Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Ишимова И.А, Лезиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-433/2021 по исковому заявлению прокурора Тазовского района, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц, к администрации муниципального округа Тазовский район, администрации села Газ-Сале администрации Тазовского района о возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированных свалок
по кассационной жалобе администрации Тазовского района на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А, выслушав возражения прокурора Ботева В.Ю. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Тазовского района обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального округа Тазовского района о возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на 25 земельных участках в границах территории с. Газ-Сале, в соответствующих географических координатах на общей площади 121114, 6 кв.м.
Протокольным определением Тазовского районного суда от 9 сентября 2021 года в качестве соответчика привлечена администрация села Газ-Сале администрации Тазовского района, в качестве третьих лиц - ООО Инновационные технологии", ООО "ТазСпецсервис", МБУ "Центр развития физической культуры и спорта", МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа.
Решением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2021 года на администрацию села Газ-Сале администрации Тазовского района возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках, расположенных в границах села Газ-Сале, в точках с географическими координатами углов поворотных точек и кадастровыми номерами, приведенными в решении.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2021 года решение суда отменено, вынесено новое решение, которым на администрацию Тазовского района возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на 25 земельных участках в границах села Газ-Сале муниципального образования муниципального округа Тазовский район, с географическими координатами углов поворотных точек и кадастровыми номерами, приведенными в апелляционном определении.
В кассационной жалобе администрация Тазовского района просит отменить решение суда и апелляционное определение. Ссылаясь на положения ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пп. 16, 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, считает, что ликвидация выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является обязанностью регионального оператора. Вопреки приведенным выше требованиям закона судами вопрос об отнесении несанкционированных свалок к твердым коммунальным отходам не рассматривался, оценка исполнению публичной обязанности регионального оператора не давалась, в то время как выявленные отходы на земельных участках, по утверждению администрации, относятся к твердым коммунальным отходам. Кроме того, отмечает, что земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" предоставлены администрацией в постоянное (бессрочное) пользование МБУ "Центр развития физической культуры и спорта" и МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа, в связи с чем в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) обязанность по зачистки территории на данных земельных участках подлежит возложению на их пользователей. При этом факт наличия свалки на момент передачи в пользование участков не освобождает пользователей от обязанности по приведению их в соответствие с требованиями природоохранного и земельного законодательства. Также обращает внимание, что земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" являются придомовыми территориями многоквартирных домов, поэтому обязанность по зачистке данных территории в силу закона возложена на управляющую компанию.
Представители ответчиков администрации муниципального округа Тазовский район, администрации села Газ-Сале администрации Тазовского района, представители третьих лиц ООО Инновационные технологии", ООО "ТазСпецсервис", МБУ "Центр развития физической культуры и спорта", МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В главе 41 ГПК РФ закреплены порядок, срок и основания кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных актов.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 376 ГПК РФ, в кассационном порядке подлежат обжалованию только вступившие в законную силу судебные постановления.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.
Решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2021 года уже отменено постановлением суда апелляционной инстанции, в связи с чем не является судебным актом, вступившим в законную силу, а поэтому, учитывая изложенное, не может быть обжаловано в кассационном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемого апелляционного определения, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебного акта, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, усматривает приведенные выше основания для его отмены в части.
Судами установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Тазовского района проведена проверка, выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности администрации Тазовского района: на 25 земельных участках в границах села Газ-Сале установлены факты несанкционированного размещения отходов производства на общей площади 121114, 6 кв.м.
25 июня 2021 прокурор внес главе муниципального образования Тазовский район представление об устранении нарушений закона, однако должные меры по устранению нарушений закона не приняты.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив наличие несанкционированных свалок в с. Газ-Сале, которые представляют угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создают опасность причинения вреда окружающей среде, приняв во внимание наличие у органа местного самоуправления обязанности в участии по организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов на территории с. Газ-Сале, которая им не исполняется, пришел к выводу о необходимости возложении данной обязанности на администрацию с. Газ-Сале администрации Тазовского района.
Проверяя законность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда о том, что обязанность по выполнению требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления должна возлагаться на орган местного самоуправления. Однако учитывая, что на момент рассмотрения дела муниципальное образование с. Газ-Сале находится в стадии ликвидации в связи с объединением муниципальных образований, а также появилось муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Тазовский район ЯНАО, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории сельского поселения - с. Газ-Сале на органы местного самоуправления образованного муниципального округа Тазовский район в лице администрации Тазовского района, поскольку решение данного вопроса местного значения отнесено к ее компетенции.
Между тем с обжалуемым судебным постановлением в части возложения на администрацию Тазовского района обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в границах с. Газ-Сале на земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты", согласиться нельзя, поскольку оно в этой части вынесено с нарушением норм материального права по неполно исследованным материалам дела.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды.
Согласно п. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Также в силу ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимает вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В порядке п. 1 ст. 13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из подп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 8 ст. 42абз. 8 ст. 42 ЗК РФ).
Пункт 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, устанавливает, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, в п. 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года N 26-П, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Таким образом, по общему правилу, если собственник объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, не установлены, обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы о том, что судом не рассматривался вопрос об отнесении несанкционированных свалок к твердым коммунальным отходам, не давалась оценка исполнению публичной обязанности регионального оператора по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, не свидетельствуют о допущенном судом нарушении норм материального и процессуального права.
Кроме того, п. 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами возлагает на регионального оператора обязанность ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов только после того, как собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не обеспечил его ликвидацию самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации данного места.
Однако судом по настоящему делу не установлено, что региональный оператор направлял собственнику земельных участков соответствующее уведомление, не отражено это и в кассационной жалобе.
Исходя из положений пп. 1, 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; при этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
В силу пп. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 2.16 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2017 года N 1318-П, в случае выявления места несанкционированного складирования ТКО на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, обязанность по ликвидации выявленного места несанкционированного складирования ТКО исполняет орган местного самоуправления.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции РФ, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Соответственно, само по себе отнесение сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к компетенции органов местного самоуправления городских округов не отступает от конституционных гарантий местного самоуправления.
Таким образом, с учетом указанных выше положений, в отсутствие сведений о лицах, разместивших отходы, суд апелляционной инстанции правомерно возложил обязанность по ликвидации свалок, размещенных в пределах территории с. Газ-Сале, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на администрацию Тазовского района, которая является правопреемником муниципального образования с. Газ-Сале.
Вместе с тем, возлагая на администрацию Тазовского района обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в границах с. Газ-Сале на земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты", суд апелляционной инстанции применительно к приведенным выше положениям закона о лице, ответственном за поддержание земельного участка в надлежащем состоянии, не учел, что согласно представленным администрацией Тазовского района документам правообладателем земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на праве постоянного (бессрочного) пользования является МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа (т. 1 л.д. 188-191), земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" в соответствии с приказом начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации Тазовского района от 14 февраля 2018 года также передан на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУ "Центр развития физической культуры и спорта" (т. 1 л.д. 212-213).
При этом в силу п. 1 ст. 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком наряду с правом собственности относится к вещным правам.
Также в представленных истцом в дело документах указано, что земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" находятся в общедолевой собственности жильцов многоквартирных домов (т. 1 л.д. 104, 133).
На указанные обстоятельства администрация Тазовского района ссылалась в отзыве на исковое заявление и возражениях на апелляционное представление прокурора.
В данном случае вывод суда апелляционной инстанции о том, что наличие отходов на участках пользователей не освобождает администрацию Тазовского района от поддержания территории в надлежащем состоянии, противоречит положениям закона, согласно которым поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан не только непосредственно собственник, но и другой законный землевладелец, землепользователь, арендатор участка.
Не проверив указанные выше доводы администрации, суд апелляционной инстанции принял решение на неполно установленных обстоятельствах дела, имеющих юридическое значение, что не позволяет признать судебное постановление законным и обоснованным в указанной выше части, отвечающим требованиям ч. 4 ст. 198, п. 5 ч. 2 ст. 329 ГПК РФ.
Таким образом, апелляционное определение в части возложения на администрацию Тазовского района обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в границах с. Газ-Сале на земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты", подлежит отмене с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствующей части в зависимости от установленных обстоятельств и с соблюдением требований закона.
В остальной части обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2021 года в части возложения на администрацию Тазовского района обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в границах с. Газ-Сале на земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты", отменить, гражданское дело в этой части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тазовского района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.