 декабря 2013 г. N 446
"Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Сивинского муниципального района"
14 июля, 12 декабря 2014 г., 1 июля 2015 г.
В целях формирования бюджета Сивинского муниципального района, в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, постановлением администрации района от 30.08.2013 N 276 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Сивинского муниципального района" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Сивинского муниципального района"
2. Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014 года.
3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Глава района |
Ю.А. Кабанов |
Муниципальная программа
"Энергоресурсосбережение и повышение энергетической эффективности Сивинского муниципального района на 2014-2016 годы"
(утв. постановлением администрации района от 19 декабря 2013 г. N 446)
14 июля, 12 декабря 2014 г., 1 июля 2015 г.
Паспорт программы
Ответственный исполнитель программы |
Управление ресурсов и инфраструктуры администрации Сивинского муниципального района |
||||||||||||||||||
Соисполнители программы |
отсутствуют |
||||||||||||||||||
Участники программы |
Муниципальные предприятия и учреждения, юридические лица любой формы собственности |
||||||||||||||||||
Подпрограммы программы |
нет |
||||||||||||||||||
Цели программы |
- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в организациях с участием Сивинского муниципального района, жилищного сектора, в системах коммунальной инфраструктуры без ухудшения среды обитания и социально-бытовых условий жизни населения Сивинского муниципального района |
||||||||||||||||||
Задачи программы |
- снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджет Сивинского муниципального района, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам; - повышение энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - привлечение частных инвестиций для реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. |
||||||||||||||||||
Целевые показатели программы |
|
||||||||||||||||||
Этапы и сроки реализации программы |
2014 - 2016 гг. Программа не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются на протяжении всего срока реализации Программы. |
||||||||||||||||||
Объемы бюджетных ассигнований программы |
|
||||||||||||||||||
Ожидаемые результаты реализации программы |
снижение потребления энергоресурсов бюджетными организациями |
1. Правовое основание разработки программы. Характеристика текущего состояния энергопотребления и энергоэффективности, основные показатели, анализ социальных и финансово-экономических рисков реализации муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Сивинского муниципального района" (далее Программа)
Государственное регулирование в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов Российской Федерации:
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1221 "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещения заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных";
- Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- Постановление Правительства Российской Федерации 15 мая 2010 года N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности";
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07 июня 2010 года N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях";
Реализация муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Сивинского муниципального района на 2014 - 2016 годы" предполагает использование мер государственного регулирования, охватывающих:
- обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;
- требования к проведению энергетического обследования;
- обязанности по разработке программ организаций с участием Сивинского муниципального района;
- обеспечение ежегодного снижения объема потребляемых энергетических ресурсов муниципальными учреждениями;
- требования к муниципальной программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- требования к программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
- требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
- обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- государственную поддержку энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- координацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением органами администрации Сивинского муниципального района;
- требования энергетической эффективности товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для муниципальных нужд.
В настоящей Программе используются следующие основные понятия:
энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;
энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
класс энергетической эффективности - характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;
энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;
энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;
организации с участием государства или муниципального образования - юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;
государственные (муниципальные) учреждения - бюджетные, казенные, автономные учреждения;
В настоящее время в Сивинском муниципальном районе имеется 80,854 км водопроводных сетей, 10,884 км канализационных сетей. Кроме того, имеется 4 сооружений очистки сточных вод общей производительностью 570 куб. метров в сутки. В районе имеется 25 котельных, в том числе 10 котельных находятся в муниципальной собственности, 25 котельных работают на дровах. Общая протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 8,2 км. Передачу и распределение электрической энергии в районе осуществляет
Очерское отделение ОАО "Пермская энергосбытовая компания". При этом 100 процентов многоквартирных жилых зданий, 90 процентов котельных, 95 процентов тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад.
В перспективе на первый план по энергосбережению выдвигается технологическая экономия энергии, в отношении которой успехи Сивинского района пока недостаточны. Переход к энергоэффективному варианту развития должен быть совершен в ближайшие годы, иначе экономический рост будет сдерживаться из-за высоких цен и снижения доступности энергетических ресурсов.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста.
Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
Основными причинами возникновения проблем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:
- отсутствие контроля за получаемыми, производимыми, транспортируемыми и потребляемыми энергоресурсами. Причиной возникновения данной проблемы является недостаточная оснащенность приборами учета как производителей, так и потребителей энергоресурсов;
- низкая энергетическая эффективность объектов коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда, объектов муниципальной сферы. Причинами возникновения данной проблемы являются высокая доля устаревшего оборудования, изношенных коммунальных сетей, ветхих жилых и общественных зданий;
- недостаточная и не всегда качественная профессиональная подготовка специалистов в области энергосбережения и эффективного использования энергетических ресурсов. Причиной возникновения данной проблемы является отсутствие системы подготовки таких специалистов;
- отсутствие пропаганды энергосбережения и условий, стимулирующих к энергосбережению. Причиной возникновения данной проблемы является отсутствие информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В рамках реализации государственной программы можно выделить следующие риски, оказывающие влияние на достижение цели и задач государственной программы.
1. Экологические риски. С учетом того, что износ основных фондов в энергетике достигает в среднем 60 - 70%, вероятность аварий является довольно высокой, при этом велика и вероятность нанесения окружающей среде существенного ущерба. Возможные отказы действующего оборудования потребуют серьезных дополнительных капиталовложений.
В целях минимизации рисков такого характера необходимо обновление основных фондов, переход к энергоэффективным технологиям.
2. Недостаточный уровень бюджетного финансирования. Недофинансирование запланированных мероприятий не позволит достичь поставленных в программе задач.
В целях минимизации риска программой предполагается развитие государственно-частного партнерства; стимулирование инвестиционной деятельности; расширение числа возможных источников финансирования.
2. Приоритеты и цели муниципальной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Для Сивинского муниципального района с его слабо развитой промышленностью, слабо развитой транспортной инфраструктурой, проблемным жилищно-коммунальным хозяйством задача оптимизации объемов и структуры топливо- и энергопотребления является одной из актуальных. Вопросы энергоэффективности и энергосбережения становятся инструментом повышения экономических показателей учреждений, снижения бюджетных расходов.
Основными потенциальными направлениями в энергосбережении можно отметить следующие.
1. Наибольшие резервы экономии имеет предприятие по производству и распределению воды.
2. Говоря о потенциальных резервах экономии тепловой энергии, следует отметить решение проблемы неэффективного использования топлива мелкими котельными. На многих котельных используются котлы устаревшей конструкции, все котельные не имеют автоматического регулирования.
3. Не менее важным направлением является повышение надежности функционирования действующих систем коммунальной инфраструктуры.
Выявление фактических объемов потерь энергоресурсов на сетевых объектах в результате оснащения потребителей приборами учета, высокий износ систем коммунальной инфраструктуры делают актуальной проблему повышения надежности и снижения потерь энергоресурсов в сетях на рассматриваемый Программой период.
4. В числе потенциальных направлений энергосбережения и повышения эффективности потребления энергоресурсов являются муниципальные учреждения и население, у которых расходы на оплату тепловой и электрической энергии являются основной статьей затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Расходы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, предоставляемых муниципальным учреждениям бюджетной сферы, составляют примерно 40% бюджетов.
5. Переход к практическому, реальному энергосбережению становится все более актуальным в условиях роста тарифов на энергоресурсы. В Пермском крае наблюдается рост цен и тарифов на все виды топливно-энергетических ресурсов, поскольку существующая тарифная политика, в основе которой лежит затратный подход к формированию тарифов на энергоносители, не стимулирует сокращение издержек у энергоснабжающих организаций.
6. Экономия использования энергоресурсов неразрывно связана с экономией водопотребления, поскольку отпуск воды потребителям требует значительных энергетических затрат на ее транспортировку. Разумная экономия воды, позволит существенно сократить расход энергоресурсов предприятием по производству, передаче, распределению и очистке воды и снизить затраты на воду у потребителей.
7. Одним из перспективных направлений экономии энергоресурсов является обеспечение учета их потребления, что будет стимулировать потребителей к рациональному использованию ресурсов. Так, в 2012 г. утечка и неучтенный расход в общем объеме поданной в сеть воды составили 28%.
Дома в Сивинском районе не в полной мере оборудованы общедомовыми приборами учета.
По экспертным данным, из потребляемой в быту энергии 70% идет на отопление помещений. Установка счетчика теплового учета в большинстве случаев окупается менее чем за два отопительных сезона. Тщательное слежение за работой регулирующих приборов дает экономию до 25%. Самое важное - регулирование теплопотребления самими жильцами позволяет уменьшить объем потребления до 40%.
8. Потери тепла закладываются еще на стадии строительства, перед застройщиками до недавнего времени не стояла задача экономии энергоресурсов. В результате жилищного строительства в существующем жилищном фонде Сивинского района значительную долю составляют дома, дома построенные из материалов с низкими теплотехническими свойствами. Фактические тепловые потери в таких домах на 20-30% выше проектных. В связи с этим одним из ключевых направлений энергосбережения является создание энергоэффективных зданий.
9. Энергопотери в жилищном фонде и в административных зданиях могут быть значительно снижены в результате проведения в каждом конкретном здании различных технических приемов с минимальными затратами: закрытие "теплового контура", уменьшение потерь тепла в технических подвалах, снижение пропускающей способности оконных проемов (уплотнение щелей и уменьшение пропускной способности остекления в инфракрасной части спектра), минимальное улучшение тепловых характеристик торцевых стен.
Анализ состава возможных направлений повышения энергоэффективности показывает, что реализация значительной части мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности привлекательна для частных инвестиций. Одним из инструментов привлечения частных инвестиций должен стать рынок энергосервисных услуг.
Решение вышеназванных проблем энергосбережения и повышения энергоэффективности в Сивинском районе необходимо решать путем реализации связанного по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекса мероприятий, что обусловливается следующими факторами:
особой значимостью проблемы энергосбережения для повышения эффективности социально-экономического развития района;
социальной значимостью проблемы эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;
многоотраслевым характером проблемы;
необходимостью создания условий, стимулирующих инновационную и инвестиционную активность хозяйствующих организаций;
необходимостью повышения финансовых потенциалов муниципального района, организаций всех отраслей экономики и форм собственности.
Разработка и принятие Программы позволит:
проводить единую политику при решении задач по обеспечению энергосбережения в бюджетной и жилищной сферах;
обеспечить концентрацию бюджетных и внебюджетных источников при решении задач энергосбережения в Сивинском муниципальном районе;
обеспечить эффективное взаимодействие и контроль выполнения мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности в Сивинском муниципальном районе.
Исходя из предложенного настоящей программой системного подхода к осуществлению деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, цели данной программы определены:
- на основе анализа их достижимости;
- при учете наличия целевых показателей в измеряемой форме для контроля их достижения по этапам реализации программы;
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Прогноз конечных результатов Программы
Базовой целью настоящей Программы является достижение оптимального уровня энергосбережения и энергетической эффективности с учетом ограничений правовых, экономических и организационных условий и уровня развития технологий при следующих граничных условиях:
- снижение к 2016 году энергоемкости экономики района не менее чем на 25 процентов;
- ежегодное снижение муниципальными учреждениями объемов потребления энергетических ресурсов в размере не менее чем 2% от фактического потребления энергетических ресурсов.
В результате достижения указанной цели произойдут изменения в экономике Сивинского района, к числу наиболее значимых из которых относятся следующие:
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов потребителями, включая жилищный фонд и системы коммунальной инфраструктуры, в т.ч. за счет сокращения потерь энергетических ресурсов при их производстве, преобразовании, передаче и конечном использовании;
- повышение надежности функционирования и динамики развития учреждений Сивинского района, позволяющей сформировать безопасную, благоустроенную и стимулирующую среду жизнедеятельности с минимальными затратами энергии и ресурсов;
- повышение качества жизни населения и снижение затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг на основе применения новых технологий в сфере энерго/ресурсосбережения;
- перераспределение высвобождаемых средств бюджета за счет снижения выплат за потребленные энергетические ресурсы;
- повышение экологической эффективности и безопасности на основе рационального и экологически ответственного использования энергии и ресурсов, способствующих обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду.
Постановлением Администрации Сивинского муниципального района Пермского края от 14 июля 2014 г. N 208 в раздел 4 внесены изменения
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
4. Сроки реализации Программы в целом, этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей
Программа рассчитана на период с 2014 по 2016 годы.
Программа не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются на протяжении всего срока реализации Программы.
План мероприятий Программы
Технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности |
2014 |
2015 |
2016 |
|
1. |
Модернизация котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия |
1080,0 |
1080,0 |
1080,0 |
2. |
Установка приборов учета |
210,0 |
420,0 |
420,0 |
3. |
Приобретение гидробура для экскаватора-погрузчика |
210,0 |
0,00 |
0,00 |
|
Итого: |
1500,0 |
1500,0 |
1500,0 |
5. Перечень основных мероприятий (ведомственных целевых программ) и мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов
Мероприятия Программы реализуются в рамках данной программы и обеспечивают решение задач и достижение цели Программы.
План мероприятий Программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов изложен в соответствующих разделах программы.
6. Основные меры правового регулирования в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленные на достижение целей и конечных результатов государственной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов
Основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение целей и конечных результатов Программы, изложены в соответствующих разделах настоящей Программы.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6. Методика оценки эффективности Программы
Настоящая Методика определяет порядок оценки результативности и эффективности реализации Программы.
Для расчета эффективности реализации Программы (эффективности расходования бюджетных средств) используются индикаторы и показатели отчета о реализации Программы.
Под результативностью понимается степень достижения запланированных показателей за счет реализации мероприятий Программы.
Результативность измеряется путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей с плановыми значениями.
В качестве критериев оценки результативности реализации Программы используется индекс результативности и интегральная оценка результативности.
Индекс результативности государственной программы оценивается по каждому целевому показателю в год t и за расчетный период T:
,
где:
- результативность достижения i-го показателя, характеризующего ход реализации Программы, в год t;
- фактическое значение i-го показателя, характеризующего реализацию Программы, в год t;
- плановое значение i-го показателя, характеризующего реализацию Программы, в год t;
i - номер показателя Программы.
Интегральная оценка результативности программы в год t определяется по следующей формуле:
,
где:
- интегральная оценка результативности Программы в год t (в процентах);
- индекс результативности по i-му показателю в год t;
m - количество показателей программы.
Эффективность реализации Программы определяется как соотношение интегральной оценки результативности Программы и уровня финансирования:
,
где:
- эффективность Программы в год t;
- уровень финансирования программы в год t, определяется как отношение фактического объема финансирования к запланированному объему финансирования в год t;
- интегральная оценка результативности Программы в год t.
При завершении расчетов показателей формулируются выводы по оценке эффективности реализации государственной программы с учетом следующих критериев:
значение показателя () более 100% - эффективность реализации Программы более высокая по сравнению с запланированной;
значение показателя () от 80% до 100% - реализация Программы соответствует запланированным результатам при запланированном объеме расходов - запланированная эффективность реализации Программы;
значение показателя () от 50% до 80% - эффективность реализации Программы более низкая по сравнению с запланированной;
значение показателя () менее 50% - Программа реализуется неэффективно.
В случае, если эффективность реализации Программы более низкая по сравнению с запланированной или Программа реализуется неэффективно, то по итогам ежегодной оценки, формируется соответствующее заключение о прекращении реализации и внесение изменений в Программу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Сивинского муниципального района Пермского края от 19 декабря 2013 г. N 446 "Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Сивинского муниципального района"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Сивинского муниципального района Пермского края от 1 июля 2015 г. N 168
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления и распространяются на правоотношения с 1 января 2014 г.
Постановление Администрации Сивинского муниципального района Пермского края от 12 декабря 2014 г. N 355
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления и распространяются на правоотношения с 1 января 2014 г.
Постановление Администрации Сивинского муниципального района Пермского края от 14 июля 2014 г. N 208