Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В. и Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ахтямова Рината Асатулловича на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 10 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 августа 2021 года по административному делу N 2а-459/2021 по административному исковому заявлению Ахтямова Рината Асатулловича об оспаривании бездействия, связанного с условиями содержания в исправительном учреждении, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснения представителя Ахтямова Р.А. - Плаксина В.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Челябинской области Степановой О.В, представителя ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области Смоляковой Н.А, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ахтямов Р.А. в период с 25 августа 2017 г. по 09 июня 2020 г. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области.
14 сентября 2020 г. Ахтямов Р.А. обратился в суд с указанным выше административным иском, просил присудить компенсацию за нарушение условий содержания указанном в исправительном учреждении в размере 1 082 510 руб.
Решением Центрального районного суда г.Челябинска от 10 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 августа 2021 года, административное исковое заявление Ахтямова Р.А. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе административного истца (поступила в суд первой инстанции 22 февраля 2022 г.) ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушений не допущено.
В законодательстве Российской Федерации закреплено право подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации, установленное Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о компенсации).
Законом о компенсации были внесены дополнения в Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного кодекса).
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации; порядок осуществления прав осужденных устанавливается поименованным кодексом, а также иными нормативными правовыми актами; при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (части 2 статьи 10, частей 10 и 11 статьи 12 упомянутого кодекса).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осуждённых, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы (статья 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
В соответствии с подпунктами 3 и 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, основные задачи ФСИН России включают в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, и создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Частью 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осуждённых.
В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснил, что под условиями содержания лишённых свободы лиц следует понимать условия, в которых с учётом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закреплённые Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.
Условия содержания лишённых свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишённых свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затруднённый доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишённых свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишённых свобод лиц.
Согласно части 4 статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей).
Как следует из материалов дела и установлено судами, Ахтямов Р.А. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области в период с 25.08.2017 г. по 09.06.2020 г. в отряде N 3.
Отказывая в удовлетворении заявленных Ахтямовым Р.А. требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что факт отбывания наказания в ненадлежащих условиях содержания в не нашел своего подтверждения.
Доказательствами, имеющимися в материалах административного дела, подробно исследованными судами обеих инстанций подтверждается, что условия содержания Ахтямова Р.А. в ФКУ ИК-25 соответствовали требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания.
Так, судами установлено, что из договоров на оказание услуг по дератизации и дезинсекции помещений, заключенных между ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области" договоров N70/2017 от 25.07.2017 г, N 19/2018 от 26.02.2018 года, N 25/2019 от 25.02.2019 года и N 8/2020 от 28.01.2020 года, в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области 1 раз в квартал в период 2017, 2018, 2019 и 2020 года производилась дезинсекция и дератизация помещений общей площадью 5628, 86 кв.м.
Факт оказания услуг в рамках заключенных договоров подтверждается актами об оказанных услугах N247/0881 от 29.09.2017 г, N 247/0355 от 28.04.2018 года, N 247/0575 от 27.06.2018 года, N 247/0994 от 03.10.2018 года, N 8/000101 от 11.03.2019 года, N 8/000271 от 17.06.2019 года, N 8/000408 от 30.08.2019 года, N 3-000215 от 13.02.2020 года с приложением приемо-сдаточных карточек по дезинсекции и дератизации с детализированным указанием помещений, их площади и даты проведения работ.
Объем и сроки оказания услуг согласуются с нормативно установленными требованиями СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение".
Также судами установлено, что в 2017, 2018, году вывоз твердых бытовых отходов из ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области осуществлялся ООО "Спецавтоколонна" на основании заключенных договоров на оказание услуг от 25.07.2017 г. N69/2017, от 05.03.2018 г. N 24/2018.
Согласно актам N 40327 от 30.09.2017 года, N50352 от 30.11.2017 г, N 54533 от 30.11.2018 года, услуги по вывозу ТБО оказаны в полном объеме и приняты заказчиком - ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области.
В период с 01.01.2019 года вывоз твердых бытовых отходов из ФКУ ИК-25 осуществляется региональным оператором - ООО "Центр коммунального сервиса" на основании государственных контрактов N КРБ-210-06586-19/108/2019 от 28.06.2019 года, N КРБ-210-01940-20 от 01.06.2020 года.
Согласно акту N 82188 от 31.10.2019 года, услуги по вывозу ТБО в рамках контракта N КРБ-210-06586-19/108/2019 оказаны в полном объеме и приняты заказчиком - ФКУ ИК-25.
Факт оказания услуг по вывозу ТБО также подтверждается представленными в материалы дела журналами учета пропуска входящего (выходящего) на объект (с объекта) транспорта за период с 22.03.2018 года по 24.08.2018 года, с 25.08.2018 года по 22.12.2019 года и с 23.12.2019 года.
За период с 2017 года по 2020 год в отношении ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области были утверждены программы капитального и текущего ремонтов объектов ГУФСИН России по Челябинской области в отношении ФКУ ИК-25, в которую на 2018 год входил ремонт помещений отряда N 4, на 2019 год - капитальный ремонт кровли здания общежития спецконтингента отряда N 10, капитальный ремонт помещений отряда N 10, здания общежития спецконтингента, фасада, помещений МСЧ. В помещении отряда N 3 в период нахождения истца в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области капитальный ремонт не производился.
В соответствии с требованиями приказа Минюста России от 17.10.2018 N 204-дсп в учреждении проводятся контрольные технические осмотры помещений и при обнаружении недостатков технического и материально-бытового состояния незамедлительно устраняются.
Довод административного истца о том, что весь период его отбывания наказания в отряде N 3, где он содержался, осуществлялся ремонт, в воздухе постоянно присутствовала строительная пыль, которая затрудняла нормальное дыхание, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" предусмотрены нормы обустройства санузла в общежитии отряда, которые регулируют лишь высоту экрана, отделяющего унитаз от остального помещения в камере штрафного изолятора, высота которого должна составлять не более 1 метра.
Нормативными документами высота перегородок между унитазами в туалетной комнате учреждений исполнительной системы в общежитии отряда, не регламентирована.
Согласно представленным фотографиям, в отряде N 3 имеется туалетная комната (санузел) с кабинками высотой перегородок 120-140 см, что обеспечивает достаточную приватность такого места.
Нарушений условий содержания в виде переполненности, нарушении личного пространства в связи со стесненностью условий в помещении общежития в отряде N 3, невозможности свободного перемещения между предметами мебели, нехватки столов на кухне, в связи с чем осужденные были вынуждены принимать пищу по очереди, судами также не установлено.
Как следует из представленных фотографий отрядов, спальные места располагаются в два яруса, между кроватями имеется значительное расстояние.
Прием пищи осужденными в ФКУ ИК-25 по Челябинской области производится поотрядно, в часы, согласно утвержденного начальником учреждения, распорядком дня в учреждении, в помещении столовой для осужденных на 200 посадочных мест.
За спорный период филиалом ЦГСН-1 ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России факта наличия грибка либо плесени в помещениях отрядов N 3 выявлено не было.
Утверждение административного истца на то, что в общежитиях учреждения не работали системы отопление, не было холодной воды, осужденные были вынуждены пить техническую горячую воду, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Нарушений условий содержания в части доводов административного истца о совместном содержании курящих и некурящих заключенных, лиц, осужденных впервые и лиц, неоднократно судимых, здоровых людей с заболевшими заразными заболеваниями (туберкулезом, чесоткой и т.п.), судами также не установлено.
За время отбывания наказания в ФКУ ИК-25, как следует из представленной суду справки, Ахтямов Р.А. не страдал опасными инфекционными заболеваниями, в изоляции от других осужденных не нуждался.
Случаев других инфекционных заболеваний (педикулеза, чесотки, ветряной оспы и т.п.) в ФКУ ИК-25 по Челябинской области на протяжении последних 10 лет зарегистрировано не было.
В период нахождения Ахтямова Р.А. в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области он обращался за оказанием медицинской помощи к терапевту и стоматологу, получал консультации и лечение.
18.10.2018 г. Ахтямов Р.А. был поставлен на диспансерный учет как контактный по туберкулезу до октября 2019 года, в связи с выявлением случая туберкулеза в 5 отряде ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области, с назначением обследования и профилактического курса противотуберкулезных препаратов, с предоставлением диетического питания. 22.10.2019 г. Ахтямов Р.А. был снят с диспансерного учета.
Таким образом, медицинская помощь оказывалась Ахтямову Р.А. в достаточном объеме, принятие профилактических мер позволило своевременно выявить контакт по туберкулезу и назначить необходимое лечение для предотвращения заболевания истца.
Ссылка административного истца на недостаток питания, которое в колонии было некачественным и маленькими порциями, также не нашла своего подтверждения с учетом установленных обстоятельств.
Ахтямов Р.А. был обеспечен питанием по установленным нормативам, исходя из анамнеза заболеваний, за исключением периода диспансерного учета, диетическое питание административному истцу показано не было.
Доводы административного истца о надменном и высокомерном отношении сотрудников администрации к заключенным, привлечение к дисциплинарной ответственности по надуманным основаниям, затрудненное получение медицинской помощи, цензура и тщательная проверка почтовой корреспонденции, препятствующая обращению административного истца с жалобой в Европейский суд по правам человека также мотивированно отклонены судами.
Несогласие административного истца с выводами судебных инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, тождественны доводам, заявлявшимся в судах нижестоящих инстанций, выводы судов, с учетом установленных фактических обстоятельств, не опровергают.
Выводы судебных инстанций о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований являются верными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По существу все доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г.Челябинска от 10 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ахтямова Рината Асатулловича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 06 апреля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.