Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Земского
Собрания Большесосновского
муниципального района
от 27 августа 2014 г. N 487
Порядок
внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан Контрольно-счётной палатой Большесосновского муниципального района Пермского края (далее - Контрольно-счётная палата) для практического применения сотрудниками Контрольно-счётной палаты при организации и проведении внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района.
1.2. Целью разработки настоящего Порядка является установление единых принципов и подходов к организации, проведению и оформлению результатов внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района (далее - внешняя проверка годового отчёта).
1.3. При проведении внешней проверки годового отчёта и подготовке по её результатам заключения Контрольно-счётная палата руководствуется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в Большесосновском муниципальном районе (далее - Положение о бюджетном процессе), требованиями к составлению и представлению отчётности об исполнении бюджетов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края (далее - край) и Большесосновского муниципального района.
2. Основание, цель, предмет и информационная основа внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета Большесосновского муниципального образования
2.1. Внешняя проверка годового отчёта об исполнении бюджета это - экспертно-аналитическое мероприятие, предусматривающее подготовку заключения на годовой отчёт об исполнении бюджета на основе данных внешней проверки бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств.
2.2. Основание проведения внешней проверки годового отчета:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
- Устав Большесосновского муниципального района;
- решение Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 31.10.2007 N 322 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Большесосновском муниципальном районе" (с изменениями и дополнениями).
- решение Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 28.03.2012 N 217 "Об утверждении Положения о Контрольно-счётной палате Большесосновского муниципального района Пермского края".
2.3. Внешняя проверка годового отчёта включает:
- внешнюю проверку годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств (далее - ГАБС), а также сведений, представляемых одновременно с годовым отчётом об исполнении местного бюджета, в том числе на предмет соответствия по составу и заполнению (содержанию) Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчётности, об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н);
- проверку полноты и достоверности годового отчёта об исполнении местного бюджета;
- подготовку заключения на годовой отчёт об исполнении местного бюджета.
2.4. Цель внешней проверки - анализ и оценка содержащейся в годовой бюджетной отчётности информации о бюджетной деятельности исполнительных органов, других органов и организаций, являющихся главными администраторами бюджетных средств. Бюджетная деятельность анализируется на основе информации, содержащейся в бюджетной отчётности, что, прежде всего, ставит вопрос о степени полноты и достоверности отчётности. В случае недостаточности информации из бюджетной отчётности для анализа и оценки бюджетной деятельности могут использоваться иные источники информации.
2.5. Задачи внешней проверки:
- определение степени полноты и достоверности годового отчёта об исполнении бюджета;
- соблюдение норм законодательства и бюджетных назначений, установленных решением о бюджете.
2.6. Объекты внешней проверки:
- орган, организующий исполнение бюджета (финансовый орган);
- ГАБС - главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета, в том числе финансовый орган;
- подведомственные ГАБС администраторы бюджетных средств (в случае необходимости;
- предприятия, организации, финансово-кредитные учреждения, если они получают, перечисляют и используют средства бюджета муниципального образования или используют муниципальную собственность либо управляют ею, а также имеют представленные органами местного самоуправления налоговые и иные льготы и преимущества (в случае необходимости).
Внешняя проверка годового отчёта может проводится в форме выездной проверки или камеральной.
2.7. Предметы внешней проверки: являются годовой отчёт об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района, сводная годовая бюджетная отчётность ГАБС, в том числе финансового органа.
Перечень годовой бюджетной отчётности установлен статьёй 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.8. Информационную базу проведения внешней проверки годового отчёта составляют:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Устав Большесосновского муниципального района;
- Положение о бюджетном процессе в Большесосновском муниципальном районе;
- Решение о бюджете Большесосновского муниципального района на отчётный финансовый год;
- Решения о внесении изменений (дополнений) в бюджет Большесосновского муниципального образования на отчётный финансовый год;
- Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
- иные нормативные правовые акты, разъяснения уполномоченного органа по вопросам составления бюджетной отчётности;
- нормативные правовые акты о введении местных налогов, установлении налоговых ставок по ним;
- нормативные правовые акты, касающиеся вопросов исполнения местного бюджета в отчётном финансовом году (порядок расходования средств из резервного фонда местной администрации, составление и ведение сводной бюджетной росписи, исполнения бюджета по расходам, предоставления бюджетных кредитов поселениям);
- сводная бюджетная роспись на отчётный финансовый год;
- реестр расходных обязательств Большесосновского муниципального района на отчётный финансовый год;
- результаты контрольных мероприятий Контрольно-счётной палаты Большесосновского муниципального района, относящиеся к средствам бюджета Большесосновского муниципального образования отчётного финансового года;
- результаты текущего контроля (мониторинга) за исполнением бюджета ГАБС в отчётном году.
Периодичность и сроки проведения внешней проверки: ежегодно в срок до 1 апреля. Срок начала проведения внешней проверки бюджетной отчётности ГАБС может быть, установлен, начиная с даты представления ими отчётности финансовому органу (не позднее 15 февраля).
3. Внешняя проверка годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств (ГАБС)
3.1. Внешняя проверка годовой бюджетной отчётности ГАБС представляет собой комплекс контрольных мероприятий по проверке полноты и достоверности бюджетной отчётности ГАБС, её соответствия требованиям нормативных правовых актов.
В части установления полноты бюджетной отчётности ГАБС и её соответствия требованиям нормативных правовых актов необходимо провести анализ представленной к проверке отчётности ГАБС на предмет её соответствия по составу, структуре и заполнению (содержанию) требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в Большесосновском муниципальном районе, Инструкции N 191н, Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
3.2. Методология проведения внешней проверки годовой бюджетной отчётности ГАБС.
Основными приёмами финансового анализа по данным бюджетной отчётности являются:
- чтение отчётности;
- горизонтальный анализ;
- вертикальный анализ.
Чтение отчётности представляет собой информационное ознакомление с финансовым положением субъекта анализа по данным баланса, сопутствующим формам и приложениям к ним. По данным бюджетной отчётности можно судить об имущественном положении организации, характере его деятельности, соотношении средств по их видам в составе активов в процессе чтения отчётности важно рассматривать показатели разных форм отчётности в их взаимосвязи.
Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, динамике этих изменений можно получить с помощью горизонтального и вертикального анализа данных бюджетной отчётности.
В ходе горизонтального анализа осуществляется сравнение каждой позиции отчётности с соответствующей позицией решения о бюджете (Предыдущего года). Кроме того, в ходе такого анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных показателей отчётности за определённый период и построение аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста. Он позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей, входящих в состав отчётности.
Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса отдельных статей в итоге, выяснение структуры. Вертикальный анализ заключается в определении структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом. В процессе такого анализа целесообразно использование не только данных бюджетной отчётности, но и актов проверок, входящих и исходящих писем по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, плановой информации и данных внутренних отчётов. Ознакомление с ними позволяет получить дополнительный материал для всестороннего изучения специфики деятельности учреждения.
Приёмы проведения анализа бюджетной отчётности конкретного ГАБС, а также вид проверки определяются сотрудником Контрольно-счётного органа.
3.3. Основные этапы внешней проверки показателей годовой бюджетной отчётности ГАБС.
3.3.1. Проверка соответствия состава бюджетной отчётности ГАБС требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в Большесосновском муниципальном районе.
Согласно пункту 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная отчётность включает в себя:
- отчёт об исполнении бюджета;
- баланс исполнения бюджета;
- отчёт о финансовых результатах деятельности;
- отчёт о движении денежных средств;
- пояснительную записку.
В случае представления бюджетной отчётности не в полном объёме устанавливаются причины.
3.3.2. Проверка соответствия бюджетной отчётности ГАБС требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации в части составления сводной бюджетной отчётности ГАБС на основании представленной им бюджетной отчётности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
Проверка может быть проведена как по всем ГАБС и их подведомственным учреждениям, так и выборочно (по отдельным ГАБС) и их подведомственным учреждениям).
3.3.3. Проверка соответствия бюджетной отчётности ГАБС требованиям инструкции N 191н, Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, действовавшим в отчётном периоде, иным нормативным документам.
3.3.3.1. отчёт об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (далее - Отчёт об исполнении бюджета ГАБС, отчёт).
В соответствии с пунктом 55 Инструкции N 191н в графе 4 "Утверждённые бюджетные назначения" Отчета об исполнении бюджета ГАБС должны быть отражены:
- по разделу "Доходы бюджета" - утверждённые решением о бюджете плановые показатели на отчётный финансовый год, закреплённые за главным администратором доходов бюджета;
- по разделу "Расходы бюджета" - сумма утверждённых (доведённых) бюджетных ассигнований главному распорядителю (распорядителю, получателю) бюджетных средств на отчётный финансовый год согласно утверждённой бюджетной росписи с учётом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчётную дату;
- по разделу "Источники финансирования дефицита бюджета" - сумма утверждённых главному администратору (администратору) источников финансирования дефицита бюджета на отчётный финансовый год решением о бюджете плановых показателей по закреплённым за ним поступлениям источников финансирования дефицита бюджета и (или) сумма бюджетных ассигнований по выплатам источников финансирования дефицита бюджета, утверждённых (доведённых) на отчётный финансовый год согласно утверждённой сводной бюджетной росписи (бюджетной росписи), с учётом последующих изменений, оформленных в установленном порядке.
В графе 5 "лимиты бюджетных обязательств" раздела "Расходы бюджета" отчёта должны быть отражены суммы утверждённых (доведённых) ГАБС лимитов бюджетных обязательств в объёме годовых назначений текущего финансового года, с учётом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчётную дату (пункт 56 Инструкции N 191н).
Также в соответствии с Инструкцией N 191н по соответствующим разделам Отчёта об исполнении бюджета ГАБС должны быть заполнены графы "Исполнено" и "Неисполненные назначения".
При проведении проверки заполнения графы "Неисполненные назначения" Отчёта об исполнении бюджета ГАБС необходимо провести анализ объёмов неисполненных в отчётном году назначений по ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств в разрезе разделов, целевых статей и кодов классификации операций сектора государственного управления, установить причины их неосвоения (поступления средств в конце отчётного периода; заявительный характер предоставления средств; экономия средств в результате проведения конкурсных процедур; отсутствие необходимых нормативных документов, определяющих порядок использования бюджетных средств; несвоевременность представления исполнителями работ документов для окончательного расчёта; длительность сроков заключения государственных контрактов; необходимость резервирования денежных средств для обеспечения выполнения возложенных функций).
Также в ходе проверки Отчёта об исполнении бюджета ГАБС следует провести анализ соответствия показателей Отчёта показателям, отражённым в Сведениях об исполнении бюджета (ф. 0503164), являющихся составной частью Пояснительной записки.
3.3.3.2. Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (далее - Баланс).
В соответствии с пунктом 13 Инструкции N 191н показатели должны быть отражены в Балансе в разрезе бюджетной деятельности, приносящей доход деятельности, средств во временном распоряжении и итогового показателя на начало года и конец отчётного периода.
Согласно пункту 14 Инструкции N 191н в графе "На начало года" Баланса должны быть отражены данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), соответствующие данным графы "На конец отчетного периода" предыдущего года (заключительный баланс).
В случае выявления несоответствия данных вступительного баланса данным заключительного баланса необходимо установить объёмы расхождений и причины, их обусловившие (реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), ликвидация бюджетных учреждений; переоценка стоимости активов, проведённая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и т. д.).
Объёмы выявленных расхождений должны соответствовать данным, указанным в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), являющихся составной частью Пояснительной записки.
В графе "На конец отчётного периода" Баланса должны быть отражены данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчётным, с учётом проведённых 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счётам бюджетного учёта (пункт 15 Инструкции N 191н).
Показатели указанных разделов Баланса должны быть заполнены с соблюдением требований пунктов 16-19 Инструкции N 191н.
Также в составе Баланса должна быть сформирована Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (пункт 20 Инструкции N 191н).
В ходе проверки Баланса необходимо провести анализ объёмов дебиторской и кредиторской задолженности, её структуры и динамики.
Объёмы дебиторской и кредиторской задолженности, отраженные в Балансе, должны быть тождественны аналогичным показателям, указанным в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), являющихся составной частью Пояснительной записки.
При проведении анализа дебиторской и кредиторской задолженности в обязательном порядке следует установить причины возникновения задолженности (несвоевременное исполнение договорных обязательств, отсутствие первичных документов).
Также необходимо проанализировать даты возникновения дебиторской и кредиторской задолженности (для определения объёмов просроченной задолженности) и меры, принимаемые по её снижению.
Кроме того, следует проанализировать изменение объёма нереальной к взысканию дебиторской задолженности в отчётном году, определить обоснованность её возникновения.
Также необходимо определить объём расходов (переплат), произведенных ГАБС в отчётном году в счёт платежей следующего финансового года.
Кроме того, следует установить, принимались ли в отчётном году ГАБС обязательства сверх доведенных ему лимитов.
3.3.3.3. Отчёт о финансовых результатах деятельности.
В соответствии с пунктом 93 Инструкции N 191н показатели должны быть отражены в Отчёте о финансовых результатах деятельности в разрезе бюджетной деятельности, средств во временном распоряжении и итогового показателя.
Указанный отчёт должен быть сформирован ГАБС с соблюдением требований пунктов 97-97 Инструкции N 191н.
3.3.3.4. Отчёт о движении денежных средств формируется только финансовым органом.
В этой связи особенности его формирования указаны в пункте 5.2.3.4 раздела 5 "Внешняя проверка годового Отчёта об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района" настоящего Порядка.
3.3.3.5. Пояснительная записка.
В соответствии с пунктом 152 Инструкции N 191н Пояснительная записка составляется ГАБС в разрезе следующих разделов:
Раздел 1 "Организационная структура субъекта бюджетной отчётности", включающий:
- Сведения об основных направлениях деятельности (Таблица N 1);
- Сведения о количестве подведомственных учреждений (ф. 0503161);
- иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую организационную структуру ГАБС за отчётный период, не нашедшею отражения в таблицах и приложениях, включенных в раздел.
Раздел 2 "Результаты деятельности субъекта бюджетной отчётности", включающий:
- Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств (Таблица N 2);
- Сведения о результатах деятельности (ф. 0503162);
- иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты деятельности ГАБС за отчётный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел.
Раздел 3 "Анализ отчёта об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчётности", включающий:
- Сведения об исполнении текстовых статей решения о бюджете (Таблица N 3);
- Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 08503163);
- Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
- Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166);
- Сведения о кассовом исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503182);
- иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты исполнения бюджета ГАБС за отчётный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел.
Раздел 4 "Анализ показателей финансовой отчётности субъекта бюджетной отчётности", включающий:
- Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
- Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
- Сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171);
- Сведения о государственном (муниципальном) долге (ф. 0502172);
- Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173);
- Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей (ф. 0503176);
- Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178);
- иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую показатели финансовой отчётности ГАБС за отчётный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел.
Раздел 5 "Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчётности", включающий:
- Сведения об особенностях ведения бюджетного учёта (Таблица N 4);
- Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля (Таблица N 5);
- Сведения о проведении инвентаризации (Таблица N 6);
- Сведения о результатах внешних контрольных мероприятий (Таблица N 7);
- Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177);
- иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую показатели деятельности ГАБС за отчётный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел.
Порядок оформления таблиц и приложений Пояснительной записки установлен пунктами 153-174 Инструкции N 191н.
При анализе раздела 1 "Организационная структура субъекта бюджетной отчётности" Пояснительной записки необходимо проверить соответствие данных, отражённых в сведениях об основных направлениях деятельности и сведениях о количестве подведомственных учреждений, Положению о ГАБС.
При анализе раздела 3 "Анализ отчёта об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчётности" Пояснительной записки необходимо обратить внимание на "Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета" (ф. 0503163).
В указанной форме должны быть отражены обобщённые за отчётный период данные:
- об изменениях бюджетной росписи ГАБС по кодам бюджетной классификации Российской Федерации, по которым в отчётном периоде осуществлялись изменения;
- об объёмах внесенных изменений и их причинах (со ссылкой на правовые основания их внесения).
На основе указанных данных должен быть проведен анализ внесенных изменений в бюджетную роспись ГАБС и сделан вывод об их обоснованности.
Сравнить объемы бюджетных ассигнований в расчете на финансовый год с объёмами бюджетных ассигнований, утвержденными бюджетной росписью и законом о бюджете. При перемещении ассигнований проверить соблюдение норм ст. 217 БК РФ. При этом следует иметь в виду, что в случаях, определенных БК РФ (ст.ст. 231, 232), предусмотрена возможность изменения объёмов бюджетных ассигнований, в том числе без внесения изменений в решение о бюджете на отчётный финансовый год.
Также при анализе указанного раздела Пояснительной записки следует обратить внимание на "Сведения об исполнении бюджета" (ф. 0503164). Необходимо проверить заполнение данной формы по показателям, исполнение по которым составило менее 95% от утверждённых годовых назначений.
Показатели, отражённые в указанной форме, должны соответствовать аналогичным показателям, указанным в Отчёте об исполнении бюджета ГАБС.
При анализе раздела 4 "Анализ показателей финансовой отчётности субъекта бюджетной отчётности" Пояснительной записки необходимо обратить внимание на "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" (ф. 0503169). Показатели, отраженные в ф. 0503169, должны соответствовать аналогичным показателям Баланса.
Также при анализе указанного раздела следует обратить внимание на "Сведения об изменении остатков валюты баланса" (ф. 0503173).
Сведения об изменениях остатков валюты баланса должны содержать обобщенные за отчётный период данные об изменении показателей на начало отчётного периода вступительного баланса ГАБС по сравнению с данными на конец предыдущего отчётного года заключительного баланса с указанием причин изменения.
При анализе раздела 5 "Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчётности" Пояснительной записки необходимо обратить внимание на таблицу 5 "Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля". Указанная таблица должна содержать данные:
- о мерах, принятых по устранению выявленных нарушений.
Также необходимо обратить внимание на таблицу 7 "Сведения о результатах внешних контрольных мероприятий", в которой должна быть указана следующая информация:
- дата, по состоянию на которую проводилась проверка;
- наименование контрольного органа, осуществлявшего проверку ГАБС;
- тема проведенной проверки и кратко её результаты со ссылкой на номер и дату акта проверки;
- меры, принятые контрольным органом и ГАБС по устранению выявленных в ходе проверки нарушений.
3.3.4. По итогам внешней проверки показателей годовой бюджетной отчётности ГАБС должен быть сделан вывод об их достоверности или недостоверности.
Результаты внешней проверки показателей годовой бюджетной отчётности ГАБС могут быть оформлены по каждому ГАБС в отдельности либо в целом по всем проверенным ГАБС в форме сводного заключения, акта, справки.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3.3.4. Оформление результатов внешней проверки годовой бюджетной отчётности ГАБС.
На основе проверки бюджетной отчётности ГАБС готовятся заключения по результатам внешней проверки бюджетной отчётности ГАБС (по каждому ГАБС).
В заключении в обязательном порядке должно быть отражено:
- плановое и фактическое исполнение расходов ГАБС (в разрезе функциональной классификации расходов), в том числе за счёт доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- информация о наличии/отсутствии фактов неполноты бюджетной отчётности с указанием причин и последствий;
- информация о наличии/отсутствии фактов недостоверности показателей бюджетной отчётности; о наличии/отсутствии фактов, способных негативно повлиять на достоверность отчётности;
- информация о наличии/отсутствии фактов нарушения бюджетного законодательства с указанием причин и последствий;
- информация об исполнении долгосрочных муниципальных целевых программ (в разрезе финансового исполнения и достижения натуральных показателей);
- информация об эффективности и результативности использования бюджетных средств ГАБС.
Заключения по результатам внешней проверки бюджетной отчётности ГАБС подписываются сотрудниками соответствующего направления, осуществившими внешнюю проверку.
4. Подготовка к проведению внешней проверки годового отчёта
Подготовка к проведению внешней проверки годового отчёта включает в себя:
- сбор и изучение нормативной правовой базы, на основании которой осуществлялся бюджетный процесс в отчетном году;
- подготовка запросов и изучение полученной информации
Для проведения внешней проверки может быть запрошена следующая информация:
от финансового органа:
- годовые формы предоставления отчёта об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района, утверждённые решением Земского Собрания от 29.08.2007 г. N 299 "О формах предоставления отчёта об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района";
от Комитета имущественных отношений администрации Большесосновского муниципального района:
- реестр муниципальной собственности;
- о поступлении в местный бюджет доходов от сдачи в аренду (субаренду) имущества, находящегося в собственности Большесосновского муниципального района, объем недоимки;
- отчёт о доходах от продажи имущества, находящегося в собственности Большесосновского муниципального района, закреплённого на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за организациями;
- о наличии задолженности по аренде земельных участков и имущества, с указанием суммы начисления, оплаты и суммы задолженности, перечень основных должников.
Информация и сведения, полученные в пределах установленных сроков, должна быть удостоверенной подписями ответственных должностных лиц с указанием даты подписания.
5. Внешняя проверка годового отчёта об исполнении Большесосновского муниципального района
5.1. Внешняя проверка годового Отчёта об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района (далее - Отчёт об исполнении бюджета) представляет собой комплекс контрольных мероприятий по проверке полноты и достоверности показателей Отчёта и иной бюджетной отчётности Большесосновского муниципального района, их соответствия требованиям нормативных правовых актов.
В части установления полноты бюджетной отчётности и её соответствия требованиям нормативных правовых актов необходимо провести анализ представленной к проверке бюджетной отчётности на предмет её соответствия по составу, структуре и заполнению (содержанию) требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Инструкции N 191н, Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
5.2. Основные этапы внешней проверки показателей годового отчёта об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района и иной бюджетной отчётности Большесосновского муниципального района, представленной одновременно с ним.
5.2.1. Проверка соответствия бюджетной отчётности Большесосновского муниципального района по составу требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в Большесосновском муниципальном районе.
Согласно пункту 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная отчётность должна включать в себя:
- отчёт об исполнении бюджета;
- баланс исполнения бюджета;
- отчёт о финансовых результатах деятельности;
- отчёт о движении денежных средств;
- пояснительную записку.
В случае представления бюджетной отчётности не в полном объёме устанавливаются причины.
5.2.2. Проверка соответствия бюджетной отчётности Большесосновского муниципального района требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации в части составления финансовым органом Большесосновского муниципального района бюджетной отчётности Большесосновского муниципального района на основании сводной бюджетной отчётности соответствующих ГАБС (пункт 4 статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основе данных ГАБС, в том числе данных главных администраторов (администраторов) доходов бюджета Большесосновского муниципального района, должен быть сделан вывод о полноте и достоверности либо о неполноте и недостоверности отражения показателей в годовом отчёте об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района.
5.2.3. Проверка соответствия бюджетной отчётности Большесосновского муниципального района по структуре и заполнению (содержанию) требованиям Инструкции N 191н и Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
5.2.3.1. Отчёт об исполнении бюджета.
Согласно пункту 134 Инструкции N 191н в графе 3 "Код бюджетной классификации" Отчёта об исполнении бюджета должны быть отражены коды бюджетной классификации Российской Федерации соответственно по разделам отчёта. Указанные коды бюджетной классификации Российской Федерации должны соответствовать наименованиям показателей, указанных в графе 1 отчёта, и Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
Также в соответствии с пунктом 134 Инструкции N 191н в графе 4 "Утверждённые бюджетные назначения" Отчёта об исполнении бюджета должны быть отражены:
- по разделу "Доходы бюджета" и разделу "Источники финансирования дефицита бюджета" - в сумме плановых показателей доходов бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, утвержденных решением о бюджете;
- по разделу "Расходы бюджета" и разделу "Источники финансирования дефицита бюджета" - в сумме бюджетных назначений по расходам бюджета и выплатам источников финансирования дефицита бюджета, утвержденных в соответствии со сводной бюджетной росписью, с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке.
Кроме того, в соответствии с пунктами 135-136 Инструкции N 191н по соответствующим разделам Отчёта об исполнении бюджета должны быть заполнены графы "Исполнено" и "Неисполненные значения".
Порядок формирования финансовым органом Отчёта об исполнении бюджета по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным, установлен пунктом 137 Инструкции N 191н.
При проведении проверки Отчёта об исполнении бюджета необходимо обратить внимание на согласованность отдельных показателей, указанных в Отчёте, с аналогичными показателями, отраженными в Балансе исполнения бюджета, Отчёте о движении денежных средств.
Так, показатель строки 700 "Изменение остатков средств" Отчёта об исполнении бюджета должен соответствовать разнице показателей, отраженных по бюджетной деятельности на начало и конец отчётного года по строке 191 "Средства единого счёта бюджета" Баланса исполнения бюджета, а также показателю, отраженному по бюджетной деятельности по строке 380 "Изменение остатков средств" Отчёта о движении денежных средств.
5.2.3.2. Баланс исполнения бюджета.
Баланс исполнения бюджета формируется финансовым органом по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным (пункт 109 Инструкции N 191н).
Баланс исполнения бюджета формируется на основании сводного Баланса, сформированного финансовым органом, и сводного годового Баланса по поступлениям и выбытиям бюджетных средств путем объединения показателей по строкам и графам отчётов, с одновременным исключением взаимосвязанных показателей (пункт 114 Инструкции N 191н).
В соответствии с пунктом 110 Инструкции N 191н показатели должны быть отражены в Балансе исполнения бюджета в разрезе бюджетной деятельности, приносящей доход деятельности, средств во временном распоряжении и итогового показателя на начало года и конец отчётного периода.
Согласно пункту 111 Инструкции N 191н в графе "На начало года" Баланса исполнения бюджета должны быть отражены данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), соответствующие данным графы "На конец отчётного периода" предыдущего года (заключительный баланс).
В случае выявления несоответствия данных вступительного баланса данным заключительного баланса необходимо установить объемы расхождений и причины, их обусловившие.
В графе "На конец отчетного периода" Баланса должны быть отражены данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчётным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учёта (пункт 112 Инструкции N 191н).
В составе Баланса исполнения бюджета должна быть сформирована Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (пункт 115 Инструкции N 191н).
5.2.3.3. Консолидированный отчёт о финансовых результатах деятельности.
Финансовый орган, на основании данных консолидированных Отчётов о финансовых результатах деятельности, представленных ГАБС, составляет консолидированный Отчёт путем суммирования одноимённых показателей по строкам и графам соответствующих разделов отчёта и исключений взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной и безвозвратной передаче (получению) между получателями бюджетных средств (администраторами источников финансирования дефицита бюджета), подведомственными разным главным распорядителям средств соответствующего бюджета (главным администраторам источников финансирования дефицита соответствующего бюджета), финансовых, нефинансовых активов и обязательств в порядке, установленном пунктом 194 Инструкции N 191н.
5.2.3.4. Отчёт о движении денежных средств.
Согласно пункту 146 Инструкции N 191н Отчёт о движении денежных средств должен быть составлен финансовым органом на 01 января года, следующего за отчётным, на основании данных о движении денежных средств на счетах бюджетов, на едином счете бюджета, открытом в органе, осуществляющее кассовое обслуживание исполнения бюджета, и на основании данных, представленных ГАБС о движении денежных средств на счетах в рублях и иностранной валюте, открытых в кредитных организациях, по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.
Показатели в указанном отчёте должны быть отражены по разделам "Поступление", "Выбытие", "Изменение остатков средств" в разрезе бюджетной деятельности, приносящей доход деятельности и итогового показателя (пункт 147 Инструкции N 191н).
Показатели Отчёта о движении денежных средств должны быть сформированы с учетом положений пунктов 148-150 Инструкции N 191н.
5.2.3.5. Пояснительная записка.
Пояснительная записка к годовому отчёту об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района составляется аналогично пояснительной записке к бюджетной отчётности ГАБС.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации пояснительная записка должна содержать анализ исполнения бюджета и бюджетной отчётности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчётном финансовом году.
5.2.4. Проверка тождественности показателей Пояснительной записки к годовому отчёту об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района с Балансом исполнения бюджета, Отчётом об исполнении бюджета, Отчётом о движении денежных средств.
5.2.5. По итогам внешней проверки показателей годового Отчёта об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района и иной бюджетной отчётности Большесосновского муниципального района, представленной одновременно с ним, должен быть сделан вывод об их соответствии либо несоответствии аналогичным показателям сводной бюджетной отчётности ГАБС.
6. Анализ исполнения решения о бюджете Большесосновского муниципального района за отчётный финансовый год
Анализ исполнения решения о бюджете Большесосновского муниципального района за отчётный финансовый год, в том числе анализ исполнения показателей доходной и расходной частей бюджета Большесосновского муниципального района, использования средств из источников финансирования дефицита бюджета Большесосновского муниципального района, состояния муниципального долга на начало и конец отчётного года и другие вопросы, проводится в рамках внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета либо при подготовке заключения на проект решения об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района за отчётный финансовый год.
Показатели проекта решения об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района за отчётный финансовый год должны быть тождественны показателям, отражённым в годовом отчёте об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района.
6.1 Анализ исполнения показателей доходной части бюджета Большесосновского муниципального района
В рамках анализа фактически достигнутых показателей доходной части бюджета Большесосновского муниципального образования проводится оценка уровня исполнения доходов бюджета Большесосновского муниципального района по сравнению с показателями, утвержденными в решении о бюджете (с учётом внесенных изменений и дополнений), с дальнейшей систематизацией полученных данных в формат таблиц и диаграмм. Определяются причины отклонений фактически достигнутых показателей от планируемых.
Также в ходе анализа исполнения показателей доходной части бюджета Большесосновского муниципального района должна быть проанализирована динамика и структура недоимки (задолженности) по налоговым и неналоговым доходам, зачисляемым в бюджет Большесосновского муниципального района.
При увеличении в отчётном году объемов недоимки (задолженности) определяются причины.
Кроме того, анализируются данные об объеме выпадающих доходов бюджета Большесосновского муниципального района, в том числе в связи с предоставлением льгот по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество.
6.2 Анализ исполнения показателей расходной части бюджета Большесосновского муниципального района
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.2.3. В рамках анализа фактически достигнутых показателей расходной части бюджета Большесосновского муниципального района проводится:
- оценка уровня исполнения расходов бюджета по основным разделам и подразделам классификации расходов бюджета, статьям классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) по сравнению с показателями, утвержденными в решении о бюджете (с учетом внесенных изменений и дополнений), с дальнейшей систематизацией полученных данных в формат таблиц и диаграмм;
- оценка уровня исполнения расходов бюджета Большесосновского муниципального района по ведомственной структуре расходов.
В ходе оценки уровня исполнения расходов бюджета Большесосновского муниципального района определяются объём и причины неисполнения расходов, в том числе по целевым программам и мероприятиям. Выявляются факты исполнения расходов, не утвержденных решением о бюджете Большесосновского муниципального района на отчётный финансовый год. Определяется законность (обоснованность) осуществления расходов, не предусмотренных решением о бюджете Большесосновского муниципального района на отчётный финансовый год.
6.2.4. Проводится анализ структуры расходов бюджета Большесосновского муниципального района, в том числе по разделам, по ГАБС.
6.2.5. Проводится анализ использования средств резервного фонда (в случае его утверждения решением о бюджете), в том числе по направлениям расходования средств (в разрезе ГАБС).
6.2.6. Определяется соблюдение при исполнении бюджета Большесосновского муниципального района:
- требований статьи 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации по использованию дополнительно полученных доходов;
- порядка исполнения бюджета по расходам, в том числе порядка изменения и перемещения бюджетных ассигнований и блокировки расходов бюджета Большесосновского муниципального района, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми на местном уровне;
- целевого характера использования бюджетных средств.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.2.5. Проводится анализ исполнения публичных нормативных обязательств, общий объём которых обязательно должен быть утвержден в текстовой части решения о бюджете на очередной финансовый год (статья 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
6.2.6. дополнительно может быть проведён анализ соответствия направлений расходования средств бюджета Большесосновского муниципального района в отчётном году Бюджетному посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
6.3 Дефицит бюджета Большесосновского муниципального района и источники его финансирования
В рамках анализа дефицита бюджета Большесосновского муниципального района и источников его финансирования проводится проверка соответствия размера дефицита бюджета муниципального образования, сложившегося по итогам отчетного года, предельным значениям, установленным пунктом 3 статьи 92.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Предельный размер дефицита местного бюджета может быть превышен в случае утверждения в решении о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Большесосновского муниципального района, и снижение остатков средств на счетах по учёту средств местного бюджета.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 09.04.2009 N 58-ФЗ размер дефицита местного бюджета может превысить установленные пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ограничения в случае утверждения решением о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета местного бюджета разницы между полученными и погашенными Большесосновским муниципальным районом бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Также в рамках анализа дефицита бюджета Большесосновского муниципального района и источников его финансирования проводится проверка соответствия объёмов полученных и погашенных в отчётном году Большесосновским муниципальным районом бюджетных кредитов и кредитов кредитных организаций, указанных в источниках финансирования дефицита бюджета, сведениям о состоянии муниципального долга (выписке из муниципальной долговой книги).
6.4 Анализ состояния муниципального долга Большесосновского муниципального района
Анализ состояния муниципального долга бюджета Большесосновского муниципального района проводится на основе сведений о муниципальном долге.
В рамках анализа проводится проверка на предмет соответствия видов долговых обязательств Большесосновского муниципального района нормам статьи 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также анализ изменения в отчётном году муниципального долга по объёму и структуре.
Также проводится проверка соответствия фактически сложившегося объёма муниципального долга на конец отчётного года предельному объёму, установленному решением о бюджете Большесосновского муниципального района на отчётный финансовый год в рамках ограничений, установленных пунктом 3 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, проверяется наличие муниципальной долговой книги и её соответствие требованиям статьи 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также своевременность внесения в неё сведений об осуществлении заимствований, погашении долговых обязательств и т.д.
Проверяется соблюдение в отчётном финансовом году порядка осуществления муниципальных заимствований.
Муниципальные заимствования должны осуществляется в соответствии с Программой муниципальных заимствований, содержащей перечень всех внутренних заимствований Большесосновского муниципального района с указанием объёма привлечения и объёма средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (должна быть утверждена в виде приложения к решению о бюджете).
Предельный объём муниципальных заимствований не должен превышать сумму, направляемую на финансирование дефицита местного бюджета и (или) погашение долговых обязательств местного бюджета (статья 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Проверяется соблюдение требований бюджетного законодательства при предоставлении муниципальных гарантий.
Муниципальные гарантии должны быть предоставлены в отчётном году в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в Решении о бюджете на отчётный финансовый год (в Программе муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации), на основании решения местной администрации Большесосновского муниципального района, а также договоров о предоставлении муниципальных гарантий при условии соблюдения требований, установленных статьёй 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проверяется соответствие договоров о предоставлении муниципальных гарантий требованиям статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проверяется осуществление финансовым органом Большесосновского муниципального района выданных гарантий, исполнения обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, а также учёта осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям.
Проверяется выполнение обязательств по возврату и обслуживанию долговых обязательств, соблюдение условий договоров (соглашений) о предоставлении кредитов. Устанавливаются причины невыполнения обязательств по своевременному погашению и обслуживанию кредитов.
Также проверяется соответствие объема расходов на обслуживание муниципального долга требованиям статьи 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
7. Соблюдение бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса в Большесосновском муниципальном районе
В ходе проверки необходимо установить наличие в Большесосновском муниципальном районе утверждённых основных документов, регламентирующих бюджетный процесс (Положение о бюджетном процессе, иной аналогичный документ и др.), их соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Также устанавливаются своевременность утверждения Решения о бюджете на отчётный финансовый год, своевременность принятия нормативных правовых актов, утверждаемых в целях реализации Решения о бюджете, внесения изменений в Решение о бюджете, срок представления годового Отчёта об исполнении бюджета.
Сравниваются первоначально утвержденные назначения доходной и расходной части бюджета и уточнённые плановые назначения, устанавливаются причины внесения исполнения бюджета в анализируемом периоде с соответствующими показателями предыдущего года.
Также следует провести анализ соответствия показателей сводной бюджетной росписи принятому решению о бюджете. В случае выявления фактов внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения соответствующих изменений в решение о бюджете необходимо провести проверку законности (обоснованности) совершения указанных операций на предмет их соответствия требованиям пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
8. Оформление результатов внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района
Проведение внешней проверки без выхода в учреждение ГАБС (камеральная проверка) оформляется заключением по результатам внешней проверки. Результаты внешней проверки с выходом в учреждение ГАБС (документальная проверка) оформляются справкой или актом, на основании которой пишется заключение о представленной годовой бюджетной отчётности ГАБС.
Заключение по результатам внешней проверки ГАБС рассматривается и согласовывается председателем Контрольно-счётной палаты Большесосновского муниципального района. Заключение с учётом поправок и замечаний направляется в адрес ГАБС.
Результаты внешних проверок и заключения по ним используются при подготовке заключения Контрольно-счётной палаты на годовой отчёт об исполнении местного бюджета.
Результаты внешней проверки годового отчёта оформляются в виде: заключения на годовой отчёт об исполнении местного бюджета.
В заключении на годовой отчёт о исполнении бюджета Большесосновского муниципального района следует дать оценку:
- полноты и достоверности данных, представленных в годовом отчёте, с учетом результатов внешней проверки бюджетной отчётности ГАБС;
- соблюдение требований бюджетного законодательства при составлении годового отчёта;
- полноты предоставленных одновременно с годовым отчётом документов и материалов, их соответствие с требованиями законодательства;
- основных наиболее значимых итогов исполнения бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита;
Состояние муниципального долга (при наличии).
Кроме того, необходимо отразить в заключении выявленные расхождения показателей бюджетного учёта и отчетности с указанием причин, их обусловивших.
Также в заключении целесообразно отразить наиболее существенные нарушения и недостатки, выявленные в ходе проведения внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета Большесосновского муниципального района и бюджетной отчётности ГАБС.
9. Переходные положения
Настоящий Порядок в ходе практического применения может подлежать корректировке (при необходимости).
<< Назад |
||
Содержание Решение Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 27 августа 2014 г. N 487 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.