Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-3672/2021 по иску Доброчеевой Оксаны Евгеньевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени Тюменской области о признании права на досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Доброчеевой Оксаны Евгеньевны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 16 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 27 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Доброчеева О.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени Тюменской области о признании незаконным решения от 21 декабря 2020 года, о включении в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода службы в органах внутренних дел с 18 апреля 1995 года по 31 июля 2000 года.
В обоснование исковых требований указала, что решением пенсионного органа от 21 декабря 2020 года отказано во включении спорного периода службы в органах МВД Российской Федерации в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в стаж работы в условиях Крайнего Севера засчитывается только трудовая деятельность, а пенсионное обеспечение работников органов внутренних дел регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Решение пенсионного органа считает незаконным.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 16 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 27 декабря 2021 года, в удовлетворении исковых требований Доброчеевой О.Е. отказано.
В кассационной жалобе Доброчеева О.Е. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на допущенное судами нарушение норм материального права. Считает, что вопрос о включении в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода службы в органах внутренних дел с 18 апреля 1995 года по 31 июля 2000 года подлежал разрешению с учетом положений Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 применению не подлежали.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с части 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Доброчеева О.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная в системе персонифицированного учета 23 января 2007 года, обратилась 20 октября 2020 года в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени с заявлением об установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 2 и 6 части 2 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени Тюменской области от 21 декабря 2020 года Доброчеевой О.Е. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по стрости по пунктам 2, 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием права.
Как следует из решения пенсионного органа, на день обращения Доброчеевой О.Е. с заявлением о назначении пенсии её стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 11 лет 09 месяц 13 дней (что соответствует стажу работы в районах Крайнего Севера - 08 лет 10 месяцев 02 дня).
При оценке пенсионных прав истца в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не учтен период прохождения Доброчеевой О.Е. службы в различных должностях младшего и среднего начальствующего состава УВД г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа с 18 апреля 1995 года по 31 июля 2000 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что в силу положений пенсионного законодательства периоды службы в органах внутренних дел не подлежат зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а подлежат зачету в страховой (общий) стаж. Установив, что период службы истца в органах МВД Российской Федерации с 18 апреля 1995 года по 31 июля 2000 года включен в страховой стаж, суд пришел к выводу о законности принятого Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тюмени Тюменской области решения.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Доводы кассационной жалобы истца о неправильном применении судами к возникшим правоотношениям норм материального права, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на день обращения за назначением пенсии) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
До 01 января 2019 года возраст назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" был установлен мужчинам 55 лет, женщинам - 50 лет.
Статьей 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (часть 2 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, не предусматривают включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
В силу положений Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (действовавшего до 01 января 2002 года, принятия Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве. Служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье Закона (статья 90).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 28 января 2016 года N 48-О, от 24 апреля 2018 года N946-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Таким образом, оснований для включения спорного периода прохождения истцом службы в органах внутренних дел при исчислении северного стажа не имелось.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии у истца необходимых условий для досрочного назначения пенсии соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на субъективном толковании истцом норм материального права, которое не может служить основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 16 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 27 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Доброчеевой Оксаны Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.