Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Миронова Юрия Николаевича на решение Советского районного суда города Брянска от 26 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Миронова Юрия Николаевича к Брянской городской администрация об оспаривании приложения к постановлению об установлении тарифов на проезд в муниципальном пассажирском транспорте.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Миронов Ю.Н. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконным и недействующим с момента издания, как не вступившее в законную силу, приложение к постановлению Брянской городской администрации от 24 декабря 2020 года N 3588-п "О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 23 сентября 2015 года N 2939-п "О тарифах на проезд в муниципальном пассажирском транспорте".
В обоснование требований указал, что пользуется муниципальным пассажирским транспортом в городе Брянске. Не согласен с указанным приложением, поскольку оно нелегитимно, так как не подписано главой Брянской городской администрации Макаровым А.Н. Кроме того, согласно пункту 6 статьи 30 Устава городского округа город Брянск в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов находится определение порядка принятия решения об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий. По мнению Миронова Ю.Н, право устанавливать тариф в зависимости от формы оплаты решение Брянского городского Совета народных депутатов от 26 сентября 2007 года N 785 "О принятии Положения о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска" Брянской городской администрацией не предоставляет.
Решением Советского районного суда города Брянска от 26 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 февраля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 4 апреля 2022 года через суд первой инстанции, Миронов Ю.Н. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает, что в официальном источнике опубликования - газете "Брянск" в приложении отсутствует подпись главы администрации Макарова А.Н. Кроме того, полагает, что исходя из части 4 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", запрещено устанавливать различные тарифы за проезд в зависимости от наличной или безналичной формы оплаты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, постановлением Брянской городской администрации от 23 сентября 2015 года N 2939-п "О тарифах на проезд в муниципальном пассажирском транспорте" утверждены с 1 октября 2018 года тарифы на льготные проездные билеты на пассажирские перевозки в городском автомобильном и электрическом транспорте согласно приложению N 1 и установлены пониженные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в городе Брянске согласно приложению N 2.
Согласно приложению N 2 к данному постановлению установлены тарифы для перевозки пассажиров и багажа автобусами МУ "БГПАТП": при наличном расчете 22 рубля, при безналичном расчете 20 рублей; при перевозке пассажиров и багажа троллейбусами МУП "БТУ": при наличном расчете 22 рубля, при безналичном расчете 18 рублей.
Постановлением Брянской городской администрации от 24 декабря 2020 года N 3588-п "О внесении изменения в постановление Брянской городской администрации от 23 сентября 2015 года N 2939-п тарифах на проезд в муниципальном пассажирском транспорте" внесены изменения в приложение N 2 к постановлению "Пониженные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулярным тарифам в городе Брянске".
Постановление опубликовано в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов города Брянска муниципальной газете "Брянск" 29 декабря 2020 N 53 д (1104) и вступило в силу с 11 января 2021 года.
В представленном оригинале оспариваемого постановления имеется подпись главы администрации города Брянска Макарова А.Н.
Как следует из приложения к указанному постановлению, установлены тарифы для перевозки пассажиров и багажа автобусами МУ "БГПАТП" и при перевозке пассажиров и багажа троллейбусами МУП "БТУ": при наличном расчете 22 рубля, при безналичном расчете 20 рублей.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое постановление Брянской городской администрации принято по вопросу, отнесенному к ведению органов местного самоуправления, в пределах предоставленной компетенции и уполномоченным органом, процедура принятия постановления и его опубликования соблюдены.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26 сентября 2007 год N 785 было принято Положение о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска (далее Положение).
Данное Положение определяет порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно пункту 1.6. данного Положения тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, утверждаются соответствующими постановлениями Брянской городской администрации.
Согласно пункту 1.13. данного Положения Брянский городской Совет народных депутатов: 1) осуществляет контроль за Брянской городской администрацией в части соблюдения порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений города Брянска; 2) заслушивает должностных лиц Брянской городской администрации на заседаниях постоянных комитетов Брянского городского Совета народных депутатов по вопросу размеров утвержденных тарифов, правильности их применения, возможности предоставления льгот для определенных групп населения города Брянска.
В силу пункта 1.14. Положения Брянская городская администрация: 1) осуществляет контроль за применением тарифов; 2) привлекает соответствующих специалистов или организации для проведения независимых экспертиз обоснованности расчета тарифов.
Установление (изменение) тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) поставщиками услуг (работ), производится на основании заявлений об установлении (изменении) тарифов данных поставщиков услуг (работ) (пункт.2.1 Положения).
Согласно пункту 2.3. Положения для установления (изменения) тарифов поставщики услуг (работ) обращаются с заявлением на имя Главы городской администрации. К указанному заявлению прилагаются: 1) пояснительная записка с обоснованием необходимости установления (изменения) тарифов, с кратким анализом работы поставщика услуг (работ) за прошедший период; 2) предложение о методе установления (изменения) тарифа, подлежащем применению; 3) проект прейскуранта на услуги (работы); 4) плановые калькуляции себестоимости услуг (работ), составленные в соответствии с требованиями отраслевых инструкций по планированию, учету и калькулированию себестоимости, содержащие все основные статьи затрат с приложением их расчета; 5) отчетные калькуляции себестоимости услуг (работ) за период действия предыдущих тарифов в разрезе статей затрат по видам услуг (работ) с расшифровкой комплексных статей затрат; 6) расчет плановой рентабельности; 7) сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности; 8) копия приказа об учетной политике; 9) копия бухгалтерской отчетности за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату.
В силу пункта 1.10 Положения, установление тарифов может осуществляться следующими методами: 1) установление фиксированных тарифов на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости услуг (работ) этой организации за истекший период действия тарифов, с учетом стоимости заложенных мероприятий по повышению эффективности деятельности организации, предусматривающих улучшение качества предоставляемых ею услуг (выполняемых работ); 2) установление предельных (максимальных) тарифов на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости услуг (работ) этой организации за истекший период действия тарифов, с учетом стоимости заложенных мероприятий по повышению эффективности деятельности организации, предусматривающих улучшение качества предоставляемых ею услуг (выполняемых работ), с предоставлением ей права снижать предельный (максимальный) тариф; 3) индексация установленных тарифов в случаях объективных изменений условий деятельности поставщиков услуг (работ), влияющих на стоимость предоставляемых ими услуг (выполняемых работ).
Форма оплаты наличная и безналичная является формой оплаты услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений города Брянска, за которую осуществляется расчет. При этом не противоречит целям доступности оплаты этих услуг и целям Положения о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска.
Как следует из материалов дела, основанием для внесения изменений в указанное постановление стало обращение транспортных предприятий МУП "БТУ" и МУ "БГПАТП" по вопросу изменения тарифов на перевозку пассажиров с 11 января 2021 года с приложением пояснительных записок, в которых предложены пониженные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулярным тарифам в городе Брянске при наличном и безналичном способе оплаты.
Проект постановления прошел согласование с начальником отдела цен и тарифов комитета по экономике Брянской городской администрации, заместителем председателя комитета по экономике Брянской городской администрации.
При рассмотрении проекта на комиссии по регулированию цен и тарифов Брянской городской администрации было рекомендовано главе Брянской городской администрации утвердить пониженные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом в размерах предложенных отделом цен и тарифов комитета по экономике.
Установление различных тарифов на проезд в зависимости от вида средства платежа и территории проезда не является нарушением прав административного истца как пассажира, который самостоятельно определяет способ оплаты проезда.
Вопреки доводам кассационной жалобы, предоставление разного рода скидок (бонусов) с основной цены товаров, услуг при их оплате банковскими картами или иными электронными средствами платежа, в тех случаях, когда они адресованы неопределенному кругу потребителей, не является свидетельством нарушения законодательства о защите прав потребителей.
Таким образом, суды пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений оспариваемым постановлением прав и законных интересов Миронова Ю.Н. и отсутствии оснований для признании его недействующим.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судами первой и апелляционной инстанций, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Брянска от 26 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Миронова Юрия Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 31 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.