Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Родиной А.К, судей Храмцовой О.Н, Ишимова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2-170/2021 по иску прокурора Ачитского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, администрации Ачитского городского округа о возложении обязанности привести в соответствии с требованиями законодательства защитное сооружение гражданской обороны и ограничить доступ третьих лиц к зданию, по кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08.02.2022.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н, выслушав объяснения прокурора Ботева В.Ю, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ачитского района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором просил:
- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в Свердловской области) в течение года с момента вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны противорадиационное укрытие N "данные изъяты", реестровый номер федерального имущества N "данные изъяты" ("данные изъяты") в соответствие с требованиями действующего законодательства, - обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обеспечить финансирование данных мероприятий;
- обязать администрацию Ачитского городского округа в течении трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда ограничить доступ третьих лиц к зданию, расположенному по адресу: "данные изъяты", путем закрытия входных групп и окон щитами, установления по периметру здания ограждений, препятствующих несанкционированному доступу к нему и проходу на территорию здания, а также разместить предупреждающие надписи с соответствующей информацией.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что защитное сооружение гражданской обороны противорадиационное укрытие N "данные изъяты", расположенное в подвале здания по адресу: "данные изъяты", находится в федеральной собственности - реестровый номер федерального имущества "данные изъяты", которое в нарушение требований Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", не поддерживается в постоянной готовности к использованию. Произведен демонтаж оборудования. В помещениях не соблюдается требование по герметичности. Защитные устройства, система вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, инженерно-техническое оборудование отсутствуют. В настоящее время защитное сооружение гражданской обороны не может быть использовано по назначению и требует капитального ремонта, устранения выявленных недостатков. Защитное сооружение в собственность Свердловской области не передавалось, также не передавалось в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества, в реестре имущества Свердловской области не значится, в связи с этим обязанность по надлежащему его содержанию лежит на ТУ Росимущества в Свердловской области. Непринятие мер по надлежащему содержанию защитного сооружения нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрыться в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации. Ранее здание принадлежало ОАО "Ачитагрохимсервис-машинно-технологическая станция", которое прекратило деятельность, в связи с чем указанное здание фактически оказалось бесхозяйным, находится в заброшенном состоянии. Возможность свободного проникновения в данное здание создает условия для совершения противоправных действий, делает их опасными и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решением Красноуфимского районного суда (постоянное судебное присутствие р.п. Ачит Ачитского района Свердловской области) от 29.11.2021 исковые требования прокурора Ачитского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично. На администрацию Ачитского городского округа возложена обязанность в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, ограничить доступ третьих лиц к зданию, расположенному по адресу: "данные изъяты" путем закрытия входных групп и окон щитами, установления по периметру здания ограждений, препятствующих несанкционированному доступу к нему и проходу на территорию здания, а также разместить предупреждающие надписи с соответствующей информацией. В остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08.02.2022 решение суда отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований к ответчику ТУ Росимущества в Свердловской области и Росимуществу.
Принято в указанной части новое решение, которым возложена обязанность на ТУ Росимущества в Свердловской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитное сооружение гражданской обороны противорадиационное укрытие N "данные изъяты", реестровый номер федерального имущества "данные изъяты", расположенное по адресу: "данные изъяты", а именно: обеспечить наличие в противорадиационном укрытии исправного инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения; восстановить герметичность дверей, ставней, люков, клапанов избыточного давления, гермоклапанов и заглушек на воздуховодах вытяжных систем; обеспечить наличие в противорадиационном укрытии исправных защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, воздухоснабжения; обеспечить наличие в противорадиационном укрытии необходимой документации, предусмотренной пунктом 3.6 Приказа МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", а именно: паспорта защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнала оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны (ПРУ); сигналов оповещения гражданской обороны; плана перевода защитного сооружения гражданской обороны (ПРУ) на режим приема укрываемых; плана защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планов внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списка личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны (ПРУ); эксплуатационной схемы водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны (ПРУ); эксплуатационной схемы электроснабжения ЗСГО
(ПРУ); инструкции по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентеляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкции по обслуживанию дизельных электростанций; инструкции по пожарной безопасности; правил поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны (ПРУ); журнала регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха; журнала учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнала учета работы дизельных электростанций; журнала регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схемы эвакуации укрываемых из очага поражения; списка телефонов. Возложена обязанность на Росимущество обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны Противорадиационное укрытие N "данные изъяты", реестровый номер федерального имущества "данные изъяты".
В кассационной жалобе заявитель ТУ Росимущества в Свердловской области просит отменить принятое по делу апелляционное определение, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Свердловской области просит оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения апелляционного определения.
В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Судами установлено, что прокуратурой Ачитского района проведена проверка соблюдения законодательства по распоряжению и использованию объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: "данные изъяты".
В ходе проверки установлено, что указанное защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии, к приему укрываемых не готово, защитные свойства сооружения нарушены. Данный объект числится в реестре федеральной собственности, обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью расположенного на территории Свердловской области федерального имущества возложена на ТУ Росимущества в Свердловской области.
Согласно выписке из реестра федерального имущества, защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО) противорадиационное укрытие N "данные изъяты", общей площадью 112, 3000 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", внесено в реестр федерального имущества под N "данные изъяты", правообладатель - Российская Федерация.
Право собственности Российской Федерации на ЗС ГО не зарегистрировано, в пользование каким-либо лицам ЗС ГО не передавались, согласий на передачу объектов в пользование не давалось.
На указанный в иске объект оформлен паспорт противорадиационного укрытия N "данные изъяты", в котором эксплуатирующей организацией убежища указано ООО "Ачитагрохимсервис-МТС". Расположение убежища - встроенное в здание - подвал 2-х этажного здания, дата приемки в эксплуатацию - 1988 год.
ОАО "Ачитагрохимсервис-МТС" на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером "данные изъяты", помещение с кадастровым номером "данные изъяты", здание "данные изъяты", расположенные по адресу: "данные изъяты"
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2021 (дело N А60-8356/2021) прекращено право собственности ОАО "Ачитагрохимсервис-МТС" на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", расположенные по адресу: "данные изъяты".
ОАО "Ачитагрохимсервис-МТС" прекратило свою деятельность и исключено из реестра юридических лиц 21.04.2020.
Согласно информации ГУ МЧС России по Свердловской области данное ЗС ГО самовольно разрушено балансодержателем здания, в котором расположено ЗС ГО.
Разрешая спор, суд, руководствуясь статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, пришел к выводу о праве собственности Российской Федерации в отношении спорного противорадиационного укрытия. Отказывая в возложении на ТУ Росимущества в Свердловской области обязанности привести в соответствие с требованиями действующего законодательства указанное ЗС ГО, в возложении обязанности на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечить финансирование данных мероприятий, суд исходил из того, что основное здание, в котором находится защитное сооружение, не имея собственника, по факту разрушается, собственник защитного сооружения намеревается снять данное защитное сооружение с учета.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что действия по осуществлению указанных в иске мер отнесены к компетенции федерального органа исполнительной власти, исполняющего правомочия собственника данного имущества (его территориальных органов), поэтому у ответчика ТУ Росимущества в Свердловской области имеется обязанность по осуществлению мер, направленных на восстановление данного объекта, являющегося защитным сооружением гражданской обороны, что будет в полной мере отвечать целям реализации основных задач в области гражданской обороны, а именно: предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Решение суда в части отказа в удовлетворении требований к ТУ Росимущества в Свердловской области и Росимуществу отменено, с принятием нового решения о возложении на ТУ Росимущества в Свердловской области обязанности устранить выявленные нарушения действующего законодательства, на Росимущество - обеспечить финансирование соответствующих мероприятий.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что защитное сооружение самовольно разрушено балансодержателем здания, судами не применены нормы статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не учтено преюдициальное значение решения Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2021 (дело N А60-8356/2021), которым установлен факт разрушения защитного сооружения по вине ОАО "Ачитагрохимсервис", были предметом оценки суда апелляционной инстанции.
Указанные обстоятельства не признаны судом апелляционной инстанции достаточным основанием для отказа в возложении обязанности по принятию мер, направленных на сохранение защитного сооружения; судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда, руководствуясь пунктами 3.2.1, 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 N 583, абзацем 4 статьи 7 Федерального закона "О гражданской обороне", пунктами 2, 8 и 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, отметила обязанность ответчика - ТУ Росимущества в Свердловской области - по принятию мер, направленных на сохранение защитного сооружения. Соответствующие выводы суда первой инстанции признаны несостоятельными.
Указание в кассационной жалобе на возбуждение ответчиком процедуры списания спорного защитного сооружения не может повлечь отмену апелляционного определения, поскольку на момент вынесения обжалуемого судебного акта данная процедура завершена не была, статус защитного сооружения гражданской обороны с противорадиационного укрытия в соответствии с требованиями пункта 2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны снят не был.
Иные доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судом апелляционной инстанции обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции при вынесении оспариваемого решения правильно определилнормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дал обстоятельный анализ позиции, на которой основывали стороны свои требования в судах первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции считает, что апелляционное определение принято с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08.02.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.