Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К.
Судей Сапрыкиной Н.И, Лезиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-359/2021 по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Артемовская центральная районная больница", Министерству здравоохранения Свердловской области об обязании организовать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Свердловской области на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 14 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 декабря 2021 года
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, пояснения представителей ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области, действующей на основании доверенности, Белошевич С.О, поддержавшей доводы кассационной жалобы, государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Артемовская центральная районная больница", действующей на основании доверенности, Сикерской А.С, указавшей на обоснованность доводов кассационной жалобы, прокурору Тепловой М.Н, указавшей на отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы и просившей об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Артемовский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Артемовская центральная районная больница" (далее ГАУЗ СО "Артемовская центральная районная больница"), Министерству здравоохранения Свердловской области об обязании Министерства здравоохранения Свердловской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о здравоохранении для создания фельдшерско-акушерского пункта в с. Лилино Артемовского района Свердловской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, об обязании ГАУЗ СО "Артемовская центральная районная больница" организовать на территории с. Липино Артемовского района Свердловской области оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в виде создания фельдшерско-акушерского пункта в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 14 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 декабря 2021 года, исковые требования удовлетворены частично. На Министерство здравоохранения Свердловской области возложена обязанность не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о здравоохранении для создания и наличия фельдшерско-акушерского пункта в с. Липино Артемовского района Свердловской области. На ГАУЗ СО "Артемовская центральная районная больница" возложена обязанность не позднее четырех месяцев после исполнения Министерством здравоохранения Свердловской области обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о здравоохранении для создания и наличия фельдшерско-акушерского пункта в с. Липино Артемовского района Свердловской области организовать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в виде создания и функционирования фельдшерско-акушерского пункта в с. Липино Артемовского района Свердловской области. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Свердловской области просит об отмене судебных актов. В обоснование жалобы указывает, что права жителей с. Липино на получение гарантированной медицинской помощи не нарушены, плановая медицинская помощь жителям с. Липино оказывается не реже 2 раз в неделю на территории с. Липино, оказание медицинской помощи в с. Мироново отвечает критерию доступности, неотложная и экстренная медицинская помощь также оказывается с учетом требуемой транспортной доступности. Первичная медико-санитарная помощь в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием комплексов передвижных медицинских не реже 2 раз в год, вместе с тем, к ГАУЗ СО "Артемовская центральная районная больница", согласно территориально-участковому принципу, прикреплено 76 человек, часть граждан, зарегистрированных в с. Липино, фактически там не проживает. Отнесение к жителям всех зарегистрированных граждан противоречит закону. Выводы суда о том, что дорога от с. Липино до с. Мироново не может использоваться в зимнее время не подтверждены, опровергаются представленной стороной ответчика видеозаписью дороги в зимний период. Судами не принято во внимание, что необходимые меры к расчистке дорог, к организации транспортного сообщения между населенными пунктами должны принимать органы местного самоуправления. Не учтено, что финансирование строительства фельдшерско-акушерского пункта не предусмотрено нормативами.
Прокуратура Свердловской области в возражениях на кассационную жалобу указала на необоснованность изложенных в ней доводов, просила об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что медицинская деятельность - оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях на территории Артемовского района Свердловской области осуществляется ГАУЗ СО "Артемовская центральная районная больница", расположенным по адресу: Свердловская область, г. Артемовский, ул. Энергетиков, 1.
Согласно приказу главного врача МУ АГО "Центральная районная больница" от 26 июня 2007 года N 193, фельдшерский пункт с. Липино Артемовского района Свердловской области закрыт с 01 июля 2007 года в связи с тем, что здание указанного фельдшерского пункта не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.3.1375-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 июня 2003 года N 124. Количество проживающего населения с. Липино составляет 113 человек.
Медицинская помощь жителям с. Липино Артемовского района Свердловской области с 01 июля 2007 года оказывается в отделении общей врачебной практики, расположенном по адресу: Свердловская область, Артемовский район, "данные изъяты"
Дополнительно в целях оказания жителям с. Липино Артемовского района Свердловской области первичной медико-санитарной помощи ГАУЗ СО "АЦРБ" в с. Липино направляется передвижной мобильный лечебно-профилактический комплекс МЛПК "Диагностика" на базе грузового автомобиля КАМАЗ, в соответствии с утвержденным графиком (два раза в неделю).
Согласно информации Управления Федеральной службы статистики по Свердловской области и Курганской области от 29 апреля 2021 года численность населения с. Липино Артемовского городского округа по итогам последней Всероссийской переписи населения 2010 года составила 104 человека.
Согласно информации ТОМС с. Мироново с подведомственной территорией населенных пунктов: деревня Бучино, деревня Луговая, деревня Родники, село Липино, по состоянию на 12 июля 2021 года в с. Липино Артемовского района Свердловской области зарегистрировано 106 человек.
Из информации Администрации Артемовского городского округа от 26 февраля 2021 года, по состоянию на 01 января 2021 года количество зарегистрированных граждан в с. Липино составило 102 человека.
Расстояние от с. Липино до ближайшей медицинской организации ОВП, расположенной в с. Мироново, составляет 7, 1 км по автодороге, находящейся в собственности Свердловской области, что следует из информации Межмуниципального отдела по Артемовскому, Режевскому городским округам Управления Росреестра Свердловской области от 25 мая 2021 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая количество проживающих (пребывающих) (более 100 человек) и расстояние до ближайшей медицинской организации (более 6 км.), установив отсутствие в с. Липино фельдшерско-акушерского пункта или фельдшерского здравпункта и медицинских работников, пришел к выводу об отсутствии надлежащей организации оказания населению данного населенного пункта первичной медико-санитарной помощи в ГАУЗ СО "АЦРБ" со стороны Министерства здравоохранения Свердловской области и о непринятии ГАУЗ СО "АЦРБ" мер для достижения целей, предусмотренных Уставом учреждения, что препятствует реализации принципов охраны здоровья, предусмотренных ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) в с. Липино, на получение медицинской помощи, в том числе с использованием необходимых лекарственных препаратов, в связи с чем удовлетворил исковые требования прокурора, возложив на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о здравоохранении для создания и наличия фельдшерско-акушерского пункта в с. Липино Артемовского района Свердловской области, на ГАУЗ СО "Артемовская центральная районная больница" обязанность организовать оказание первичной доврачебной медико- санитарной помощи в виде создания и функционирования фельдшерско-акушерского пункта в с. Липино Артемовского района Свердловской области.
Проверяя законность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился.
Правовая позиция судов, изложенная в судебных актах, является правильной, основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела; выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, не противоречат требованиям действующего законодательства и установленным судами обстоятельствам.
Доводы о том, что права жителей с. Липино на получение гарантированной медицинской помощи не нарушены, об отсутствии оснований для организации фельдшерско-акушерского пункта, поскольку к ГАУЗ СО "Артемовская центральная районная больница", согласно территориально-участковому принципу, прикреплено 76 человек, отнесение к жителям всех зарегистрированных граждан противоречит закону, судебная коллегия отклоняет.
Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий признается одним из принципов охраны здоровья, установленных ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений ст.21 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 19 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" первичная медико-санитарная помощь в малочисленных населенных пунктах оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной практики (семейной медицины), врачебных амбулаториях.
Согласно п. 19.1 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов, не реже 2 раз в год.
В соответствии с п. 19.2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек организуются: фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км; домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, и (или) выездные формы работы, в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км.
Согласно п. 19.5 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, при наличии водных и других преград, удаленности от ближайшей медицинской организации, низкой плотности населения (в 3 раза ниже среднероссийского показателя) численность обслуживаемого населения и расстояние до ближайшей медицинской организации может корректироваться относительно рекомендуемой численности обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом или фельдшерским здравпунктом населения.
Согласно п. 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н (приложение N 15), фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), организуется для оказания первичной доврачебной медико- санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
В силу п. 2 Правил организации деятельности фельдшерского здравпункта медицинской организации, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н (приложение N 18), фельдшерский здравпункт медицинской организации является структурным подразделением медицинской организации и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах с малой численностью населения и (или) находящихся на значительном удалении от медицинских организаций, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, либо при наличии водных, горных и иных преград, а также в случае преимущественного (более 40%) проживания в них лиц старше трудоспособного возраста.
Исходя из установленных судами обстоятельств численности населения (более 100 человек) и расстояния до ближайшей медицинской организации (более 6 км.), отсутствия в с. Липино фельдшерско-акушерского пункта или фельдшерского здравпункта и медицинских работников, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, правомерно указав, что отсутствие надлежащей организации оказания населению первичной медико-санитарной помощи в ГАУЗ СО "АЦРБ" со стороны Министерства здравоохранения Свердловской области и непринятие ГАУЗ СО "АЦРБ" мер для достижения целей, предусмотренных Уставом учреждения, препятствует реализации принципов охраны здоровья, предусмотренных ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) в с. Липино, на получение медицинской помощи, в том числе с использованием необходимых лекарственных препаратов.
При этом, судебная коллегия отмечает, что численность жителей населенного пункта установлена судами на основании оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не соглашаться с которой у суда кассационной инстанции основания отсутствуют, в связи с чем доводы в указанной части как и ссылки кассатора на возможность использования дороги от с. Липино до с. Мироново подлежат отклонению.
Доводы ответчика о количестве человек, прикрепленных к медицинской организации проверялись судом апелляционной инстанции, которым правомерно указано, что количество человек, обратившихся за медицинской помощью, на обязанность организовать оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в виде создания и функционирования фельдшерско-акушерского пункта не влияет, как и не влияет на указанную обязанность то обстоятельство, что установленными нормативами не предусмотрено финансирование строительства фельдшерско-акушерского пункта.
Указания кассатора на то, что необходимые меры к расчистке дорог, к организации транспортного сообщения между населенными пунктами должны принимать органы местного самоуправления, правового значения для рассматриваемого спора не имеют.
Таким образом, приводимые в настоящей кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судами первой и второй инстанции при вынесении оспариваемых судебных актов, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 14 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 17 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.