Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Марченко А.А.
судей Горбуновой О.А. и Коренева А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске 12 мая 2022 года дело по кассационной жалобе администрации города Лабытнанги на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 февраля 2022 года
по гражданскому делу N 2-1195/2021 по иску прокурора города Лабытнанги к администрации города Лабытнанги о понуждении организовать создание мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А, объяснения прокурора Ботева В.Ю, представителя ответчика Ломакиной Н.В, судебная коллегия
установила:
прокурор города Лабытнанги в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Лабытнанги о понуждении организовать создание мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, ссылаясь на то, что указанную обязанность администрация г. Лабытнанги не выполняет, тогда как управляющие организации не имеют возможности организовать такие места в многоквартирных домах.
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 декабря 2021 года требования прокурора оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 февраля 2022 года решение отменено, вынесено новое решение, которым на администрацию г.Лабытнанги возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории города места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах.
В кассационной жалобе ответчик администрация г.Лабытнанги просит отменить апелляционное определение, считая его постановленным с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа просил оставить апелляционное определение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ответчика администрации города Лабытнанги Ломакина Н.В. настаивала на отмене апелляционного определения по доводам, изложенным в жалобе, прокурор Ботев В.Ю. возражал против отмены апелляционного определения, считая его законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения по доводам заявителя не имеется.
Судом установлено, что на территории города Лабытнанги в нарушение требований действующего федерального законодательства сбор и вывоз отходов в части отработанных ртутьсодержащих осветительных ламп у населения не организован, места их первичного сбора не определены.
В адрес Главы администрации г. Лабытнанги 14 июля 2021 года прокурором города внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое исполнено не было.
Постановлением администрации г. Лабытнанги от 13 октября 2021 года N1512 с учетом изменений, внесенных в него постановлением от 29 октября 2021 года N1672 определены места скопления отработанных ртутьсодержащих ламп на придомовых территориях, рядом с детскими площадками по перечисленным в постановлении адресам. Управляющими организациями МПП ЖКХ МО г.Лабытнанги "Ямал" и ТСЖ "Золотое Кольцо" в пределах границ многоквартирных домов, находящихся под их управлением, самостоятельно определены и оснащены места скопления ртутьсодержащих отходов.
Отказывая прокурору г. Лабытнанги в иске, суд первой инстанции исходил из того, что администрация города Лабытнанги фактически исполнила требования прокуратуры, организовав и создав на территории города места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, определив 14 адресов придомовых территорий г. Лабытнанги и п.Харп для установки контейнерных площадок.
Отменяя решение и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 4 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N2314, исходил из того, что места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп не согласованы с жителями многоквартирных домов, доказательства фактического создания этих мест ответчиком не представлены.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными.
Согласно части 9 статьи 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, которые вступили в силу с 1 января 2021 года и действуют до 1 января 2027 года.
Устанавливая порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащие лампы), пункт 5 Правил предусматривает решение органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований вопросов организации создания мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, а также информирование потребителей о расположении таких мест, что соответствует законодательству в области обращения с отходами, законодательству о местном самоуправлении, законодательству об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, законодательству в области охраны окружающей среды и не нарушает права административного истца.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Положения пункта 5 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде корреспондируют пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который к вопросам местного значения городского, сельского поселения относит их участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Отработанные ртутьсодержащие лампы, согласно пункту 2 Правил, представляют собой отходы от использования товаров с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0, 01 процента, утратившие свои потребительские свойства (люминесцентные лампы с холодным катодом, люминесцентные лампы с внешним электродом, лампы люминесцентные малогабаритные, лампы люминесцентные трубчатые, лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относит, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (пункт 4 статьи 8).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П, обеспечение благоприятной для проживания населения городского округа среды согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований, отнесение организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к вопросам местного значения городских округов, будучи направлено на определение собственной компетенции городского округа, характеризующей пределы самостоятельного осуществления им местного самоуправления, и на обеспечение экологических прав граждан, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные гарантии местного самоуправления как особой формы осуществления публичной власти на местах и несовместимое с его конституционным предназначением.
В связи с этим подлежат отклонению доводы ответчика о неправомерном возложении на него обязанности по созданию на территории города мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, поскольку такая обязанность возложена законодателем на управляющие компании.
Ссылка ответчика в жалобе на отсутствие бюджетного финансирования мероприятий по содержанию мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, не может быть принята во внимание, поскольку указанные обстоятельства не освобождают его от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Подлежат отклонению также доводы ответчика об отсутствии у него обязанности согласовывать места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп с жителями многоквартирных домов, поскольку такая обязанность судом на орган местного самоуправления не возложена.
При принятии кассационной жалобы ответчика к производству Седьмого кассационного суда общей юрисдикции определением судьи от 31 марта 2022 года было приостановлено исполнение обжалуемого судебного постановления до окончания кассационного производства. Поскольку основания для приостановления исполнения в настоящее время отпали, оно подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Лабытнанги - без удовлетворения.
Приостановление исполнения апелляционного определения отменить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.