Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Татарстан Петрова Евгения Юрьевича на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Техноэко" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель Елабужского и Менделеевского районов Республики Татарстан Управления Росреестра по Республики Татарстан N 18-2021-0081 от 31 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "Техноэко" (далее по тексту - ООО "Техноэко") прекращено на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью содеянного.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменены, производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Петров Е.Ю. ставит вопрос об отмене решения судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, ссылаясь на его незаконность, оставить без изменения постановление должностного лица от 31 августа 2021 года и решение судьи городского суда от 16 декабря 2021 года.
Представитель ООО "Техноэко", уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, в установленный срок не представил на нее возражения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В силу части 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Как следует из представленных материалов, основанием для возбуждения должностным лицом Управления Росреестра по Республике Татарстан в отношении ООО "Техноэко" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили результаты проверки, согласно которым в границах земельного участка с кадастровым номером 16:18:120501:260 на площади 17 630 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Елабужский муниципальный район, Танайское сельское поселение, СПК Радуга, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, принадлежащего ООО "Техноэко" на праве аренды, работы по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению не проведены.
Совершенное ООО "Техноэко" административное правонарушение признано должностным лицом Управления Росреестра по Республике Татарстан, с выводами которого согласился судья городского суда, малозначительным, производство по делу прекращено, на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица Управления Росреестра по Республике Татарстан от 31 августа 2021 года, решение судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 16 декабря 2021 года и прекращая производство по делу судья Верховного Суда Республики Татарстан в решении от 16 марта 2022 года исходил из того, что нарушение правил землепользования было выявлено на земельном участке, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и пришел к выводу о том, что рассмотрение дел данной категории не относится к подведомственности Росреестра, следовательно, постановление должностного лица Управления Росреестра по Республике Татарстан вынесено с нарушением правил подведомственности.
В настоящей жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по данному делу, Петров Е.Ю. просит об отмене решения судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, заявляя о необоснованном прекращении производства по делу.
Однако обжалуемый судебный акт по доводам жалобы отменен быть не может.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)" утверждено Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), в соответствии с пунктом 3 которого государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, их территориальными органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 5 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1081, подпунктом 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, на органы Росреестра возложены обязанности по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора).
В свою очередь, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая полномочия указанных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, разграничивает эти полномочия.
В силу части 1 статьи 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный земельный надзор (за исключением органа, осуществляющего государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.34, частями 1, 3 и 4 статьи 8.8, статьей 10.9, статей 10.10 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений и земель сельскохозяйственного назначения) настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1).
Как следует из материалов дела, в аренде ООО "Техноэко" с 7 февраля 2020 года находится земельный участок с кадастровым номером 16:18:120501:260 площадью 90 172 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Анализ приведенных выше положений статьи 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что Управление Росреестра по Республики Татарстан является органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена частью 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного, отменяя постановление должностного лица от 31 августа 2021 года и решение судьи городского суда от 16 декабря 2021 года, судья Верховного Суда Республики Татарстан пришел к обоснованному выводу о рассмотрении дела об административном правонарушении с нарушением правил подведомственности.
Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о существенном нарушении норм материального и (или) процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении судебной инстанцией, которое имеет фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
Отмененное судьей Верховного Суда Республики Татарстан постановление должностного лица от 31 августа 2021 года и решение судьи городского суда от 16 декабря 2021 года не могут быть оставлены без изменения, так как принятие такого решения не предусмотрено положениями статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, вынесенное в отношении ООО "Техноэко" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Техноэко" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Татарстан Петрова Евгения Юрьевича - без удовлетворения.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.