Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Челогузова И.Е. на вступившие в законную силу постановление руководителя Челябинского областного бюджетного учреждения "Катав-Ивановское лесничество" от 17 июля 2018 года, решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 01 октября 2018 года, решение судьи Челябинского областного суда от 14 ноября 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Челябинского областного бюджетного учреждения "Катав-Ивановское лесничество" от 17 июля 2018 года N 17, оставленным без изменения решением судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 01 октября 2018 года и решением судьи Челябинского областного суда от 14 ноября 2018 года, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ОАО "РЖД" Челогузов И.Е. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, считая их незаконными, прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения министерства к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела усматривается, что постановлением руководителя Челябинского областного бюджетного учреждения "Катав-Ивановское лесничество" от 17 июля 2018 года ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что названным лицом, являющимся землепользователем земель с кадастровым номером "данные изъяты" (полоса отвода железной дороги направление Вязовая - Катав-Ивановск), не были приняты меры по очистке полосы отвода железной дороги в местах прилегания к лесным массивам от сухостоя, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, а границы полос отвода не отделены противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой не менее 3 метров, что привело к переходу и распространению природного пожара на земли лесного фонда, закрепленные за Катав-Ивановским лесничеством.
Судебные инстанции с этим постановлением согласились.
Вместе с тем выводы судов о законности вынесенного в отношении ОАО "РЖД" постановления законными и обоснованными признать нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в числе прочего, вопрос о том, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела.
В силу части 1 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в числе иных, статьями 8.29 - 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее по тексту цитируемых норм - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, этим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее по тексту цитируемых норм - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Частью 2.1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 этого Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 названного Кодекса.
Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 97 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 упомянутой статьи федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 данного Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (часть 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон о некоммерческих организациях).
Исходя из системного толкования положений статьи 6 Бюджетного кодекса, статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях", статьи 2 Закона об автономных учреждениях, пункта 6 Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1505-р, для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами; автономное учреждение и бюджетное учреждение создаются публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.
В настоящее время действующим законодательством не предусмотрена возможность осуществления бюджетными и автономными учреждениями федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.
При рассмотрении настоящего дела вопрос о компетенции Челябинского областного бюджетного учреждения "Катав-Ивановское лесничество", руководителем которого вынесено обжалуемое постановление о назначении министерству административного наказания, с учетом приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Лесного кодекса Российской Федерации и иного подлежащего применению правового регулирования надлежащего изучения и оценки судей городского и областного судов не получил.
Допущенные судьями городского и областного судов нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и повлияло на разрешение дела.
В соответствии с требованиями пункта 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае установления, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.
В то же время в силу положений пункта 3 части 1 названной статьи при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
В настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьями ошибок путем возвращения дела на рассмотрение по подведомственности, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на рассмотрение по подведомственности и возобновления производства по делу исключены.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление руководителя Челябинского областного бюджетного учреждения "Катав-Ивановское лесничество" от 17 июля 2018 года, решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 01 октября 2018 года, решение судьи Челябинского областного суда от 14 ноября 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Л.Ю.Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.