Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24 января 2022 г. по делу N 16-284/2022-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7 на вступившие в законную силу решение судьи Краснознаменского районного суда Калининградской области от 11.05.2021 N, решение судьи Калининградского областного суда от 29.06.2021 N, состоявшиеся в отношении ООО "Лукойл-Калининградморнефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора от 01.03.2021 N ООО "Лукойл-Калининградморнефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 190 000 рублей.
Решением судьи Краснознаменского районного суда Калининградской области от 11.05.2021 N, оставленным без изменения решением судьи Калининградского областного суда от 29.06.2021 N, приведенное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Лукойл-Калининградморнефть" прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора ФИО8 выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене, настаивая на отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Защитник ООО "Лукойл-Калининградморнефть" ФИО4, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы на указанные выше судебные акты, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Основанием для привлечения ООО "Лукойл-Калининградморнефть" к административной ответственности по указанной статье послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о том, что 19.02.2021 общество при эксплуатации пункта сепарации и налива нефти (далее - ПСНН) Восточно-Горинский N, расположенного по адресу: п.Калачеево Краснознаменского района Калининградской области, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляло выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, за 2020 год выброшено в атмосферу без очистки 8, 143 т загрязняющих веществ.
Отменяя постановление и прекращая производство по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса, судья Краснознаменского районного суда Калининградской области и согласившаяся с ним вышестоящая судебная инстанция установили, что имеет место повторное привлечение общества к административной ответственности за совершение одних и тех же действий.
Указанные выводы оспариваются должностным лицом, вынесшим постановление.
Согласно абзацу 52 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (далее - ОНП), понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
Приказом Росстата от 08.11.2018 N661 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляется Росприроднадзором (пункт 1 Приказа), согласно которому при наличии у респондента нескольких объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведения заполняются отдельно по каждому эксплуатируемому объекту.
Из материалов дела следует, что при проверке сведений об охране атмосферного воздуха за 2020 год по форме 2-ТП (воздух), административным органом установлено, что при эксплуатации ПСНН Восточно-Горинский, N, расположенного по адресу: п.Калачеево Краснознаменского района Калининградской области, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществлялся выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Отменяя постановление, судебные инстанции установили наличие вступившего в законную силу постановления N от 08.02.2021, вынесенного в отношении ООО "Лукойл-Калининградморнефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятого по тем же обстоятельствам.
Между тем, изучение указанного постановления не позволяет сделать выводы о повторности привлечения общества к административной ответственности.
Согласно указанному постановлению ООО "Лукойл-Калининградморнефть" 28.01.2021 при эксплуатации центрального пункта сбора нефти Ушаково, N, расположенного по адресу: п.Рощино Гурьевского района Калининградской области, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляло выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, за 2020 год выброшено в атмосферу без очистки 99, 005 т загрязняющих веществ.
К случаям, исключающим производство по делу об административном правонарушении, пункт 7 части 1 статьи 24.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относит вынесение постановления по тому же факту совершения противоправных действий (бездействия).
Решение вопроса о том, по тем же самым ли фактам, в связи с которыми ранее заявитель был привлечен к административной ответственности, было вынесено постановление, то его разрешение предполагает исследование фактических обстоятельств конкретного дела.
Между тем изучение материалов дела не позволяет сделать вывод о том, что постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора от 01.03.2021 N и от 08.02.2021 N вынесены по одному факту совершения противоправных действий (бездействия).
В рассматриваемом случае по тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не выносилось постановлений, перечисленных в данной норме. Постановление должностного лица от 08.02.2021 N вынесено по иным обстоятельствам совершения ООО "Лукойл-Калининградморнефть" противоправных действий.
Данным актом указанное лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту установленного 28.01.2021 нарушения правил охраны атмосферного воздуха, допущенного на центральном пункте сбора нефти Ушаково, N-П, расположенного по адресу: п.Рощино Гурьевского района Калининградской области.
В рамках настоящего дела об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности за нарушения правил охраны атмосферного воздуха, допущенного 19.02.2021 на пункте сепарации и налива нефти, N-П, расположенного по адресу: п.Калачеево Краснознаменского района Калининградской области.
Рассмотрение жалоб на указанные постановления должностного лица в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, абзаца 2 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" подсудно разным судам в зависимости от мест совершения правонарушений, находящихся в разных районах Калининградской области.
Таким образом, в ходе производства по настоящему делу общество привлечено к административной ответственности за совершение аналогичного нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, но допущенного на другом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, расположенном по иному адресу.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. (абзац второй пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Часть 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ.
В рассматриваемом случае каждое нарушение юридическим лицом требований указанного Федерального закона образует самостоятельный состав административного правонарушения, вследствие чего повторное привлечение ООО "Лукойл-Калининградморнефть" к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение в действительности отсутствует.
Таким образом, следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями, рассмотревшими жалобы на постановления должностного лица, не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, решение судьи Краснознаменского районного суда Калининградской области от 11.05.2021 N, решение судьи Калининградского областного суда от 29.06.2021 N, состоявшиеся в отношении ООО "Лукойл-Калининградморнефть", подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение судье Краснознаменского районного суда Калининградской области.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора ФИО9 удовлетворить.
Решение судьи Краснознаменского районного суда Калининградской области от 11.05.2021 N, решение судьи Калининградского областного суда от 29.06.2021 N, состоявшиеся в отношении ООО "Лукойл-Калининградморнефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение судье Краснознаменского районного суда Калининградской области.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.