Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-314/2021 по иску Максимовой Елены Юрьевны к Администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о перерасчете и взыскании пенсии за выслугу лет, по кассационной жалобе Максимовой Елены Юрьевны на решение Гайнского районного суда Пермского края от 28 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Максимова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации Гайнского муниципального округа Пермского края о перерасчете и взыскании пенсии за выслугу лет.
В обоснование требований указала, что с 20 апреля 2021 года она является получателем пенсии за выслугу лет, выплачиваемой ей из бюджета Гайнского муниципального округа Пермского края, ей назначена пенсия в размере 50 % от установленной по Российской Федерации на 01 января 2021 года фиксированной выплаты к страховой пенсии (6044, 48 рублей), устанавливаемой в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением районного коэффициента, размер составляет 3626, 68 руб. без учета процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что по ее мнению не соответствует требованиям статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 22, 23, 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьи 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статей 6, 8 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 гола N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края". Администрация Гайнского муниципального округа производить перерасчет отказывается. Невыплаченная сумма пенсии по расчетам истца за период с 20 апреля 2021 года по 30 ноября 2021 года составляет 11 131, 91 руб.
Решением Гайнского районного суда Пермского края от 28 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований Максимовой Е.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09 марта 2022 года решение Гайнского районного суда Пермского края от 28 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Максимова Е.Ю. как лицо, ранее замещавшее муниципальную должность местного самоуправления, является получателем страховой пенсии по старости, а также пенсии за выслугу лет с 20 апреля 2021 года.
Стаж муниципальной службы Максимовой Е.Ю, дающий право на пенсию за выслугу лет, составляет 28 лет 7 месяцев.
Последняя занимаемая Максимовой Е.Ю. должность "главный специалист архивного сектора администрации Гайнского муниципального округа".
На основании заявления Максимовой Е.Ю. от 19 апреля 2021 года о расчёте пенсии за выслугу лет, в соответствии с Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Гайнский муниципальный район", утверждённом Решением Земского Собрания Гайнского муниципального района от 10 октября 2017 года N 55, ей установлена пенсия за выслугу лет в размере 3626, 72 руб. (с учётом районного коэффициента 20 %), с учетом того, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 50 % фиксированной выплаты к страховой пенсии, устанавливаемой в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляющей с 1 января 2021 года 6044, 48руб.
Обращаясь в суд с иском о перерасчете пенсии за выслугу лет, Максимова Е.Ю. указывает, что при расчете пенсии за выслугу лет, не учтена надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что привело, по мнению истца, к необоснованному уменьшению полагающейся к выплате суммы пенсии за выслугу лет за период с 20 апреля 2021 года по 30 ноября 2021 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 2, 6, 10, 23, 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статей 3, 15 Закона Пермского края от 04 мая 2008 года N 228-ПК "О муниципальной службе в Пермском крае", статей 5, 6, 8, 14 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края", пунктами 6, 6.1, 8.4, 16.1, 16.2 Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Гайнский муниципальный район", утверждённом решением Земского Собрания Гайнского муниципального района от 10 октября 2017 года N 55, статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пришёл к выводу о том, что расчет пенсии за выслугу лет произведён истцу правомерно с учётом гарантированного законом субъекта Российской Федерации размера месячного денежного содержания, исходя из которого пенсия за выслугу лет не может превышать 2, 8 месячного оклада муниципального служащего в соответствии с замещавшейся должностью муниципальной службы с начисленным на него районным коэффициентом, при этом, требования о необходимости расчета пенсии за выслугу лет с учётом надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не основаны на нормах материального права, поскольку решение вопроса по назначению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления; нормативными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления Пермского края не предусмотрено исчисление размера пенсии
за выслугу лет муниципальным служащим с учетом надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ч.1). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (ч.2). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (ч.3).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципальных и государственных гражданских служащих должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера определены Законом Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края".
Размер пенсии за выслугу лет лица, замещавшего должность гражданской службы установлен статьей 6 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края".
В соответствии с положениями статьи 15 Закона от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, за счет средств местных бюджетов при наличии необходимого стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 8 к настоящему Закону, устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с настоящим Законом. При этом органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают минимальный гарантированный размер пенсии за выслугу лет, предусмотренный в соответствии с частью 5 статьи 8 настоящего Закона, а также максимальный размер пенсии за выслугу лет, который не может превышать размера, предусмотренного частью 1 статьи 5 настоящего Закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим.
В соответствии со статьей 7 Закона Коми-Пермяцкого автономного округа от 11 декабря 2001 года N 81 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа", среднемесячное денежное содержание лица, замещавшего муниципальную должность муниципальной службы в муниципальных образованиях, для исчисления размера пенсии за выслугу лет определяется по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, по должности, замещаемой им на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости или на день прекращения муниципальной службы.
В состав среднемесячного денежного содержания, учитываемого при определении размера пенсии за выслугу лет, включаются: 1) должностной оклад; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин); 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 4) ежемесячная надбавка за выслугу лет; 5) премии по результатам работы за месяц (ежемесячное денежное поощрение), квартал, год; 6) районный коэффициент.
Если в расчетный период произошла индексация денежного содержания муниципальных служащих, среднемесячное денежное содержание за весь расчетный период рассчитывается с учетом индексации денежного содержания.
Размер пенсии за выслугу лет исчисляется, исходя из их среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы.
Решением Земского Собрания Гайнского муниципального района от 10 октября 2017 года N 55 утверждено "Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Гайнский муниципальный район" (далее Положение).
В соответствии с пунктом 6 Положения, размер пенсии за выслугу лет лица, замещавшего должность муниципальной службы, исчисляется из его месячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, с учетом ограничения, установленного пунктом 6.1 настоящего Положения.
На основании пункта 6.1 Положения, размер месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2, 8 месячного оклада муниципального служащего в соответствии с замещавшейся должностью муниципальной службы с начисленным на него районным коэффициентом.
Согласно пункту 16.1 Положения, за лицами, проходившими муниципальную службу в Пермской области, Коми-Пермяцком автономном округе, Пермском крае, приобретшими право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую в соответствии с Законом Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края", муниципальными правовыми актами в связи с прохождением указанной службы, и уволенными со службы до 1 января 2017 года, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности муниципальной службы и имеющими на 1 января 2017 года стаж муниципальной службы для назначения пенсия за выслугу лет не менее 20 лет, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края", муниципальными правовыми актами без учета изменений, внесенных настоящим Положением, за исключением изменений в части исчисления месячного денежного содержания, установленного подпунктом 6.1 настоящего Положения, которые применяются со дня вступления настоящего Положения в силу.
В силу пункта 16.2 Положения, за лицами, указанными в подпункте 16.1 настоящего Положения, сохраняется право на установление пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 11 декабря 2001 года N 81 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа" по выбору лиц, обратившихся за установлением пенсии за выслугу лет, при соблюдении условий, установленных настоящим Положением.
В силу пункта 8.4 Положения, размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 50 % фиксированной выплаты к страховой пенсии, устанавливаемой в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О страховых пенсиях", с увеличением на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый на весь период проживания лица на территории Пермского края.
Согласно пункту 8 статьи 10 ФЗ от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 1 января 2021 года устанавливается в сумме, равной 6044 руб. 48 коп.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Максимовой Е.Ю. о том, что надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50 % должностного оклада производилась за счёт фонда оплаты труда и поэтому должна быть учтена при определении размера месячного денежного содержания; о необходимости применения положения части второй статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации; о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений; что ответчик обязан был произвести расчёт размера пенсии истца за выслугу лет по правилам начисления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим; при недостаточности средств для выплаты пенсии за выслугу лет бывшим муниципальным служащим ответчик обязан запросить финансирование за счёт средств бюджета Пермского края, являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
При разрешении спора судами отмечено, что невключение в расчет пенсии за выслугу лет Максимовой Е.Ю. северной надбавки не нарушает права истца, поскольку Законом Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" не предусмотрено включение в состав денежного содержания, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расчет пенсии за выслугу лет произведен истцу с учетом гарантированного законом субъекта Российской Федерации размера месячного денежного содержания, исходя из которого пенсия за выслугу лет не может превышать 2, 8 месячного оклада муниципального служащего в соответствии с замещавшейся должностью муниципальной службы с начисленным на него районным коэффициентом. Районный коэффициент для Гайнского района Пермского края установлен в размере 20%.
Установив, что расчет пенсии по выслуге лет Максимовой Е.Ю. произведен на основании представленных документов и сведений, нарушений закона при расчете размера пенсии не имеется, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований Максимовой Е.Ю.
Доводы кассационной жалобы Максимовой Е.Ю. в части неправильного применения и толкования судами норм материального права основаны на неверном понимании закона заявителем и иной оценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств.
Судами отмечено, что положения законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления иных муниципальных образований и иных регионов Российской Федерации не могут быть приняты во внимание при определении размера пенсии за выслугу лет для бывших муниципальных служащих Гайнского муниципального округа Пермского края, самостоятельно определяющего свои бюджетные обязательства и обеспечивающего их исполнение за счёт муниципального бюджета.
Судебная коллегия считает, что расчет пенсии истца произведен ответчиком в полном соответствии с законодательством Пермского края, регулирующим правоотношения по соответствующему виду пенсионного обеспечения граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений, чего по настоящему делу не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения норм процессуального права, в т.ч. при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного характера.
Таким образом, изучив материалы дела и оценив доводы заявителя, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Максимовой Е.Ю.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гайнского районного суда Пермского края от 28 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Максимовой Елены Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.