Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Курдюковой Н.А, Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сенченко В.С. к отделению территориального отдела "Брянский" филиала "Западный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 41495, Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" МО РФ о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, по кассационной жалобе Сенченко В.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 26 октября 2021 г.
заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, выслушав объяснения представителя Сенченко В.С. - Сенченко Л.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением Дубровского районного суда Брянской области от 06 ноября 2020 года признано незаконным решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в лице Брянского территориального отделения N 14-31/11/2019 от 7 мая 2019 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в лице Брянского территориального отделения возложена обязанность поставить Сенченко В.С. с составом семьи 2 человека (он и супруга Сенченко Т.И.) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 4 сентября 2002года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 апреля 2021г. решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции суда от 11 августа 2021г. апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 26 октября 2021г. решение суда отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Сенченко В.С. отказано.
В кассационной жалобе Сенченко В.С. ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Сенченко В.С. проходил военную службу по контракту с 08.08.1974 по 11.11.1993, уволен в запас по истечении срока военной службы и достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключен из списков состава части, выслуга лет составляет 20 лет 11 месяцев.
На период прохождения военной службы Сенченко В.С. была предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес", в которой истец с супругой проживают в настоящее время, после увольнения со службы истец и члены его семьи жилым помещением не обеспечены.
Сенченко В.С. был признан нуждающимся в жилом помещении, включен в список кандидатов на участие в федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" составом семьи 2 человека, дата постановки в очередь 04.09.2002г, до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
2 апреля 2019г. истец обратился к отделению (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением отделения N 14-31/11/2019 от 7 мая 2019г. ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Отменяя решение и принимая новое решение об отказе в иске, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности решения ответчика об отказе истцу в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности поставить его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Истец в 2002 году, по своему выбору изменил вид реализации права на жилище с предоставления жилого помещения за счет федерального органа власти, на предоставление жилищной субсидии.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абзаца третьего п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Абзацем первым пункта 14 статьи 15 этого же федерального закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из материалов дела следует, что 18 сентября 2002г. истец подал заявление о включении его и супруги в состав участников федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и выдаче ГЖС для приобретения (строительства) жилого помещения в г. Нижний Новгород.
В заявлении он указывал о том, что состоит в очереди на улучшение жилищных условий с 15 января 1994 г. и согласен на исключение его из очереди на улучшение жилищных условий после приобретения жилого помещения с помощью государственного жилищного сертификата.
Из выписки из протокола N41 заседания жилищной комиссии в/ч 10397 от 20.09.2002 года, списка граждан-участников подпрограммы ГЖС, федеральной целевой программы "Жилище", состоящих на учете в в/ч 21350-3, списка граждан, проживающих в закрытых военных городках, подлежащих переселению, судами установлено, что Сенченко В.С. был включен в Президентскую программу "Государственные жилищные сертификаты" с составом семьи 2 человека, избранное место жительства Московская область, дата постановки - 04.09.2002 года.
Сведений о том, что истец исключен из состава участников федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в материалах дела отсутствуют.
Поскольку одновременное предоставление жилого помещения за счет федерального органа власти и предоставление жилищной субсидии законом не предусмотрено, вывод суда апелляционной инстанции о законности решения об отказе в принятии Сенченко В.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях, основан на правильном применении указанных выше норм материального права с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора.
Приводимые в кассационной жалобе доводы о том, что заявитель должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, не могут служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку как установлено судами последний по своему выбору изменил вид реализации права на жилище с предоставления жилого помещения за счет федерального органа власти, на предоставление жилищной субсидии. В материалы дела не представлено сведений о том, что Сенченко В.С. исключен из состава участников федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", из представленной переписки следует, что учетное дело в территориальный отдел не поступало.
Ссылка в кассационной жалобе на иную судебную практику не свидетельствует о незаконности судебного постановления суда апелляционной инстанции, поскольку судами при разрешении спора учитываются обстоятельства конкретного дела и представленные в обоснование заявленных требований доказательства.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 26 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сенченко В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.