Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-741/2021 по административному исковому заявлению Зайцева Владимира Михайловича, Яблочкиной Натальи Леонидовны о признании недействующим решения Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 26 ноября 2018 года N 128/56 "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории городского округа Власиха Московской области"
по апелляционной жалобе Яблочкиной Натальи Леонидовны на решение Московского областного суда от 2 сентября 2021 года, которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, объяснения Яблочкиной Н.Л, Зайцева В.М, представителя Совета депутатов городского округа Власиха Московской области, администрации городского округа Власиха Ворониной М.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Половниковой А.А, судебная коллегия
установила:
26 ноября 2018 года Советом депутатов городского округа Власиха Московской области принято решение N 128/56 " Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений, которые на их общем собраний не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории городского округа Власиха Московской области" (далее - Решение N 128/56, оспариваемое Решение), которое 26 ноября 2018 года размещено на официальном сайте городского округа Власиха Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и 28 ноября 2018 года опубликовано в общественно-политической газете городского округа Власиха Московской области "Вести Власихи" N 16.
Зайцев Владимир Михайлович и Яблочкина Наталья Леонидовна (далее также - административные истцы), являясь жителями городского округа Власиха Московской области, обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия Решения N 128/56, указывая, что данное оспариваемое Решение содержит правовые нормы нарушающие предельный размер платы за содержание жилого помещения, установленный распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22 октября 2018 года N 249-РВ "О внесении изменения в распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 30 октября 2015 года N 255-РВ "Об утверждении стандартов по управлению Многоквартирными домами в Московской области" (далее - Распоряжение N 249-РВ) в части платы за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и крупногабаритным мусором с 1 января 2019 года; при принятии оспариваемого Решения отсутствовало финансово-экономическое обоснование; в пояснительной записке к проекту отсутствовал прогноз социально-экономических и иных последствий в связи с принятием решения; ссылаясь на часть 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", указывают, что оспариваемое решение фактически касается изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, что не может быть произведено в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Решением Московского областного суда от 2 сентября 2021 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Яблочкина Н.Л. просит об отмене решение суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований, указывая, что решение является незаконным и необоснованным, судом дана неверная оценка доказательствам, исходя из правового смысла пункта 3 статьи 156 и пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации; полагает, что оспариваемым Решением произвольно завышен с 1 января 2019 года размер платы за обращение с твёрдыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, в отсутствие правового акта, увеличивающего плату по сбору, транспортировке и утилизации отходов на 1, 61 рубля; судом оставлены без внимания доводы административных истцов о том, что исключению подлежали реальные расходы управляющей организации на услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в 2018 году по каждому многоквартирному дому.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Советом депутатов городского округа Власиха Московской области, администрацией городского округа Власиха, главой администрации городского округа Власиха и прокуратурой Московской области представлены возражения.
В судебном заседании административные истцы доводы апелляционной жалобы Яблочкиной Н.Л. поддержали.
Представитель Совета депутатов городского округа Власиха Московской области и администрации городского округа Власиха просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 150, 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Отношения в сфере внесения платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 4, часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу требований части 1 статьи 153, части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой входит также плата за содержание жилого помещения.
В силу части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 данного кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учётом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учётом методических рекомендаций, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года N 213/пр в рамках полномочий, предоставленных органу государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, утверждены Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы (далее - Методические рекомендации).
Таким образом, в случае отсутствия решения по вопросу определения размера платы за содержание жилого помещения, в том числе если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, орган местного самоуправления устанавливает размер платы за содержание жилого помещения с учётом методических рекомендаций.
Согласно пункту 3.2 Методических рекомендаций определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из правил оказания услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 (далее - Минимальный перечень), без включения в неё платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домов посредством расчёта среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утверждённых исходя из Минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчёта (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг (далее - среднее значение размеров платы) (пункт 3.3 Методических рекомендаций).
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области 30 октября 2015 года издано распоряжение N 255-РВ "Об утверждении стандартов по управлению многоквартирными домами в Московской области" (далее - Распоряжение N 255-РВ), в том числе по предельному (максимальному) размеру платы за содержание жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома (руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц) (приложение N 2), куда также включён сбор, транспортировка и утилизация (утилизация, обезвреживание и захоронение) твёрдых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в размере 3, 18 рублей.
Распоряжением N 249-РВ в Распоряжение N 255-РВ внесены изменения, вступившие в силу 1 января 2018, приложение N 2 изложено в новой редакции, года, согласно которой предельный (максимальный) размер платы за содержание жилого помещения в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома (руб./кв.м общей площади жилого помещения в месяц), включающий сбор, транспортировку и утилизацию (утилизацию, обезвреживание и захоронение) твёрдых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, составляет 4, 79 рублей.
Таким образом, стоимость услуги по сбору, транспортировке и утилизации (утилизации, обезвреживанию и захоронению) твёрдых бытовых отходов и крупногабаритного мусора Распоряжением N 255-РВ (в редакции Распоряжения N 249-РВ) увеличен с 1 января 2018 года на 1, 61 рубль.
В силу части 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно части 8.1 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твёрдых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчёт этого размера платы.
Таким образом, в связи с переходом на систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами, при которой обращение с отходами осуществляется по договорам с региональными операторами, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны исключить из размера платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твёрдых коммунальных отходов. Изменение размера платы происходит с месяца, в котором потребителям начинается предоставление региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. При этом исключение данной платы из платы за содержание жилого помещения и включение её в состав платы за коммунальные услуги не требует принятия решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, пунктом 8.1 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ, Распоряжением N 255-PB в редакции, действующей на дату принятия нормативного правового акта, принято Решение N 128/56, вступившее в силу 1 января 2019 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемое Решение принято Советом депутатов городского округа Власиха Московской области в строгом соответствии с полномочиями и компетенцией представительного органа муниципального образования, требованиями, предъявляемыми к форме и виду, правилами введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта, не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Административный истцы, оспаривая Решение N 128/56, ссылаются на пункт 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", согласно которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Так пунктом 1 Решения N 128/56 утверждён "Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории городского округа Власиха Московской области" (приложение N 1) и "Список многоквартирных жилых домов, с указанием установленного размера платы за содержание жилого помещения, в зависимости от уровня благоустройства" (приложение N 2).
При этом, размер платы за содержание жилого помещения дифференцирован в зависимости от вида благоустройства жилого фонда исходя из среднего значения размеров платы в соответствии с Методическими рекомендациями.
Исходя из пункта 2 оспариваемого Решения, законодатель муниципального образования отмечает, что: стоимость услуг по сбору, транспортировке и утилизации (утилизация, обезвреживание и захоронение) твёрдых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с 1 января 2019 года увеличена на 1, 61 руб./кв.м и исключена из платы за содержание жилого помещения в размере 4, 79 руб./кв.м в связи с включением в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (подпункт 2.1); тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Московской области утверждены постановлением Правительства Московской области от 2 октября 2018 года N 690/34 "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Московской области" (подпункт 2.2.).
Судебная коллегия, анализируя содержание оспариваемого Решения, в том числе в указанной части, приходит к выводу, что с 1 января 2019 года услуга по сбору, транспортировке и утилизации (утилизация, обезвреживание и захоронение) твёрдых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, стоимость которой увеличена на 1, 61 рубля и составляет 4, 79 рублей, включается в состав платы за коммунальные услуги и отражается в платёжном документе отдельной строкой, в связи с чем исключается из платы за содержание жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что оспариваемое решение в нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации принято в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются несостоятельными, поскольку при исключении стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твёрдых коммунальных отходов из платы за содержание жилого помещения и включение её в состав платы за коммунальные услуги не требуется принятия решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, о чём прямо указано в части 8.1 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что оспариваемое Решение изменяет плату за содержание жилого помещения без учёта распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 22 октября 2018 года N 249-РВ являются ошибочными, поскольку стоимость услуги по сбору, транспортировке и утилизации (утилизация, обезвреживание и захоронение) твёрдых бытовых отходов и крупногабаритного мусора установлена иным нормативным правовым актом, который административными истцами в рамках данного делам не оспаривается, следовательно, и превышение полномочий законодательного органа при принятии указанного решения не установлено.
Поскольку реализация Решения N 128/56 не требует дополнительных материальных и иных затрат, не предоставление при принятии оспариваемого Решения финансово-экономического обоснования не является нарушением законодательства, имеющего большую юридическую силу.
В целом доводы жалобы аналогичны заявленным в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой нельзя не согласиться, кроме того они не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся к несогласию с установленными по делу фактическими обстоятельствами и направлены на их переоценку.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится.
Решение Московского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яблочкиной Натальи Леонидовны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.