Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4157/2021 по иску Крюковой Ольги Александровны к Министерству здравоохранения Свердловской области, Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Новолялинская районная больница" о понуждении к заключению договора, по кассационной жалобе Крюковой Ольги Александровны на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 18 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Крюкова О.А. обратилась с иском к Министерству здравоохранения Свердловской области, Фонду социального страхования Российской Федерации о понуждении к заключению договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с 2016 по 2019 годы обучалась в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Свердловский областной медицинский колледж". По окончании колледжа, 08 июля 2019 года была трудоустроена в Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Новолялинская районная больница" на временную ставку фельдшера терапевтического участка филиала поликлиники "Лобвинская ГБ" с целью перевода на ставку фельдшера скорой медицинской помощи. В период с 30 сентября 2019 года по 15 ноября 2019 года проходила обучение по специальности "Скорая и неотложная медицинская помощь". С 01 октября 2019 года работает фельдшером скорой медицинской помощи в п. Лобве Новолялинского района Свердловской области. В ноябре 2019 года в адрес Министерства здравоохранения Свердловской области были предоставлены все необходимые документы для участия в программе "Земский доктор", но единовременная компенсационная выплата не была выплачена. В ответ на ее обращение 08 сентября 2020 года Министерство здравоохранения Свердловской области сообщило о неполучении в 2019 году соответствующего пакета документов на участие в программе. Представленный 15 июля 2020 года пакет документов не дает ей право на участие в программе в 2020 году, поскольку прием ее на работу состоялся 05 июля 2019 года. Полагает, что Министерством здравоохранения Свердловской области утерян пакет документов, направленный в 2019 году для заключения договора на получение единовременной компенсационной выплаты; отказ ответчика считает незаконным, нарушающим ее право на получение единовременной компенсационной выплаты в сумме 500 000 руб.
Протокольным определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 20 июля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Новолялинская районная больница" (далее по тексту - Новолялинская районная больница).
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 18 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07 декабря 2021 года, в удовлетворении исковых требований Крюковой О.А. отказано.
В кассационной жалобе Крюкова О.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Крюкова О.А. обучалась в Серовском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Свердловский областной медицинский колледж" с сентября 2015 года по июнь 2019 года; 21 июня 2019 года истцом получен диплом о среднем профессиональном образовании по специальности 31.02.01 "Лечебное дело", квалификация "Фельдшер".
15 июля 2019 года между Крюковой О.А. и Новолялинской районной больницей заключен трудовой договор N 69, по условиям которого истец принят по основному месту работы в подразделение "Поликлиника" на должность фельдшера участкового на 1, 0 ставку на время очередного отпуска Худяковой Л.В.
20 сентября 2019 года стороны трудового договора заключили дополнительное соглашение к трудовому договору от 15 июля 2019 года N69, по условиям которого Крюкова О.А. переведена на должность фельдшера (1, 0 ставки) поста отделения скорой медицинской помощи Новолялинской районной больницы филиала "Лобвинская ГБ".
В период с 30 сентября 2019 года по 15 ноября 2019 года Крюкова О.А. проходила обучение в Серовском филиале Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Свердловский медицинский колледж" по программе профессиональной переподготовки "Скорая и неотложная помощь", специальность "Скорая и неотложная помощь".
21 ноября 2019 года истец подписала заявку на участие в программе "Земский доктор", направив ее с пакетом документов в Министерство здравоохранения Свердловской области для предоставления единой компенсационной выплаты.
Из ответа Министерства здравоохранения Свердловской области от 08 сентября 2020 года N030205/138222 следует, что документы на получение единовременной компенсационной выплаты по программе "Земский доктор" в отношении Крюковой О.А. в 2019 году не поступали; пакет документов получен 15 июля 2020 года, то есть в тот период, когда истец уже была принята на должность фельдшера кабинета неотложной помощи и не является работником, прибывшим или переехавшим на работу в год реализации выплаты, а также принятым на вакантную должность, включенную в реестр, в связи с чем в предоставлении единой компенсационной выплаты отказано.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640, Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 16 июля 2019 года N 431-ПП, действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений, статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", исходил из того, что заявление и пакет документов от Крюковой О.А. поступали в 2019 году в Министерство здравоохранения Свердловской области, но по неустановленным причинам были утрачены и не рассмотрены по существу; истец зарегистрирована и проживает в пос. Лобва Новолялинского района Свердловской области с 06 декабря 2018 года, в связи с чем на момент заключения трудового договора 15 июля 2019 года N69 и дополнительного соглашения к нему от 20 сентября 2019 года не осуществляла перемену места жительства при трудоустройстве в Новолялинскую районную больницу, в связи с чем не имеет права на получение единовременной компенсационной выплаты в порядке реализации программы "Земский доктор".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отметив, что до поступления в Серовский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Свердловский областной медицинский колледж" и после его окончания истец проживала в пос. Лобва Новолялинского района Свердловской области, переезд истца для трудоустройства в сельскую местность не осуществлялся.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов обеих инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам данного гражданского дела.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 16 июля 2019 года N 431-ПП (далее по тексту - Порядок), действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений, выплата осуществляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60%), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Свердловской области или Управлению здравоохранения Администрации города Екатеринбурга (далее - медицинская организация), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, согласованный Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - медицинский работник), в размере 1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров.
Указанный Порядок разработан в соответствии с государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640.
Выплата предоставляется однократно на основании договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и только медицинским и фармацевтическим работникам, поступившим на работу в областные государственные или муниципальные учреждения здравоохранения, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, в целях сохранения кадрового потенциала областных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, привлечения в отрасль квалифицированных специалистов и их закрепления в областных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с Законом Свердловской области от 21 ноября 2012 года N 91-ОЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области".
Из указанных норм права следует, что предоставление единовременной компенсационной выплаты осуществляется только тем медицинским работникам, которые переехали в связи с трудоустройством в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, правильно установленных обстоятельств дела, приведенном нормативном регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды правомерно указали, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Доводы подателя жалобы о неправомерности отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику; наличия оснований для признания изменения истцом места жительства в связи с трудоустройством в сельской местности, не опровергают выводов судов, являлись предметом исследования и оценки судами обеих инстанций.
Ссылка в кассационной жалобе на иную судебную практику не свидетельствует о нарушении судом единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных обстоятельств спора.
Доводы кассационной жалобы заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 18 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Крюковой Ольги Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.