Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-359/2021 по иску Алексеевой Веры Павловны к администрации Очерского городского округа Пермского края о признании незаконными отказов в назначении пенсии, возложении обязанности включить в стаж периодов работы, признать право на назначении пенсии, назначить пенсию, произвести выплату пенсии, по кассационной жалобе Алексеевой Веры Павловны на решение Очерского районного суда Пермского края от 14 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 06 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алексеева В.П. обратилась в суд с иском к администрации Очерского городского округа Пермского края о признании незаконными отказов от 27 сентября 2015 года N 931 и 03 марта 2021 года N 278-01-07 в назначении пенсии за выслугу лет; возложении обязанности включить периоды работы с 06 октября 1997 года по 30 октября 2020 года в государственных органах исполнительной власти - Федеральном казначействе по Очерскому району, в Управлении Федерального казначейства по Пермскому краю в стаж муниципальной службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет; признании права на назначение пенсии за выслугу лет; о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с момента подачи заявления с 27 августа 2015 года, произвести выплату пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с сентября 1981 года по август 1997 года работала в органах местного самоуправления. С октября 1997 принята в отделение Федерального казначейства по Очерскому району на должность старшего казначея по расходам; с октября 1998 года в связи с переходом территориальных органов Федерального казначейства на федеральную государственную службу переведена на государственную должность казначея. 01 апреля 2012 года освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в порядке перевода в Управление Федерального казначейства по Пермскому краю. С 25 августа 2015 года является получателем страховой пенсии по старости. До дня увольнения 30 октября 2020 года занимала должность государственной гражданской службы - специалиста 1 разряда. 27 августа 2015 года она обратилась в администрацию Очерского городского округа Пермского края с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет. 27 сентября 2015 года ей направлен отказ в принятии решения о назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием необходимого стажа муниципальной службы. Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений и установлению пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, администрации Очерского городского округа Пермского края N 4 от 11 сентября 2015 гола стаж её муниципальной службы составил 15 лет 11 месяцев 02 дня. 10 февраля 2021 года она вновь обратилась к ответчику с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет. Письмом от 03 марта 2021 года N 278-01-07исх-802 ей отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в связи с отсутствием необходимого муниципального стажа за выслугу лет.
Полагает, что периоды работы в государственном органе исполнительной власти - Федеральном казначействе по Очерскому району с 06 июля 1997 года по 01 апреля 2012 года и в Федеральном казначействе по Пермскому краю с 02 апреля 2012 года по 30 октября 2020 года подлежат включению в муниципальный стаж который составляет 38 лет 11 месяцев 22 дня.
Решением Очерского районного суда Пермского края от 14 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 06 декабря 2021, года исковые требования Алексеевой В.П. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Алексеева В.П. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
От представителя администрации Очерского городского округа Пермского края поступили возражения на кассационную жалобу, в которых указывает, что просит вынесенные судебные акты оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 25 августа 2015 года Алексеевой В.П, "данные изъяты" года рождения, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Очерском районе Пермского края назначена страховая пенсия по старости.
27 августа 2015 года Алексеева В.П. обратилась в администрацию Очерского муниципального района Пермского края с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет в связи с работой на должностях, относящихся к муниципальной службе.
Из представленных администрацией Очерского муниципального района сведений следует, что в стаж муниципальной службы Алексеевой В.П. включены период работы в Производственном управлении сельского хозяйства Очерского райисполкома в должности экономиста - ревизора, бухгалтера с 07 сентября 1981 года по 09 декабря 1985 года (4 года 3 месяца 3 дня), в Очерском райкоме Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи в должности второго секретаря с 10 декабря 1985 года по 23 октября 1989 года (3 года 10 месяцев 15 дней), в Очерском райисполкоме администрации Очерского района в должности экономиста районной плановой комиссии с 24 октября 1989 года по 31 марта 1992 года и Администрации Очерского района в должности экономиста 1 категории, ведущего экономиста с 01 апреля 1992 года по 07 августа 1997 года (7 лет 9 месяцев 15 дней). Всего в муниципальный стаж Алексеевой В.П. включено 15 лет 11 месяцев 02 дня.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений по установлению пенсии за выслугу лет Очерского муниципального района от 11 сентября 2015 года N 4 Алексеевой В.П. отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием необходимого стажа муниципальной службы по пункту 2 статьи 2 Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании "Очерский муниципальный район", утвержденного решением Земского собрания Очерского муниципального района от 26 апреля 2010 года N 46 (в редакции от 28 мая 2010 года N 67), в соответствии с которым пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим должности муниципальной службы при наличии 25 - летнего стажа для женщин, которые имеют право на выслугу лет независимо от последнего места работы и оснований увольнения с муниципальной службы.
10 февраля 2021 года Алексеева В.П. вновь обратилась в комиссию по рассмотрению заявлений и принятию решений по установлению пенсии за выслугу лет в администрацию Очерского городского округа Пермского края.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы от 26 февраля 2021 года N1 Очерского городского округа Пермского края следует, что Алексеевой В.П. отказано в назначении пенсии по выслуге лет, поскольку на момент освобождения от муниципальной должности 07 августа 1997 года не обладала правом на страховую пенсию по старости или инвалидности, не имела 25-летнего стажа муниципальной службы независимо от последнего перед выходом на страховую пенсию места работы, вышла на пенсию с должности не относящейся к муниципальной службе; произведен расчет стажа муниципальной службы в период с 05 августа 1996 года по 07 августа 1997 года, который составил 1 год 0 месяцев 02 дня.
Из трудовой книжки, личного дела государственного гражданского служащего Алексеевой В.А. следует, что она работала в период с 07 сентября 1981 года по 09 декабря 1985 года в Производственном управлении сельского хозяйства Очерского райисполкома в должности экономиста - ревизора, бухгалтера; с 10 декабря 1985 года по 23 октября 1989 года в Очерском райкоме Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи в должности второго секретаря; с 24 октября 1989 года по 31 марта 1992 года в Очерском райисполкоме администрации Очерского района в должности экономиста районной плановой комиссии; с 01 апреля 1992 года по 07 августа 1997 года в Администрации Очерского района в должности экономиста 1 категории, ведущего экономиста; с 06 октября 1997 года в Отделении федерального казначейства по Очерскому району в должности старшего казначея по расходам; в связи с переходом территориальных органов федерального казначейства на федеральную государственную службу назначена казначеем отдела бухгалтерского учета и расходов с 01 октября 1998 года; в связи с изменением организационно-штатной структуры отделения переведена на государственную должность казначея: 01 апреля 2012 года освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в порядке перевода в Управление Федерального казначейства по Пермскому краю; с 02 апреля 2012 по 30 октября 2020 года работала в Управлении Федерального казначейства по Пермскому краю в должности специалиста 1 разряда.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края", Закона Пермской области от 15 января 2001 год N 1299-199 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области", Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", исходил из того, что правом выбора для назначении пенсии между Законом Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК, предусматривающим наличие для назначения пенсии для женщин 25 лет муниципального стажа, и Законом Пермской области от 15 января 2001 года N 1299-199, требующим для женщин 10 лет муниципального стажа, гражданин обладает только в случае замещения им должности муниципальной службы на момент вступления в силу 01 января 2010 года Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК; поскольку истец по состоянию на 01 января 2010 года должность муниципальной службы не замещала, то на нее не распространяется действие Закона Пермской области от 15 января 2001 года N 1299-199; на момент освобождения от муниципальной должности 07 августа 1997 года истец не обладала правом на страховую пенсию по старости или инвалидности, не имела 25-летнего стажа муниципальной службы независимо от последнего перед выходом на страховую пенсию места работы, вышла на пенсию с должности, не относящейся к муниципальной службе, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Проверяя законность судебного акта, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, их правовым обоснованием, отметив, что доводы истца о включения в стаж муниципальной службы периодов ее работы на государственной гражданской службе с 06 октября 1997 года по 30 октября 2020 года не влекут отмену решения суда, поскольку фактически являются обоснованием требований о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности на ответчика назначить такую пенсию и произвести ее выплату.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 18 Закона Пермского края от 04 мая 2008 года N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае" - в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Пермского края.
С 01 января 2010 года правовые основы пенсионного обеспечения муниципальных служащих в Пермском крае установлены Законом Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края".
Статьей 17 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N545-ПК предусмотрено, что с момента вступления указанного Закона в силу Закон Пермской области от 15 января 2001 года N1299-199 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области", также как некоторые другие законодательные акты, действует только в отношении лиц, указанных в частях 2 - 5 статьи 16 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N545-ПК.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" лицам, которые на день вступления в силу настоящего Закона и ранее замещали должности гражданской службы и имели при этом стаж гражданской службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 5 Закона Пермской области от 15 января 2001 года N 1297-198 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной гражданской службы Пермской области", статьей 2 Закона Коми-Пермяцкого автономного округа от 11 декабря 2001 года N 79 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Коми-Пермяцкого автономного округа", и обратившимся за назначением пенсии за выслугу лет после вступления настоящего Закона в силу, пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с настоящим Законом или в соответствии с указанными в настоящей части законами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, при наличии необходимого стажа гражданской службы и соблюдении иных условий, установленных указанными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края", условия пенсионного обеспечения, установленные в частях 2-4 настоящей статьи для гражданских служащих, распространяются на муниципальных служащих с учетом статьи 15 настоящего Закона и устанавливаются в муниципальных правовых актах в отношении лиц, которым пенсия за выслугу лет устанавливается в соответствии с Законом Пермской области от 15 января 2001 года N 1299-199 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области", Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 11 декабря 2001 года N 81 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа", а также лиц, которые на день вступления в силу муниципального правового акта, принятого в соответствии с настоящим Законом, и ранее замещали должности муниципальной службы и имели при этом стаж муниципальной службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет в соответствии с указанными в настоящей части законами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
Земским собранием Очерского муниципального района Пермского края 5 созыва, являющимся на основании положений Устава Очерского муниципального района Пермского края на момент возникновения спорных правоотношений постоянно действующим представительным органом Очерского муниципального района Пермского края, 26 апреля 2010 года принято решение N46 "Об утверждении Положения о пении за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Очерский муниципальный район".
Статьей 2 решения Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края от 26 апреля 2010 года N46 установлено, что лица, замещавшие должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Очерский муниципальный район", имеют право на пенсию за выслугу лет при соблюдении одновременно следующих условий: наличие муниципального стажа не менее 15 лет; замещение лицом должностей муниципальной службы и (или) муниципальных должностей сроком не менее трех лет в суммарном исчислении (пункт 1).
Пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, указанным в пункте 1 данного Положения, при условии прекращения ими трудовых отношений по одному из следующих оснований: достижение предельного возраста, установленного законом, для замещения муниципальной должности муниципальной службы; увольнение в связи с ликвидацией органа местного самоуправления или сокращением его штатов; выход на страховую пенсию по старости (инвалидности); обнаружившееся несоответствие замещаемой муниципальной должности муниципальной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего выполнению должностных обязанностей (пункт1.1).
Лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии 25-летнего стажа муниципальной службы для женщин имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от последнего перед выходом на трудовую пенсию места работы и оснований увольнения с муниципальной службы. Указанные лица имеют право на пенсию за выслугу лет при условии замещения должностей муниципальной службы в муниципальном образовании "Очерский муниципальный район" не менее трех лет в суммарном исчислении (пункт 2).
Пунктом 3 статьи 16 решения Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края от 26 апреля 2010 года N46 установлено, что принятое Положение вступает в силу с 01 мая 2010 года; лицам, которые на день вступления в силу настоящего Положения и ранее замещали должности муниципальной службы и имели при этом стаж муниципальной службы, дающей право на установление пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Пермской области от 15 января 2001 года N1299-199 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области" и обратившимся за назначением пенсии за выслугу лет после вступления настоящего Положения в силу, пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с настоящим Законом или в соответствии с указанными в настоящей части законом Пермской области по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, при наличии необходимого стажа гражданской службы и соблюдения иных условий, установленных указанными законами.
Постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 20 сентября 2001 года N 1774 "О толковании закона Пермской области" от 15 января 2001 года N 1299-199 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области" (впоследствии переименованного - "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области") установлено, что обозначенный срок не менее трех лет в суммарном исчислении муниципальной службы подлежит исчислению для лиц, замещавшим на 5 августа 1996 года и позднее муниципальные должности муниципальной службы. Для лиц, вышедших на пенсию по возрасту независимо от последнего перед выходом места работы (при наличии 25-летнего стажа муниципальной службы), другим обязательным условием является сам факт замещения должности муниципального служащего по состоянию на 05 августа 1996 года и позднее (независимо от продолжительности такого замещения).
Таким образом, право истца на получение муниципальной пенсии за выслугу лет, согласно приведенным нормам, обусловлено тем, занимала ли Алексеева В.П. по состоянию на 01 января 2010 года либо на 01 мая 2010 года должность муниципальной службы.
При замещении должности муниципального служащего по состоянию на 01 января 2010 года либо 01 мая 2010 года истцу необходимо было иметь стаж не менее 10, 15 или 25 лет, при условии работы в должности муниципального служащего муниципального образования Пермской области не менее 3-х лет, начиная с 05 августа 1996 года; либо стаж муниципальной службы не менее 25 лет, при замещении должности муниципальной службы по состоянию на 05 августа 1996 года.
Изучение материалов дела показало, что истец на 01 января 2010 года и на 01 мая 2010 года должности муниципальной службы не замещала, в связи с чем правом выбора, предусмотренным в пункте 3 статьи 16 Положения Земского собрания Очерского муниципального района от 26 апреля 2010 года N 46 и в пункте 5 статьи 16 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N545-ПК, на момент обращения к ответчику за назначением пенсии не обладала и на нее не распространяется действие Закона Пермской области от 15 января 2001 года N 1299-199.
Кроме того, судами верно указано, что поскольку на момент увольнения 07 августа 1997 года с должности, относящейся к муниципальной службе, стаж для назначения пенсии по выслуге лет на основании пункта 1 статьи 2 решения Земского собрания Очерского муниципального района Пермского края от 26 апреля 2010 года N46 у истца составляет менее необходимых трех лет, начиная с 05 августа 1996 года, а общий стаж муниципальной службы по пункту 2 статьи 2, пункту 3 статьи 16 решения Земского собрания и постановления Законодательного Собрания Пермской области от 20 сентября 2001 года N 1774 "О толковании закона Пермской области" от 15 января 2001 года N 1299-199 не составляет 25 лет стажа муниципальной службы, то право на назначение пенсии по выслуге лет у Алексеевой В.П. отсутствует.
Выводы судов основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, правильно установленных обстоятельств дела и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что судами не рассмотрен вопрос о включении в муниципальный стаж ее стаж государственной гражданской службы, основан на неверном толковании подлежащего применению законодательства и не могут явиться основанием для отмены состоявшихся судебных актов, поскольку как указано судом апелляционной инстанции данное требование производно от требования о признании права на получение муниципальной пенсии по выслуге лет.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Очерского районного суда Пермского края от 14 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 06 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеевой Веры Павловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.