Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости", Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 года по административному делу N 3а-50/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Тандер" об оспаривании решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество "Тандер" (далее также - АО "Тандер") обратилось в ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" (далее также - Учреждение) с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, в отношении принадлежащих ему на праве собственности нежилых зданий с кадастровыми номерами "данные изъяты", приложив отчеты об оценке рыночной стоимости от 21 мая 2021 г, изготовленные оценщиком Кондратьевым Е.П.
Решениями Учреждения от 09 июня 2021 г. отказано в установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчетов об оценке рыночной стоимости таких объекта недвижимости.
Решения Учреждения оспорены АО "Тандер" в суде в порядке административного судопроизводства.
Решением Курганского областного суда от 19 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 года решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости отменено и в этой части по делу принято новое решение, которым установлена кадастровая стоимость:
здания с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 057, 4 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости в размере 19 810 000 рублей, по состоянию на 21 мая 2021 года;
здания торгово-досугового комплекса (гипермаркета) с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 9 595, 9 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости в размере 169 290 000 рублей, по состоянию на 21 мая 2021 года;
здания магазина товаров повседневного спроса с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 711, 1 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости в размере 15 060 000 рублей, по состоянию на 21 мая 2021 года;
помещения с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 823, 7 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости в размере 13 290 000 рублей, по состоянию на 21 мая 2021 года.
здания с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 603, 3 кв.м, назначение: нежилое, расположенного по адресу: "данные изъяты" равной его рыночной стоимости в размере 10 030 000 рублей, по состоянию на 21 мая 2021 года.
С административного истца в пользу общества с ограниченной ответственностью "Евро Аудит Групп" взысканы расходы на проведение судебной экспертизы в размере 240 000.
В остальной части решение Курганского областного суда от 19 августа 2021 года оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Учреждение и Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент), (жалобы поступили в суд первой инстанции 23 марта 2022 г. и 14 апреля 2022 года, соответственно) ставят вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 года, оставлении решения суда первой инстанции в силе.
При этом Департамент просит отменить апелляционное определение в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, а Учреждение - полностью.
АО "Тандер" представлены возражения относительно доводов жалобы Департамента.
Позицию Департамента, изложенную в кассационной жалобе в своем отзыве поддержало Правительство Курганской области.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, представленные возражения, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что такого рода нарушения норм права судом апелляционной инстанции допущено не было.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 г.
При этом ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 г. устанавливается переходный период применения ст. 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Постановление Правительства Курганской области от 23.12.2020 N 443
"Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22-1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22-1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Курганской области 1 января 2021 года.
Таким образом, с указанной даты, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Процессуальные особенности рассмотрения административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ разъяснены в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2021 г.
Существо спора об обжаловании решения бюджетного учреждения сводится к оспариванию кадастровой стоимости, поэтому порядок рассмотрения данной категории регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Часть 15 ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.
Доводы жалоб о том, что положения главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае не применяются, основаны на неправильном толковании закона.
Утверждение о том, что требование об установлении рыночной стоимости не может быть удовлетворено, в случае когда отказано в удовлетворении требования об оспаривании решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости, так как такое требование не носит самостоятельный характер, несостоятельно, поскольку в данном случае ни процессуальное законодательство, ни законодательство об оценочной деятельности и государственной кадастровой оценке, таких запретов не содержит, учитывая, что в рассматриваемом случае АО "Тандер" оспорило решения об отказе в установлении рыночной стоимости и одновременно заявило требование об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Оснований полгать, что суд апелляционной инстанции, установив кадастровую стоимость названных объектов недвижимости в размере, равной их рыночной стоимости на основании заключения эксперта, подготовленного по результатам судебной экспертизы, вышел за пределы своих полномочий, не имеется.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, чем нарушает права и законные интересы административного истца.
Доводы, содержащиеся в кассационных жалобах, о несоответствии обжалуемого апелляционного определения вышеприведенным нормам закона и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании норм названных нормативных правовых актов, по существу, сводятся к переоценке выводов суда апелляционной инстанции, проверялись им и получили правильную правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Учитывая, что судом апелляционной инстанций ошибок в применении и толковании норм материального и процессуального права не допущено, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" и Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 18 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.