Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "ЖилКом" Сивакова Д.Н. на вступившие в законную силу постановление главного государственного санитарного врача по городу Миассу, городу Карабашу, городу Чебаркулю, Чебаркульскому и Уйскому районам от 04 августа 2021 года, решение судьи Миасского городского суда Челябинской области от 22 сентября 2021 года и решение судьи Челябинского областного суда от 25 ноября 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЖилКом" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача по городу Миассу, городу Карабашу, городу Чебаркулю, Чебаркульскому и Уйскому районам от 04 августа 2021 года, оставленным без изменения решениями судьи Миасского городского суда Челябинской области от 22 сентября 2021 года, судьи Челябинского областного суда от 25 ноября 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "ЖилКом" (далее-ООО "ЖилКом", юридическое лицо, общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директором общества ставится вопрос об отмене постановленных в отношении юридического лица акта должностного лица и судебных актов.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона N 416-ФЗ производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Федерального закона N 416-ФЗ программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу пункта 6 статьи 25 указанного Закона, программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение и абонентов; указание частоты отбора проб воды. Порядок осуществления производственного контроля качества горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 25 Федерального закона N 416-ФЗ).
Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10 (далее Правила), устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение.
В п. п. 5, 7, 17, 19 Правил осуществления производственного контроля качества безопасности питьевой воды, горячей воды указано: производственный контроля осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее-программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).
Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, не реже одного раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.
Отбор проб воды осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией.
Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требовали санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно - эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 2.4 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий", производственный контроль включает: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Согласно пп. "в" п. 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов: объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах).
В соответствии с п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Как усматривается из материалов дела после поступления в Управление Роспотребнадзора письменного обращения N 5156/Ж-2021 от 31 мая 2021 года о регулярном несоответствии качества горячего водоснабжения требованиям именно ст. ст. 11, 19, 29, 32 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.99 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в отношении ООО "ЖилКом" проведено административное расследование, по результатам которого выявлены допущенные Обществом нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно ст. ст. 11, 19, 32 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.99 г. "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", пп. 1.5, 2.1, 2.6, 2.7, 2.8, подп "б" и "в" п. 4.1 и п. 4.3 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п.п. 1, 77, п. 1.8 приложения 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий": отсутствует программа производственного контроля качества питьевой воды и горячей, согласованная с территориальным органом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор; не осуществляется производственный контроль качества питьевой воды и горячей воды посредством проведения лабораторно-инструментальных исследований, испытаний воды, проводимых в целях производственного контроля в 2021 году применительно к многоквартирному дому N 15 по ул. Донская в г. Миассе Челябинской области.
Факт совершения ООО "ЖилКом" административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, которым должностным лицом и судьями, нижестоящих инстанций дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
Оснований для признания имеющихся в материалах доказательств, в том числе протоколов лабораторных испытаний недопустимыми и полученными с нарушением требований закона не имеется.
Доводы жалобы о том, что Общество не является субъектом данного административного правонарушения, основанием для освобождения его от административной ответственности, признаны быть не могут.
Совокупность имеющихся доказательств, вопреки мнению заявителя жалобы, отвечающих требованиям относимости и допустимости свидетельствует о доказанности нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и наличии события административного правонарушения.
ООО "ЖилКом" является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, в его действиях содержится объективная сторона состава административного правонарушения.
Аналогичный довод был предметом тщательного исследования судьи городского суда, обоснованно отклонен, по основаниям, изложенном в соответствующем судебном акте.
Несогласие заявителя с такими выводами и с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Административное наказание назначено юридическому лицу в соответствии с санкцией статьи 6.5 КоАП РФ, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
При рассмотрении жалоб на постановление судьями городского и областного судов дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона, доводам жалоб дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Оснований, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могут повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление главного государственного санитарного врача по городу Миассу, городу Карабашу, городу Чебаркулю, Чебаркульскому и Уйскому районам от 04 августа 2021 года, решение судьи Миасского городского суда Челябинской области от 22 сентября 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 25 ноября 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЖилКом" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора ООО "ЖилКом" Сивакова Д.Н. - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.