Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника Мезенева Алексея - Валиевой Ольги Владиславовны на вступившие в законную силу постановление судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 28 января 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 15 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мезенева Алексея,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 28 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 15 февраля 2022 года, Мезенев Алексей признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с содержанием в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Челябинской области на период до исполнения постановления суда.
В жалобе его защитник Валиева О.В. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение права иностранного гражданина на уважение семейной жизни.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из положений пункта 2 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан следует, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
Частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что 28 января 2022 года в 14 часов 45 минут по адресу: "данные изъяты", выявлен гражданин "данные изъяты" Мезенев А, который повторно в течение одного года совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ, а именно, находился на территории РФ без постановки на миграционный учет по месту пребывания.
Факт совершения Мезеневым А. административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Мезенева А. в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения. Права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ и статьей 51 Конституции Российской Федерации, ему разъяснены. С вмененным правонарушением Мезенев А. согласился. Копия протокола вручена в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Дело судьей районного суда рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 КоАП РФ.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Наказание Мезеневу А. в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено в пределах санкции части 4 статьи 18.8 КоАП РФ.
При назначении административного наказания иностранному гражданину требования части 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 4.1 КоАП РФ соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, степень его лояльности правопорядку страны пребывания и другие обстоятельства дела.
Доводы защитника Мезенева А. о том, что решение судьи принято с нарушением статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основным свобод 1950 года, и противоречит правовым позициям Европейского суда по правам человека, так как при вынесении решения судья не учел то обстоятельство, что Мезенев А. находится в фактических брачных отношениях с "данные изъяты" которая является гражданкой Российской Федерации, несостоятельны.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Между тем, указанное право на уважение его личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанное право на уважение его личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Приведенные нормативные положения, в том числе в их интерпретации Европейским Судом по правам человека, не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в тоже время нормы международного права указывают на необходимость соблюдения ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
В Постановлении от 17 февраля 2016 г. N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что в отношении иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, следует учитывать, что вид на жительство сам по себе не предопределяет во всех случаях вывода о том, что предполагаемая им оседлость исключает административное выдворение иностранного гражданина за пределы России.
Постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к иностранному гражданину этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Из материалов дела, следует, что в ходе рассмотрения дела Мезенев А. не указывал на наличие семейных и иных социальных связей со страной пребывания. Сообщил, что близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, не имеет, недвижимого имущества на территории РФ не имеет.
С учетом того, что ранее Мезенев А. привлекался к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, вышеуказанное свидетельствуют о пренебрежительном отношении Мезенева А. к законам Российской Федерации, в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации он не состоит, и назначение Мезеневу А. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации при указанных обстоятельствах связано с интересами обеспечения общественного порядка и предотвращения беспорядков и преступлений.
Санкция части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, устанавливая назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации безальтернативным.
Таким образом, наличие у Мезенева А. семейной жизни в Российской Федерации не является безусловным основанием для применения положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод при систематическом совершении таковым миграционных и иных правонарушений, назначение наказания за совершение которых не повлекло реализацию задач законодательства об административных правонарушениях, в том числе, охрану установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, а также предупреждение административных правонарушений.
Оснований для изменения постановления в части исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения не имеется.
Право иностранного гражданина на судебную защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Довод жалобы о том, что при рассмотрении дела в областном суде не допрошена "данные изъяты", не может быть признан обоснованным, поскольку соответствующее ходатайство, отвечающее требованиям 24.4 КоАП РФ, в ходе судебного рассмотрения заявлено не было.
При пересмотре дела судьей областного суда дело было проверено в полном объеме.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 28 января 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 15 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мезенева Алексея, оставить без изменения, жалобу защитника Мезенева Алексея - Валиевой Ольги Владиславовны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.