Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу Медведева Олега Юрьевича на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 сентября 2019 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Медведева Олега Юрьевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 сентября 2019 года (N 5-1028-2801/2019), оставленным без изменения решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 октября 2019 года (N 12-935/2019), Медведев О.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия марки "Holland and Holland" калибра 12, N "данные изъяты", дополнительный ствол "данные изъяты".
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Медведев О.Ю. просит об изменении судебных актов в части освобождения Медведева О.Ю. от административной ответственности в форме конфискации изъятого гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 06 апреля 2022 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.
Как следует из материалов дела, 15 августа 2019 года в 19 часов 10 минут сотрудником ОЛРР по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району выявлено, что Медведев О.Ю. хранил принадлежащее ему гражданское огнестрельное оружие марки "Holland and Holland" калибра 12, N "данные изъяты" дополнительный ствол "данные изъяты", на основании разрешения РОХа N "данные изъяты" от 12 апреля 2013 года, срок которого истек 12 апреля 2018 года, не имея специального разрешения, тем самым нарушил положения ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Медведева О.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается. Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Факт хранения оружия при отсутствии разрешений в связи истечением срока действия предыдущих разрешений Медведевым О.Ю. по существу не оспаривается. В жалобе он выражает несогласие с конфискацией оружия.
В силу ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814, предусмотрено, что хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
В силу ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно.
В соответствии с п. 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288, не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Доводы жалобы об отсутствии умысла на незаконное хранение оружия, несообщении сотрудниками полиции об окончании срока действия разрешения на хранение оружия, добровольной сдаче оружия не свидетельствуют о незаконности привлечения Медведева О.Ю. к административной ответственности и не являются основанием для отмены судебных актов.
Вопреки утверждению заявителя при вынесении обжалуемых судебных актов суды обоснованно руководствовались положениями ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, так как в силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Оснований для применения положений ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, устанавливающей случаи, при которых закон имеет обратную силу, не имеется.
Федеральный закон от 28 июня 2021 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не содержит норм, улучшающих положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Указанным законом ст. 20.10 КоАП РФ изложена в новой редакции, в соответствии с которой незаконные изготовление, приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой.
Следовательно, ст. 20.10 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание (размер административного штрафа увеличен), а дополнительное наказание в виде конфискации, хотя и стало альтернативным, но не исключено. Поэтому не имеется оснований для вывода о том, что Федеральный закон от 28 июня 2021 года N 232-ФЗ улучшил положение лица, совершившего административное правонарушение.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства у мирового судьи и рассмотрении жалобы судьей районного суда, установленные обстоятельства и выводы о виновности Медведева О.Ю. в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых судебных актов.
Выводы об отсутствии оснований для применения положений ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ судьями мотивированы.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Медведева О.Ю. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы назначение наказания в виде конфискации оружия за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, является обязательным, исключения из указанного правила, предусмотренные ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ, по настоящему делу не установлены.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12 апреля 2018 года N 866-О, оружие, будучи техническим средством, конструктивно предназначенным для поражения живой или иной цели, способно причинить существенный вред жизни, здоровью людей, имуществу, природе и тем самым создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, а также сопряжено с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, права и законные интересы граждан, безопасность государства, что требует от федерального законодателя установления механизма их защиты в рамках правового режима оборота оружия, предусматривающего специальные правила его приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки и ношения.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что закрепление в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ санкции, предполагающей необходимость применения к лицам, привлекаемым к административной ответственности, основного (административный штраф или административный арест) и дополнительного (конфискация) административных наказаний обусловлено степенью общественной опасности и характером соответствующего административного правонарушения, его потенциальными вредными последствиями для охраняемых законом ценностей, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 сентября 2019 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Медведева Олега Юрьевича, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.