Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6531/2021 по иску Беспоместных Ивана Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области о включении в страховой стаж прохождение военной службы в льготном исчислении, по кассационной жалобе Беспоместных Ивана Владимировича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 29 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Беспоместных И.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области (далее - УПФР) о возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж истца период военной службы в Афганистане в рядах Советской Армии с 26 апреля 1985 г. по 19 ноября 1987 г, исходя из расчета один месяц службы за три месяца.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что находился на военной службе по призыву в Вооруженных Силах СССР с 2 ноября 1984 г. по 19 ноября 1987 г, в том числе на территории Афганистана с 26 апреля 1985 г. по 19 ноября 1987 г. В период с 28 апреля 1992 г. по 2 мая 2001 г. был признан "данные изъяты" В связи с награждением медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени подал заявление на присвоение звания "Ветеран труда". По выписке пенсионного органа стажа не хватило. На письменное обращение истец по вопросу исчисления страхового стажа ответчик ответил, что Федеральный закон N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит специальных норм, позволяющих учесть при подсчете страхового стажа, так и общего страхового стажа период службы в Афганистане в тройном размере. Считает, что в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 он имеет право на включение периода службы в действующей армии в общий трудовой стаж в тройном размере, что позволит получить статус "Ветеран труда" и повлияют на размер его пении.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 29 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 декабря 2021 г, исковые требования Беспоместных И.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Беспоместных И.В. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Беспоместных И.В. с 2 ноября 1984 г. по 19 ноября 1987 г. находился на военной службе по призыву в Вооруженных Силах СССР, в том числе в период с 26 апреля 1985 г. по 19 ноября 1987 г. проходил срочную воинскую службу по призыву на территории Демократической Республики Афганистан и является ветераном боевых действий.
Беспоместных И.В. награжден юбилейными медалями "70 лет Вооруженных Сил СССР", "В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане", медалью "Воину-интернационалисту", медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени".
Согласно справке УПФР N 34234/21 от 4 февраля 2021 г. Беспоместных И.В. с 1 января 2005 г. - бессрочно по категории "Ветераны боевых действий" получает ежемесячную денежную выплату.
18 марта 2019 г. Беспоместных И.В. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР от 14 июня 2019 г. Беспоместных И.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием права. При этом установлено, что общий страховой стаж исчислен пенсионным органом продолжительностью 23 года 9 месяцев 7 дней при требуемом 25 лет.
Из выписки по состоянию лицевого счета застрахованного лица Беспоместных И.В. следует, что период военной службы и другой, приравненной к ней службе с 2 ноября 1984 г. по 19 ноября 1987 г. зачтен в календарном исчислении 3 года 18 дней.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении периода военной службы с 26 апреля 1985 г. по 19 ноября 1987 г. в страховой стаж в исчислении один месяц службы за три месяца, суд первой инстанции, сославшись на положения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27, исходил из того, что льготный порядок исчисления периода службы в Афганистане предусмотрен только при определении продолжительности выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", страховой стаж истца с учетом включения в него периода срочной военной службы, пенсионным органом период службы истца правомерно исчислен пенсионным органом календарно.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оставил решение без изменения.
При этом суд апелляционной инстанции дополнительно сослался на то, что в силу частей 1, 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В период военной службы истца по призыву с 2 ноября 1984 г. по 19 ноября 1987 г. действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, которое не предусматривало льготного исчисления периодов службы в армии как один месяц военной службы за три месяца работы.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов о том, что положения подпункта "а" пункта 1 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", согласно которому было определено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях, не подлежат применению при исчислении страхового стажа истца, поскольку он не относится к категории военнослужащих, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.
Вместе с тем, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Беспоместных И.В. сделаны судами при неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьёй вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству").
Таким образом, суду при рассмотрении дела следует вынести на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношений и определить, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора.
Разрешая спор по иску Беспоместных И.В. к УПФР, суд первой инстанции ограничился оценкой доводов истца со ссылкой на постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", признав их ошибочными.
Проверяя законность и обоснованность решения по апелляционной жалобе истца, суд апелляционной инстанции дополнительно сослался на то, что в силу частей 1, 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В период военной службы истца по призыву с 2 ноября 1984 г. по 19 ноября 1987 г. действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, которое не предусматривало льготного исчисления периодов службы в армии как один месяц военной службы за три месяца работы.
Между тем суды при рассмотрении настоящего гражданского дела не учли следующее правовое регулирование спорных правоотношений.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии со статьями 12, 18 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" зарегистрированные лица, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", могут обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для включения этих периодов в свой индивидуальный лицевой счет. При наличии в распоряжении органов Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для подтверждения указанных в абзаце первом настоящего пункта периодов, в том числе поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также из федеральных государственных информационных систем, органы Пенсионного фонда Российской Федерации принимают решение о включении таких периодов в индивидуальные лицевые счета зарегистрированных лиц без заявления зарегистрированного лица, предусмотренного абзацем третьим части первой статьи 16 настоящего Федерального закона (статья 12).
Споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и зарегистрированными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (статья 18).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).
Статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в частности, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (пункт 1 части 1).
Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 2).
Согласно положений статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии (часть 1).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нового правового регулирования сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами действовавшего на момент приобретения права Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (независимо от того, выработан общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
До вступления в силу 1 января 2002 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 89 - 92, 95).
Согласно статье 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1), служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В силу статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, военная служба по призыву исчислялась в льготном порядке - в двойном размере; военная служба в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы (статья 41 Закона) - в тройном размере.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", вступившего в силу с 1 января 2002 г.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовая оценка периода срочной военной службы Беспоместных И.В. с целью его включения в страховой стаж в льготном исчислении должна была производиться судом с учетом положений Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1, предусматривающих, что срок службы по призыву засчитывается в страховой стаж в двойном размере, а срок службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в период боевых действий - в тройном размере.
При этом факт участия в боевых действиях должен быть подтвержден соответствующими средствами доказывания, к которым, в частности, относятся справки военкомата, архивных учреждений, приказы командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, свидетельствующие о выполнении истцом служебно-боевых задач на соответствующей территории в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (с указанием соответствующих дат, периодов).
Указанные нормативные положения при разрешении требования Беспоместных И.В. о включении периода службы по призыву в боевой части в Афганистане в льготном исчислении судом первой инстанции учтены не были. Вследствие этого спор разрешен с нарушением норм права, регулирующих спорные отношения.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что при рассмотрении настоящего спора судами допущены существенные нарушения норм процессуального права, устранение которых невозможно без отмены обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
С учетом изложенного, выявление и собирание доказательств по делу является деятельностью не только лиц, участвующих в деле, но и суда, в обязанность которого входит установление того, какие доказательства могут подтвердить или опровергнуть факты, входящие в предмет доказывания.
Как следует из материалов дела, истцом в подтверждение доводов, изложенных в исковом заявлении, представлена суду копия трудовой книжки с записью о службе в Советской Армии с 2 ноября 1984 г. по 19 ноября 1987 г, копия военного билета, в котором содержатся сведения о службе истца по призыву в период с 2 ноября 1984 г. по 19 ноября 1987 г, свидетельство о праве на льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г.
Документы, подтверждающие прохождение военной службы в Афганистане в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в соединениях в период боевых действий (с указанием конкретных дат, периодов), Беспоместных И.В. суду представлены не были.
При этом суд первой инстанции в нарушение статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не разъяснил истцу необходимость представления соответствующих документов с целью подтверждения права на включение периода службы в тройном размере; не оказал содействие в истребовании документов; вопрос о возможности включения спорного периода в страховой стаж истца в двойном исчислении как службу по призыву суд на обсуждение участников процесса не поставил.
Учитывая, что Беспоместных И.В. в ходе судебного разбирательства ссылался на несогласие с расчетом пенсионного органа его страхового стажа, влияющим на возможность получения удостоверения "Ветеран труда", а по достижении пенсионного возраста и на размер пенсии, суду также надлежало предложить пенсионному органу представить расчет страхового стажа, проверить правильность данного расчета с учетом представленных в материалы дела доказательств, чего судом сделано не было.
Суд апелляционной инстанции нарушения, допущенные судом первой инстанции, не устранил.
Приведенное свидетельствует о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению данного дела, в котором разрешался спор, связанный с реализацией гражданином права на получение мер социальной защиты, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права Беспоместных И.В. на судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 29 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 декабря 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.