Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Солтыс Е.Е, судей Балашова А.Н, Захарова В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа г. Курска к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 48", Комитету образования г. Курска о возложении к исполнению обязанности по устранению недостатков антитеррористической защищенности, по кассационной жалобе Комитета образования г. Курска на решение Ленинского районного суда г. Курска от 28 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 11 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Балашова А.Н, выслушав объяснения прокурора Жаднова С.В, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Центрального административного округа г. Курска обратился в суд с иском к МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 48" и Комитету образования города Курска, с учетом уточнения требований, просил обязать МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 48" обеспечить охрану здания, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Чумаковская, д. 30, сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать указанный объект системой охранной сигнализации; обязать Комитет образования г. Курска обеспечить финансирование МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 48" на выполнение указанных мероприятий.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 48" на праве оперативного управления принадлежит здание детского сада по адресу: "адрес", однако до настоящего времени указанный объект в нарушение требований действующего законодательства в области противодействия терроризму не оборудован системой охранной сигнализации, не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии, то есть МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 48" не обеспечило соблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объекта, которому присвоена 3 категория опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, работников учреждения в период нахождения их в образовательной организации.
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 28 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 11 января 2022 г. исковые требования удовлетворены. На МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 48" возложена обязанность обеспечить охрану здания, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Чумаковская, д. 30, сотрудниками частных охранных организаций либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать указанный объект системой охранной сигнализации в соответствии с подп. "а-в" п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года N 1006, п.п. 6.48 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009". На комитет образования города Курска возложена обязанность обеспечить финансирование МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 48" на выполнение указанных мероприятий".
В кассационной жалобе Комитет образования г. Курска просит отменить решение Ленинского районного суда г. Курска от 28 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 11 января 2022 г, как незаконные.
От Прокуратуры Курской области поступили возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в возражениях на кассационную жалобу, в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела по доводам кассационной жалобы не допущено.
Как установлено судом, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 48" является дошкольной образовательной организацией с организационно-правовой формой - муниципальное учреждение, что следует из Устава учреждения. Учредителем МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 48" и собственником его имущества является муниципальное образование "Город Курск", функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования "Город Курск" осуществляет Комитет образования города Курска, в ведении которого учреждение находится.
Прокуратурой Центрального административного округа г. Курска проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части обеспечения безопасных условий воспитания и обучения в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 48", расположенного по адресу: г. Курск, ул. Чумаковская, д. 30, которому в соответствии с п. 13 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) присвоена третья категория опасности. В ходе проверки установлено, что данный объект до настоящего времени не оборудован системой охранной сигнализации и оповещения, и не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, что противоречит п.п. "а" и "в" п. 25 вышеуказанных Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и п. 6.48 Свода правил СП 118.13330 2012 "Общественные здания и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, которым предусмотрено, что для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Имеющиеся контракты по оказанию охранных услуг не свидетельствуют о надлежащем исполнении ответчиками своих обязательств по постоянному обеспечению охраной здания детского сада, поскольку заключаются сроком на один месяц.
Согласно информации Комитета образования г. Курска от 24.05.2021 N3556/04.10116 денежных средств на цели установки в образовательных учреждениях г. Курска систем охранной сигнализации не имеется.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 марта 2006 г..N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29 декабря 2012 г..N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г..N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", установив, что охрана детского образовательного учреждения не соответствует предъявляемым требованиям, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N 48" не обеспечило соблюдение требований законодательства по антитеррористической защищенности объекта, относящегося к третьей категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения, учитывая, что принятие мер по безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность, а также то, что особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания в учреждении несовершеннолетних детей и работников учреждения во время образовательного процесса, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности по финансированию мероприятий при отсутствии средств у образовательного учреждения на Комитет образования г..Курска, исходя из п.п. 1.7 и 18 Положения о Комитете образования города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 08.04.2014 N 75-5-РС, согласно которым Комитет от имени муниципального образования "Город Курск" осуществляет функции и полномочия учреждения в отношении муниципальных учреждений города Курска, находящихся в его ведении, и является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете города Курска по отрасли "Образование", в том числе бюджетных инвестиций.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права по доводам кассационной жалобы не допущено.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с подп. "д" п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Судом первой инстанции установлено, что действия ответчиков в части организации охраны объекта, отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий.
Доводы кассационной жалобы, в том числе об отсутствии денежных средств на устранение имеющихся нарушений законодательства о противодействии терроризму, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Доводы кассационной жалобы выражают иную оценку собранных по делу доказательств и субъективное отношение к правильности разрешения спора, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела; о нарушении либо неправильном применении норм материального права или норм процессуального права, в связи с чем на основании части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Курска от 28 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 11 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета образования г. Курска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.