Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Селиверстовой И.В. и Щербаковой Н.В, при секретаре Молотиевской В.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-77/2021 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго") о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 декабря 2020 г. N 78-э/4 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области", от 30 декабря 2020 г. N 78-э/5 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2021 год", по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" на решение Ивановского областного суда от 29 декабря 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Щербаковой Н.В, пояснения представителей Публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" по доверенностям ФИО4, ФИО5, ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области ФИО7, заинтересованного лица ПАО "МРСК Центра и Приволжья" ФИО8, ФИО9, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент, орган регулирования) от 30 декабря 2020 г. N 78-э/4 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области" (далее - Постановление N 78-э/4) были установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области на 2021 год.
В таблице 1 приложения 2 к Постановлению N 78-э/4 приведен перечень сетевых организаций, необходимая валовая выручка (НВВ) которых без учета оплаты потерь учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации.
В строке 18 указанного перечня значится АО "ПСК", НВВ которого принята при расчете единых (котловых) тарифов в размере 110 699, 55 тыс. руб.
Постановлением Департамента от 30 декабря 2020 г. N 78-э/5 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2021 год" (далее - Постановление N 78-э/5) в том числе установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между парой сетевых организаций ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (3 августа 2021 г. переименовано в ПАО "Россети Центр и Приволжье") и АО "ПСК" в размере 2, 65002 руб./кВт·ч в первом полугодии и 2, 64949 руб. /кВт·ч во втором полугодии 2021 года в соответствии с приложением к указанному постановлению (строка 15).
Указанные постановления официально опубликованы в печатном издании "Ивановская газета" от 26 января 2021 г. N 4(6389).
ПАО "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго"), являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Ивановской области и применяющей единые (котловые) и индивидуальные тарифы, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании указанных постановлений недействующими с даты принятия в части установления в строке 18 таблицы 1 приложения 2 к Постановлению N 78-э/4 необходимой валовой выручки (НВВ) для АО "ПСК" в размере 110 699, 55 тыс. рублей и установления в приложении к Постановлению N 78-э/5 индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ПАО "МРСК Центра и Приволжья" и АО "ПСК", мотивируя тем, что регулятор в отсутствии правовых оснований и с нарушением установленной процедуры признал АО "ПСК" соответствующим Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 (далее - Критерии ТСО), предусматривающим владение ТСО на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи, расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта РФ, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Не соответствие АО "ПСК" пункту 2 Критериев ТСО, по мнению административного истца, подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 6 ноября 2020 г. по делу N, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 2 июня 2021 г. и постановлением суда кассационной инстанции от 24 сентября 2021 г, в соответствии с которыми признано отсутствующим право собственности АО "ПСК" на объект - линию электропередачи ВЛ 110 кВ с кадастровым номером N, который зарегистрирован за ПАО "МРСК Центра и Приволжья" как ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 2 и ВЛ Минеевская, в последующем в результате реконструкции зарегистрирована отдельными учетными участками.
Судебными актами по указанному делу установлено, что АО "ПСК" не являлось законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, необходимых для соответствия Критериям ТСО. Как следствие, орган регулирования неправомерно учитывал необходимую валовую выручку (НВВ) АО "ПСК" в общей НВВ региона при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, а также необоснованно установилдля АО "ПСК" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в качестве пары смежных сетевых организаций индивидуальный тариф для осуществления взаиморасчетов за услуги по передаче электрической энергии, что нарушает права административного истца, обязанного оплачивать услуги организации, не обладающей законными основаниями для признания территориальной сетевой организацией и не имеющей право осуществлять регулируемый вид деятельности.
ПАО "Россети Центр и Приволжье" в составе материалов тарифного дела на 2021 год направило в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области реестр свидетельств о государственной регистрации прав на имущество, в котором указано свидетельство о праве собственности от4 июля 2008 г. N на электросетевой комплекс "Фурманов-1", в состав которого входят ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 1 и ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 2 от подстанции "Иваново 220". При расчете единых (котловых) и индивидуальных тарифов на 2021 год вышеуказанные объекты из общего состава условных единиц не исключались и учтены при расчете необходимой валовой выручки ПАО "Россети Центр и Приволжье". Вместе с тем расходы на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" по точкам поставки электрической энергии: ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 2 в составе НВВ ПАО "Россети Центр и Приволжье" Департаментом не учитывались, а в нарушение пункта 7 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, Правил регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и пункта 47 Методических указаний N 20-э/2 необоснованно включены в состав НВВ АО "ПСК".
Ввиду уклонения АО "ПСК" от исполнения тарифно-балансового решения Департамента за период с 2015 по 2020 годы, ПАО "ФСК ЕЭС" было вынуждено неоднократно обращаться в Арбитражный суд города Москвы с требованием о взыскании денежных средств за оказанные услуги по передаче электрической энергии. С учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу N Арбитражный суд города Москвы отменил по вновь открывшимся обстоятельствам вынесенные решения о взыскании с АО "ПСК" задолженности, при новом рассмотрении к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено ПАО "Россети Центр и Приволжье", с которого производится взыскание в пользу ПАО "ФСК ЕЭС". Со стороны ПАО "ФСК ЕЭС" в адрес административного истца выставлены претензии об оплате оказанных услуг с 2015 года в отношении точек поставки ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 1 и ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 2.
Кроме того, административный истец полагает, что Департамент допустил двойной учет неподконтрольных расходов ПАО "Россети Центр и Приволжье" и АО "ПСК" в отношении одних и тех же объектов электросетевого хозяйства: воздушной линии электропередачи ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 2, зарегистрированной за ПАО "Россети Центр и Приволжье", и линии электропередачи ВЛ 110 кВ, зарегистрированной за АО "ПСК", при расчете как НВВ ПАО "Россети Центра и Приволжье", так и НВВ АО "ПСК", следовательно, НВВ по региону, участвующая в установлении единых (котловых) тарифов и тарифов для конечных потребителей, необоснованно завышена.
Так, при установлении индивидуальных тарифов для АО "ПСК" Департаментом необоснованно по одним и тем же объектам (ВЛ 110 кВ Фурманов 1 и ВЛ 110 кВ Фурманов 2) в НВВ АО "ПКС" на 2021 г. учтены расходы по статье "Налоги" и "Амортизация", которые также отдельно учтены при исчислении НВВ ПАО "Россети Центр и Приволжье" на 2021 год.
Департамент, по мнению административного истца, не организовал при установлении спорных тарифов проведение надлежащей экспертизы экономической обоснованности заявленных АО "ПСК" расходов, двойной учет результатов деятельности ПАО "Россети Центр и Приволжье" и АО "ПСК", осуществляющих регулируемые виды деятельности, в отношении одних и тех же объектов, не исключил из расчета НВВ АО "ПСК" экономически необоснованные расходы, а также произвел ненадлежащий анализ соответствия АО "ПСК" Критериям ТСО.
Решением Ивановского областного суда от 29 декабря 2021 года административные исковые требования ПАО "Россети Центр и Приволжье" оставлены без удовлетворения.
ПАО "Россети Центр и Приволжье" не согласилось с решением суда, полагало его принятым с неверным применением норм материального права, представило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, требования административного истца удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит свою позицию, выраженную в суде первой инстанции, и полагает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что при установлении оспариваемого тарифа, тарифным органом ненадлежащим образом был проведен анализ представленных АО "ПСК" документов в обоснование состава принадлежащих электросетевых объектов. АО "ПСК" не соответствовало пункту 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184, заявив факт принадлежности линии электропередач, собственником которой являлся административный истец.
При проверке оспариваемого нормативного правового акта, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание решение Арбитражного суда Ивановской области по делу N, которое имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела и может являться основанием для пересмотра ранее установленного тарифа.
При установлении спорных тарифов, по мнению заявителя, имел место двойной учет оспариваемого имущества, неверный расчет НВВ, что повлекло нарушение прав и законных интересов как истца, так и иных участников правоотношений.
Не согласился заявитель и с выводами суда о добросовестности АО "ПСК" в ходе тарифного регулирования.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области, АО "ПСК", прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
В соответствии с подпунктами 55, 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Ивановской области в силу подпункта 3.1.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года N 577-п, является названный Департамент.
Принятие оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования, участвующими в деле лицами не оспаривается.
Из материалов дела следует, что АО "ПСК" отнесено тарифным органом к субъектам правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку является сетевой организацией, владеющей на законном основании объектами электросетевого хозяйства, через которые осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей. Общество осуществляет регулируемую деятельность по передаче электрической энергии.
Оспариваемыми нормативными правовыми актами осуществлена корректировка НВВ на 2021 год - очередной (второй) год долгосрочного регулирования 2020-2022 гг. Расчет НВВ на 2021 год регулирования произведен методом долгосрочной индексации НВВ.
Проверяя доводы административного истца о необоснованном отнесении АО "ПСК" к субъектам правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе территориальные сетевые организации - коммерческие организации, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и соответствующие утвержденным Правительством Российской Федерации Критериям.
Аналогичное определение сетевых организация приведено в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.
В силу пункта 24 Правил регулирования основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 (далее по тексту - Критерии ТСО).
К названным критериям относятся, в том числе владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА (пункт 1 Критериев); владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 названных критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи (пункт 2 Критериев).
В силу пункта 12 Правил регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В пункте 17 Правил регулирования указано, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают, в том числе, следующие обосновывающие материалы:
- документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты) (подпункт 13);
- утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (подпункт 16).
В соответствии с пунктом 22 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (пункт 23 Правил регулирования).
4 июня 2020 г. АО "ПСК" направило в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области заявление об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
Заявление содержало в том числе:
пояснительную записку к расчетам НВВ на передачу электрической энергии и мощности по сетям АО "ПСК" на 2021 год (приложение N4);
копии налоговых деклараций (приложение N17, 19, 20, 21);
информацию об объектах основных средств, участвующих в производстве и передаче электрической энергии (приложение N26);
расходы ПСК по статье "Работы и услуги производственного характера" за 2019 год (приложение N28);
копии правоустанавливающих документов на ВЛ-110 кВ (приложение N52);
копии правоустанавливающих документов на электросетевой комплекс КРАНЭКС (приложение N53);
копию свидетельства о регистрации на ПС-110 (приложение N58).
В перечне объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности АО "ПСК", под номером 2 указана Линия электропередачи ВЛ-110 кВ, расположенная по адресу: "адрес", территория ОАО "Машиностроительная компания "Кранэкс" протяженностью 16340 м, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27 декабря 2017 г.
23 июня 2020 г. Департаментом открыто дело об установлении тарифов.
1 ноября 2020 г. на основании представленных материалов Департамент энергетики и тарифов Ивановской области опубликовал на официальном сайте информацию о сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, включив в перечень территориальных сетевых организаций (далее по тексту ТСО) АО "ПСК".
28 октября 2020 г. и 30 декабря 2020 г. экспертной группой Департамента энергетики и тарифов Ивановской области оформлены экспертные заключения по корректировке необходимой валовой выручки АО "ПСК" на очередной (второй) год долгосрочного периода регулирования - 2021 год, принимаемой в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по Ивановской области на 2021 г, а также принимаемой при установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования деятельности АО "ПСК" на 2020-2022 гг, а также по расчету индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов АО "ПСК" со смежными территориальными сетевыми организациями на 2021 год и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ивановской области на 2021 год, положенные в основу оспариваемых нормативных правовых актов.
Расчет индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для АО "ПСК" на 2021 год произведен экспертной группой с календарной разбивкой: на период с 1.01.2021 по 30.06.2021 и на период с 1.07.2021 по 31.12.2021.
На странице 3 экспертного заключения по корректировке НВВ АО "ПСК" от 28 октября 2020 г. указаны основания, по которым Департамент пришёл к выводу о соответствии АО "ПСК" Критериям ТСО, в том числе, владение на праве собственности на срок не мене долгосрочного периода регулирования трансформаторными подстанциями, сумма номинальной мощности которых составляет 52, 38 МВА, и линиями электропередачи, имеющих непосредственное соединение с трансформаторными подстанциями, сумма протяженности по трассе которых составляет не менее 15 км, не менее 2 номинальных классов напряжения:
на высоком уровне напряжения (110 кВ и выше) - 16, 34 км;
на среднем уровне напряжения (от 1 кВ до 20 кВ) - 3, 169 км;
на низком уровне напряжения (ниже 1 кВ) - 0, 357 км.
На основании представленных материалов в рамках рассмотрения тарифного дела АО "ПСК" на 2021 год Департамент определилсоответствие АО "ПСК" пунктам 1, 2 Критериев, поскольку ТСО владело на праве собственности:
- ПС 110/6-6 кВ (свидетельство о государственной регистрации права от 26.12.2012, кадастровый номер N), трансформаторная мощность которой составляет 50 МВА, а также рядом трансформаторных подстанций 6/0, 4 кВ;
- линией электропередачи ВЛ-110 кВ протяженностью 16, 34 км (выписка из ЕГРН от 27.12.2017, кадастровый номер N);
- линиями электропередачи 6 кВ и 0, 4 кВ, общей протяженностью 11, 054 км (выписка из ЕГРН от 28.07.2017, кадастровый номер N).
При определении соответствия АО "ПСК" Критериям ТСО Департамент учитывал протяженность линий электропередачи 6 кВ в размере 3, 169 км и 0, 4 кВ - 0, 357 км, поскольку согласно однолинейной схеме электроснабжения АО "ПСК" имеются резервные участки линий электропередачи и линии, не участвующие в передаче электрической энергии конечным потребителям (третьим лицам). Все вышеуказанные линии электропередачи имеют соединение с трансформаторными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО.
Дав оценку представленным доказательствам, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что Департамент обоснованно признал АО "ПСК", отвечающим пунктам 1, 2 Критериев.
Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не находит.
Как верно указал суд первой инстанции, наличие на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов не вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области от 6 ноября 2020 г. по делу N, которым признано отсутствующим право собственности АО "ПСК" на часть объекта недвижимости - Линию электропередачи ВЛ-110 кВ с кадастровым номером N, правового значения не имело, не могло являться основанием для отказа в признании владельца данного объекта, не соответствующим Критериям.
Указанное решение Арбитражного суда Ивановской области, которым признано отсутствующим право собственности АО "ПСК" на часть объекта недвижимости - Линию электропередачи ВЛ-110 кВ с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", территория ОАО "Машиностроительная компания "Кранэкс", а именно от опоры N до опоры N (включительно), вступило в законную силу 2 июня 2021 г, могло быть принято во внимание при тарифном регулировании на 2022 год.
Доводы административного истца об отсутствии в материалах тарифного дела АО "ПСК" документов, подтверждающих право собственности в отношении ВЛ 110 кВ "Иваново-Фурманов-1" и ВЛ 110 кВ "Иваново-Фурманов-2", о которых имеется упоминание в части документов в составе тарифной заявки АО "ПСК", являются несостоятельными.
Как установлено Арбитражным судом Ивановской области по административному делу N Линия электропередачи ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 2 (ПАО "Россети Центр и Приволжье") и Линия электропередачи 110 кВ (АО "ПСК") - это тождественный объект. На момент принятия оспариваемых тарифных решений у обеих организаций - как у филиала "Ивэнерго", так и у АО "ПСК", имелись действующие записи в ЕГРН о праве собственности на недвижимое имущество, достаточное для отнесения к территориальным сетевым организациям. Вместе с тем как в бухгалтерском учете у филиала "Ивэнерго" и АО "ПСК", так и в записях в Едином государственном реестре недвижимости на момент принятия тарифных решений эти объекты не являлись полностью идентичными, причем данная оспоренная часть участка ВЛ 110 кВ от ПС 220/110/10 "Ивановская-220", зарегистрированная ранее за АО "ПСК" как отдельный объект недвижимости с кадастровым номером N, у филиала "Ивэнерго", как было установлено судом, входит в состав Электросетевого комплекса "Фурманов-1", а конкретно в состав ВЛ 110 кВ Иваново-220 - Фурманов 1 и ВЛ 110 кВ Иваново-220 - Фурманов 2.
В рамках тарифной заявки АО "ПСК" в отношении линии электропередачи ВЛ 110 кВ с кадастровым номером N протяженностью 16 340 м в Департамент была представлена выписка из ЕГРН от 27 декабря 2017 г. Изменения в ЕГРН в части протяженности линии электропередачи (260 метров) внесены 27 декабря 2021 г.
Доводы административного истца о необходимости пересмотра Департаментом тарифных решений по вступлению решения Арбитражного суда Ивановской области в законную силу, то есть до окончания текущего расчетного периода регулирования, основаны на неверном толковании положений пункта 7 Основ ценообразования, пунктов 24, 33 (1) Правил N 1178. Как верно указал суд первой инстанции, пересмотр тарифных решений возможен только на основании решения суда о признании недействующим решения регулирующего органа об установлении тарифа. Между тем, подобных решений не принималось. Сам по себе факт вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области основанием для прекращения с этого момента действия или пересмотра действующих в отношении АО "ПСК" тарифов не является, поскольку оценка соответствия регулируемой организации Критериям ТСО производится в ходе тарифной кампании.
Несостоятельными являются и доводы ПАО "Россети Центр и Приволжье" о том, что расходы на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" по спорным точкам поставки на ПС "Иваново-220 кВ" неправомерно были учтены в составе необходимой валовой выручки АО "ПСК", а не ПАО "Россети Центр и Приволжье", поскольку определенный Департаментом порядок поступления электрической энергии в сети АО "ПСК" противоречит решению Арбитражного суда Ивановской области по делу N, в соответствии с которым электроэнергия в объекты электросетевого хозяйства АО "ПСК" поступает из сетей ПАО "Россети Центр и Приволжье".
Как верно указал суд первой инстанции, основанием для принятия спорных тарифных решений послужили сведения, предоставленные регулируемой организацией АО "ПСК".
Так, согласно пункту 2.5 экспертного заключения от 28 октября 2020 г. Департамент определилсумму расходов на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС", включенных в НВВ АО "ПСК" на 2021, которая составила 96 107, 01 тыс. руб, и установилследующий порядок поступления электрической энергии в сети АО "ПСК": поступление электроэнергии в сети АО "ПСК" осуществляется из сетей ПАО "ФСК ЕЭС" и ПАО "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго"); электроэнергия из сетей ПАО "ФСК ЕЭС" проходит по сетям АО "ПСК" и без трансформации уходит в сети ПАО "Россети Центр и Приволжье", а собственное потребление АО "ПСК" осуществляется от другой подстанции 110 кВ "Ивановская 7", принадлежащей ПАО "Россети Центр и Приволжье".
В обоснование порядка поступления электрической энергии в сети АО "ПСК" в материалы тарифного дела АО "ПСК" был представлен договор от 1 апреля 2015 г. N, заключенный между АО "ПСК" и ПАО "ФСК ЕЭС", акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 29 мая 2014 г. N.
Договора между ПАО "Россети Центр и Приволжья" и ПАО "ФСК ЕЭС" об оказании услуг по передаче электрической энергии по спорным точкам поставки отсутствовали.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания экономически необоснованными расходов АО "ПСК" на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" не усматривалось.
Вопреки доводам апелляционной жалобы решения Арбитражного суда города Москвы по административным делам N, N, N, N, N, N, N, N о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии преюдиции при рассмотрении настоящего дела не создают.
С учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области от 6 ноября 2020 г. на плановый период 2022 г. расходы на оплату услуг ФСК "ЕЭС" не включены в НВВ АО "ПСК", вследствие чего постановлением Департамента от 12 ноября 2021 г. N 49-э/1 внесены изменения в приложение 2 к постановлению Департамента от 27 декабря 2019 г. N 61-э/2, в соответствие с которыми НВВ АО "ПСК" на 2022 г. установлена в размере 12 223, 66 тыс. руб. вместо ранее принятой 113 840, 30 тыс. руб.
Не нашли своего подтверждения и доводы ПАО "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго") о двойном учете неподконтрольных расходов (амортизации, налога на имущество, налога на землю (арендной платы)) в НВВ как ПАО "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго"), так и АО "ПСК" в отношении одного и того же объекта (части участка ВЛ 110 кВ от ПС 220/110/10 "Ивановская-220") при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2021 год.
Как установлено судом первой инстанции и следует из экспертного заключения от 28 октября 2020 г. расходы АО "ПСК" по статье "Амортизация основных средств" на 2021 г. приняты исходя из перечня имущества, относящегося к линиям электропередачи, и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, за 2019 г. в соответствии с заявлением организации в общем размере 1 996, 40 тыс. руб. и с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования.
Согласно представленной в материалы тарифного дела информации об объектах основных средств АО "ПСК", участвующих в производстве и передаче электроэнергии за 2019 год, общая стоимость объектов составляет 142 651 026, 24 руб, общая сумма амортизации объектов составляет 1 996 434 руб.
В пункте 34 данной информации указана Линия электропередач ЛЭП 110 кВ с инвентарным номером N, сумма амортизации по которой составляет 1 050 119, 76 руб, исходя из первоначальной стоимости сооружения 52 505 985, 60 руб.
В свою очередь расходы по налогу на имущество АО "ПСК" учтены в НВВ в общем размере 614, 60 тыс. руб, исходя из фактически уплаченного налога на имущество за 2019 год, и складываются из сведений, отраженных в представленных АО "ПСК" декларациях, на сумму 278 834 тыс. руб. и 335 768 тыс. руб. (в отношении Линии электропередачи 110 кВ с кадастровым номером N).
В состав общей суммы расходов на амортизацию на 2021 год (257 302, 02 тыс. руб.) в НВВ ПАО "Россети Центр и Приволжье" включены расходы на амортизацию в отношении ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 2 (инвентарные номера бухгалтерского учета N, N N); на уплату налога на имущества Департаментом учтено 52 314, 28 тыс. руб. на уровне фактических расходов 2019 г. с учетом среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества на 2019 г. в соответствии с данными налоговой декларации по налогу на имущество, в состав которого также вошли ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново - Фурманов 2.
В отношении спорного участка сети и у филиала "Ивэнерго", и у АО "ПСК" имелись действующие записи в ЕГРН о праве собственности на недвижимое имущество. Указанное имущество значилось в бухгалтерском учете организаций под самостоятельными инвентарными номерами, в отношении указанного имущества начислялась амортизация, уплачивался налог на имущество. Таким образом, на момент принятия спорных тарифных решений идентичных объектов учета, позволяющих говорить о двойном учете неподконтрольных расходов, не имелось.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что установленное оспариваемыми постановлениями Департамента нормативное регулирование не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, экономические интересы административного истца не нарушает, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
При рассмотрении дела судом первой инстанции всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана правильная юридическая оценка.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанции, получили соответствующую оценку, правомерность которой сомнений не вызывает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивановского областного суда от 29 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" - без удовлетворения.
Определение суда вступает в законную силу с момента его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.