Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Ефимовой Д.А. и Вербышевой Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгополова А.А. к управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Балашиха, Министерству образования Московской области о признании заключения незаконным, признании права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обязании исключить из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства и включить в список по новому месту жительства, по кассационной жалобе Долгополова А.А. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 18 мая 2021года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 сентября 2021года, заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А,
УСТАНОВИЛА:
Долгополов А.А. обратился с иском к управлению попечительства министерства образования городскому округу Балашиха, министерству образования Московской области о признании заключения незаконным, признании права на жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обязании исключить из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства и включить в список по новому месту жительства.
В обоснование своих требований истец указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать Голик (Долгополова, Завгородняя) Е.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Долгополов А.И. решением Курского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
Постановлением администрации Курского муниципального района Ставропольского края от 17.12.2014 N 1012 над ним установлено предварительное попечительство, попечителем сроком на шесть месяцев назначена Ковалева Е.Н, ДД.ММ.ГГГГ г.р, зарегистрированная по адресу: "адрес".
Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Балашиха от 07.05.2015 N 232 над истцом установлено попечительство, Ковалева Е.Н. назначена попечителем на возмездной основе, определено место жительства несовершеннолетнего по месту жительства попечителя Ковалевой Е.Н. по адресу: "адрес".
Истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" (в жилом помещении, которое находится в собственности его дедушки), зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" на срок с 13.11.2020 по 12.11.2025.
Приказом Министерства образования Ставропольского края от 24.01.2020 г. N 44-пр истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями. По достижении возраста 18 лет по прежнему месту в Курский район Ставропольского края истец не возвращался, продолжает проживать по адресу бывшего попечителя Ковалевой Е.Н.
Жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ставропольского края не обеспечивался.
При обращении в управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Балашиха с заявлением об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в Ставропольском крае по прежнему месту жительства и включении в указанный список по новому месту жительства в городском округе Балашиха Московской области, истцу было отказано.
Истец полагал данный отказ незаконным, в связи с чем обратился в суд с настоящими требованиями.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 18 мая 2021г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 сентября 2021 года, Долгополову А.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений, считает их незаконными и необоснованными, вынесенными с существенным нарушением норм материального права.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела были допущены судами.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Долгополов А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в Курском районе Ставропольского края, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Курского муниципального района Ставропольского края от 17.12.2014 N1012 в отношении истца установлено предварительное попечительство, попечителем назначена Ковалева Е.Н, зарегистрированная по адресу: "адрес".
С момента устройства под попечительство с 17.12.2014 Долгополов А.А. проживал по адресу попечителя.
Распоряжением управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха от 07.05.2015N 232 в отношении Долгополова А.А. установлено попечительство на постоянной основе, попечителем назначена Ковалева Е.Н, место жительства несовершеннолетнего определено по месту жительства попечителя Ковалевой Е.Н. по адресу: "адрес".
Также судом установлено, что с рождения истец зарегистрирован по месту жительства своего дедушки по адресу: "адрес". Долгополов А.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" на срок с 13.11.2020 по 12.11.2025.
С 01.08.2017 истец является курсантом Военного университета радиоэлектроники Минобороны России, рассоложенного в г. Череповце Вологодской области, находится на казарменном положении училища, время окончания учебного заведения июнь 2022 год.
Приказом Министерства образования Ставропольского края от 19.11.2018 N 1716-пр установлен факт невозможности проживания истца в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес".
Приказом Министерства образования Ставропольского края от 24.01.2020 N44-пр истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями.
По достижении возраста 18 лет Долгополов А.А. по прежнему месту жительства в Курский район Ставропольского края не возвращался, жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ставропольского края не обеспечивался.
02.11.2020 истец обратился в управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Балашиха с заявлением об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в Ставропольском крае по прежнему месту жительства и включении в указанный список на обеспечение жилыми помещениями в городском округе Балашиха Московской области по его новому месту жительства.
Заключением управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Балашиха от 06.11.2020 N 01/оп-исх-З993/2020 отказано в рассмотрении заявления об исключении истца из списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Ставропольского края.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что на момент обращения истца к ответчику с требованием об обеспечении его жильем, Московская область не являлась его местом жительства, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для обеспечения его жилым помещением в Московской области.
При этом судом учтено, что подавляющее количество времени истец проживает по месту несения воинской службы; регистрация по месту пребывания по адресу: "адрес" не обусловлена прохождением военной службы по контракту, произведена по воле самого истца и расценена судом как злоупотребление правом с целью создания правового основания для обеспечения истца жильем в городском округе Балашиха.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов сделаны с нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ прямо предусмотрено, что указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства этих лиц.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указано, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г. (пункте 12, раздел IV), указано, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по месту жительства этих лиц;
местом жительства несовершеннолетних лиц, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей.
В пункте 3 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка, в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.
Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 3).
Правоотношения по вопросу исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, урегулированы положениями пунктов 23-39 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397.
В пункте 23 Правил формирования списка установлено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Обращаясь с заявлением к ответчику об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по прежнему месту жительства и включении в указанный список по новому месту жительства, Долгополов А.А. указывал на изменение своего места жительства.
Определяя место жительства Долгополова А.А, с которым законодатель связывает место обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, суды указали, что согласно отметке в паспорте Долгополова А.А. его адрес места жительства: "адрес". Также указали на то, что на момент обращения истца к ответчику его местом жительства являлось его место службы, учитывая, что Долгополов А.А. с 2017 года обучается в Военном университете Министерства обороны России в г.Череповце Вологодской области.
Вместе с тем, судами не было учтено, что в силу статей 20, 34, 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" местом жительства Долгополова А.А. с 17.12.2014 г. является место жительства его попечителя - "адрес".
Так, в пункте 3 распоряжения управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха от 07.05.2015г. N232 место жительство несовершеннолетнего Долгополова А.А. определено по месту жительства его попечителя Ковалевой Е.Н. - "адрес"
Из материалов дела усматривается, что местом жительства истца на момент достижения возраста 18 лет, с которым закон связывает момент возникновения права на льготное обеспечение жилым помещением (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г, N 159-ФЗ), является г.о. Балашиха Московской области.
По достижении возраста 18 лет по прежнему месту жительства в Курский район Ставропольского края истец не возвращался.
Основания и условия предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ.
Никаких ограничений и исключений в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории, обучающихся в военных ВУЗах, статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ не содержит, а обучение Долгополова А.А. в военном университете не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, по последнему месту жительства.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Долгополов А.А. не имеет права на обеспечение жилым помещением на территории Московской области правильным быть признан не может.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 сентября 2021года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 сентября 2021года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.