Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Малоедовой Н.В, судей Зориной С.А, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2977/2021 по иску Гасанова Арифа Гусейн оглы к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения об исключении из списка очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и возложении обязанности восстановить в списках составом семьи с даты постановки на учет, по кассационной жалобе Гасанова Арифа Гусейн оглы на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гасанов Ариф Гусейн оглы обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения от 15 января 2021 года о снятии с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить в списках очередников на получение единовременной социальной выплаты с даты постановки на учет.
В обоснование заявленных требований указал, что с 06 февраля 2014 года был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, как нуждающийся в улучшении жилищных условий составом семьи: Гасанов Руслан Арифович (сын), Гасанов Сэнан Арифович (сын), Гасанова Татьяна Николаевна (жена), Сальникова Светлана Сергеевна (падчерица). На момент постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты в 2014 году в собственности членов семьи находилось жилое помещение общей площадью 51, 1 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты". 26 августа 2016 года супруга истца после смерти своего отца приняла в наследство 1/2 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", общей площадью 55 кв.м, которую 30 августа 2016 года подарила матери, для которой данный дом был единственным жильем. 15 января 2021 года жилищная комиссия в ходе переучета учетных дел сотрудников, состоящих на учете в получении единовременной социальной выплаты, сняла истца с учета очередников. Основанием для снятия с учета явилось совершение сделки по отчуждению доли в жилом доме и нарушение пункта 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Истец считает данное решение незаконным, поскольку действий по ухудшению жилищных условий не совершено, жилое помещение фактически находилась в собственности супруги несколько дней, она была вынуждена ее принять. Также ссылаются на то, что жилой дом, в котором проживает истец с членами своей семьи, постановлением администрации города Нижневартовска N 1029 от 12 июля 2017 года признан непригодным для проживания.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 декабря 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях ГУ МЧС России по ХМАО-Югре относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм права были допущены при рассмотрении данного дела.
Судом установлено, что 25 апреля 2014 года решением жилищной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на основании пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Гасанов А.Г. с составом семьи 4 человека поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На дату постановки на учет семья истца проживала в квартире, расположенной по адресу: "данные изъяты", общей площадью 51, 1 кв.м, принадлежащей по 1/5 доли в праве собственности Гасановым и Сальниковой С.С, в связи с чем нуждаемость членов семьи Гасановых, поставленных на учет, составляла по 10, 22 кв.м на каждого члена семьи.
26 августа 2016 года Гасанова Т.Н. приняла в наследство после смерти отца Сальникова Н.Ю. 1/2 долю в праве собственности на жилой дом, находящийся по адресу: "данные изъяты", общей площадью 55 кв.м.
30 августа 2016 года Гасанова Т.Н. подарила 1/2 долю в праве собственности на жилой дом, находящийся по адресу: "данные изъяты", общей площадью 55 кв.м матери Сальниковой С.П.
Постановлением Администрации города Нижневартовска N 1029 от 12 июля 2017 года жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", и жилые помещения, расположенные в нем, были признаны непригодными для проживания.
Решением комиссии от 15 января 2021 года, оформленным протоколом N 1, Гасанов А.Г. с составом семьи 4 человека на основании пп. "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ снят с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из факта ухудшения Гасановой Т.Н. своих жилищных условий, совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, как и возникновению у истца и членов его семьи оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в большем размере, и с учетом положений статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 11, 15 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2005 г. N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" пришел к выводу о том, что поскольку членом семьи истца была совершена сделка, приведшая к ухудшению жилищных условий истца и членов его семьи, решение территориальной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 января 2021 года, оформленное протоколом N 1 в части снятия с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения Гасанова Арифа Гусейн оглы составом семьи 4 человека, является законным и обоснованным.
При этом суд исходил из того, что с момента принятия наследства Гасановой Т.Н. истец Гасанов А.Г. и члены его семьи утратили право на спорную единовременную социальную выплату, так как нуждаемость истца и членов его семьи стала более 15 кв.м (17, 095 кв.м).
Отклоняя доводы истца о том, что жилое помещение, в котором проживает истец и члены его семьи, признано непригодным для проживания, суд первой инстанции указал, что учитывая дату отчуждения доли в праве собственности Гасановой Т.Н. и установленный факт совершения сделки, приведшей к ухудшению жилищных условий семьи Гасановых в 2016 году, факт признания жилого дома и квартиры непригодными для проживания в 2017 году, юридически значимым не является.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что состоявшиеся по делу судебные постановления вынесены с нарушениями норм материального и процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее также - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (подпункт 2 пункта 3); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 4, 5 Правил N 369, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются подтверждающие документы.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные, в том числе с отчуждением жилых помещений или их частей (п. 5).
Согласно подпункту "б" пункта 15 Правил N 369, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из приведенных нормативных положений следует, что юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являются: установление улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты; а также установление при совершении супругой истца действий по распоряжению долей в праве собственности на принадлежащее ей недвижимое имущество намерений получить социальную выплату в большем размере и привели ли данные действия к ухудшению жилищных условий.
При разрешении спора судами не учтено, что как на момент постановки на учет, так и на момент снятия с учета Гасанова А.Г. отвечал требованиям, позволяющим ему претендовать на получение социальной выплаты в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Получение Гасановой Т.Н. 1/2 доли в праве собственности в порядке наследования и обеспеченность в связи с этим общей площадью более 15 кв.м (17, 095 кв.м) с учетом проживания семьи Гасановых в жилом помещении, признанным непригодным для проживания в 2017 году, не может расцениваться как улучшение жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что заключая договор дарения 1/2 доли в квартире в пользу матери, супруга Гасанова А.Г. - Гасанова Т.Н, действовала недобросовестно, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий и с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере. Как следует их письменных пояснений Гасановой Т.Н. она приняла наследство после смерти отца, поскольку родители находились в разводе, она являлась единственным наследником, подарила наследственную долю на жилой дом матери, проживающей в указанном доме.
Однако указанные обстоятельства не получили оценки суда по правилам статьи 198 (часть 4) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
При таких обстоятельствах, вынесенные судебные постановления не отвечают требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение должно быть законным и обоснованным.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 декабря 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.