Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей: Селиверстовой И.В. и Константиновой Ю.П, при секретаре Жанабергеновой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-663/2021 по административному исковому заявлению Деева Ильи Владимировича, межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" к Совету депутатов городского округа Люберцы, администрации городского округа Люберцы о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов муниципального образования городского округа Люберцы Московской области от 16 декабря 2020 года N403/57 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам: дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский" по апелляционным жалобам Деева Ильи Владимировича, межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" на решение Московского областного суда от 17 ноября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых заявлений.
Заслушав доклад судьи Константиновой Ю.П, объяснения представителей Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области Семионичева А.С, Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области Слободянской Н.И, Совета депутатов и Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области Анохина О.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Бобылевой О.А,
УСТАНОВИЛА:
Деев И.В. обратился в Московский областной суд с административным иском к Совету депутатов и Администрации городского округа Люберцы Московской области о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов муниципального образования городского округа Люберцы Московской области от 16 декабря 2020 года N403/57 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам: дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский".
В обоснование административного иска указал, что в соответствии с условиями инвестиционного контракта от 20 октября 2014 года, сторонами которого являются Администрация муниципального образования - городской округ Люберцы Московской области, АО " "данные изъяты"" и застройщик ООО " "данные изъяты"", в ЖК " "данные изъяты"" предусмотрено строительство общеобразовательной школы на 700 мест. В соответствии с документацией по планировке территории размещение объекта предусмотрено на земельном участке площадью 28 435 кв.м, с кадастровым номером 50:22:0060704:551. ЖК " "данные изъяты"" вводится Администрацией городского округа Люберцы в эксплуатацию без построенной школы, в связи с чем администрацией принято решение о размещении общеобразовательной организации на земельных участках с кадастровыми номерами N (для размещения здания школы), площадью 0, 7 га и N, площадью 4, 12 га (для размещения спортивного ядра), относящегося к землям государственного лесного фонда Виноградовского лесничества Малаховского участкового лесничества (квартал 61, выделы 1, 4, 5, 6, 7, 18, 19, целевое назначение - защитные леса). В нормативном акте отражена необходимость вырубки защитного леса; в зоне Р1 предусмотрено строительство объекта без указания его назначения и местоположения.
16 декабря 2020 года (на следующий день после направления Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области в адрес председателя Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области доработанного проекта внесения изменений в генеральный план городского округа Люберцы Московской области) Совет депутатов принял решение "О внесении изменений в Генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам: дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский".
На общественных обсуждениях был представлен Проект внесения изменений в Генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский, разработанный Государственным автономным предприятием Московской области "Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства" (ГАУ МО "НИиПИ градостроительства") на основании государственного задания от 27 мая 2019 года в рамках выполнения работ в составе мероприятий Государственной программы Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2017-2024 годы".
Согласно данному проекту строительство школы было включено в раздел 3.2.2 Параметры планируемого развития зон общественного назначения, размещение школы предполагалось в зоне специализированной общественной застройки - О2, наряду с другими общеобразовательными учреждениями.
В нарушение статей 24, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) ответчик незаконно и без проведения общественных обсуждений включил в измененный Генеральный план положения о расположении школы в рекреационной зоне Р1.1.
Фактически решением Совета Депутатов от 16 декабря 2020 года утверждены иные изменения, вносимые в Генеральный план, отличные от проекта, который был представлен на общественные обсуждения в июле-августе 2020 года, так как утвержден проект, изготовленный в сентябре 2020 года, содержащий в себе множество разделов, помимо создания рекреационных зон. Протокол общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам: дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский N 10 датирован 20 августа 2020 года. Таким образом "Проект внесения изменений в генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский" на основании государственного задания от N 8340003 (версия N 3), в котором появились новые зоны, незаконно включившие в себя школу, жителями и иными заинтересованными лицами не изучался, на него не представлялись замечания в установленном порядке. Администрация не образовала новую рекреационную зону, а разместила в ней объект образования, не подлежащий размещению в данной зоне. Общественные обсуждения или публичные слушания по Проекту внесения изменений в Генеральный план, утвержденному решением Совета депутатов, не проводились.
Межрегиональная общественная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" (далее - МОБО "ОЗПП и ООС "ПРИНЦИПЪ") обратилась в суд с административным иском к Совету депутатов и Администрации городского округа Люберцы Московской области о признании недействующим решения Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области от 16 декабря 2020 года N 403/57 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам: дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский", в обоснование требований указав, что жители дачного поселка Красково обратились в организацию с просьбой о защите их прав и законных интересов, в связи с включением оспариваемым решением территории лесного массива вблизи дачного поселка Красково в состав городского округа с целью застройки, в том числе на основании ранее оспоренного административным истцом приказа Комитета лесного хозяйства. Данный приказ Комитета лесного хозяйства принят в отсутствие правовых обоснований для его издания (решений о размещении объекта местного значения на тот момент принято не было), в связи с чем не может служить основанием для внесения изменений в Генеральный план. Городской округ Люберцы относится к числу наиболее экологически неблагополучных территорий Московской области. Между ухудшением здоровья, увеличением смертности россиян и негативным состоянием природного комплекса, в связи с уплотнением застройки и уменьшением экологически эффективных площадей, выявлена прямая взаимосвязь.
Ссылаясь на положения статей 40, 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", административный истец просил иск удовлетворить.
Определением Московского областного суда от 31 мая 2021 года административные иски объединены в одно производство.
Решением Московского областного суда от 17 ноября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
На решение суда административными истцами МОБО "ОЗПП и ООС "ПРИНЦИПЪ" и Деевым И.В. поданы апелляционные жалобы с просьбой об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В своей апелляционной жалобе МОБО "ОЗПП и ООС "ПРИНЦИПЪ" приводит доводы о нарушении норм материального права, допущенном при вынесении обжалуемого судебного решения, поскольку при включении вышеуказанного лесного массива в границы населенного пункта городского округа Люберцы Московской области не обеспечен надлежащий учет данного природного объекта, не ограничена градостроительная и хозяйственная деятельность на нем; оспариваемый нормативный акт составлен и принят без расчета воздействия на лесной массив вблизи дачного поселка Красково и компенсации вреда окружающей среде в ходе планируемой застройки. Отнесение леса к зоне Р 1.1 не является мерой защиты экологических прав граждан. Отсутствие в оспариваемой редакции Генерального плана данных об изменении площади лесного фонда городского округа Люберцы в результате застройки территории Р 1.1 свидетельствует о признании равными по природоохранной ценности застроенной территории и массива лесных насаждений, что также не обеспечивает охрану экологических прав граждан. Кроме того, рассмотрение административного дела состоялось в отсутствие административного истца Деева И.В. и представителей административных ответчиков, явку которых надлежало признать обязательной.
В апелляционной жалобе Деев И.В. просит вынесенное по административному делу решение отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований, признав недействующим с даты принятия решение Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 16 декабря 2020 года N403/57 в части утверждения положений:
- раздела 1.1 "Планируемые объекты капитального строительства, необходимые для осуществления полномочий органов местного самоуправления" в части абзаца 7: дачный поселок Красково, в районе КСЗ, общеобразовательная школа, территория 4, 89 га, емкость 750, первая очередь 2025 год);
- пункта 5 раздела 3.2 "Планируемое функциональное зонирование территории" в части абзаца 3: "Зона Р 1.1. предусматривает размещение объектов образования: дошкольное, начальное и среднее общее образование с организацией зоны отдыха (рекреации);
- абзаца 2 раздела 3.2.5. "Параметры планируемого развития зон рекреационного назначения": Зона размещения объектов образования и отдыха Р 1.1, дачный поселок Красково, новое строительство, площадь зоны 4, 89 га, параметры определить в соответствии с РНГП МО или документацией по планировке территории, общеобразовательная организация;
- пункта 5.2 раздела 5 "Функционально-планировочный баланс территории дачного поселка Красково и рабочего поселка Октябрьский": Зона размещения объектов образования и отдыха (Р 1.1.), площадь 4, 89 га.
Среди доводов апелляционной жалобы ссылается на нарушение норм материального права при принятии судом решения, поскольку не учтено, что в нарушение требований статьи 35 ГрК РФ оспариваемый нормативный акт допускает размещение общеобразовательного учреждения в составе зоны рекреационного назначения. При этом, общественные обсуждения в отношении "Проекта внесения изменений в генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский", подготовленного на основании государственного задания от 30 сентября 2020 года, не проводились и жители не могли внести свои замечания о незаконности размещения объектов строительства в рекреационной зоне, в том числе в части назначения размещаемых объектов образования (включая дошкольное) и параметров планируемого развития зон рекреационного назначения (раздел 3.2.5). Используя механизм упрощенного формирования рекреационной зоны, администрация городского округа создает условия для дальнейшей застройки населенного пункта Красково без согласования с его жителями, в связи с чем действиями административных ответчиков нарушены права административного истца на участие в общественных обсуждениях и подачу замечаний на проекты изменений в генеральный план городского округа.
На апелляционные жалобы участвующим в деле прокурором поданы письменные возражения, в которых указывается на несостоятельность доводов жалоб.
Административные истцы и представители Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Административный истец Деев И.В. просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела установлено, что решением Совета депутатов городского округа Люберцы от 2 октября 2019 года N 318/39 утвержден Генеральный план городского округа Люберцы Московской области.
В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования городского округа Люберцы Московской области от 16 декабря 2020 года N403/57 внесены изменения в Генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам: дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский, которыми в частности территория площадью 4, 89 га в границах населенного пункта вблизи дачного поселка Красково включена в функциональную зону рекреационного назначения и определены параметры ее планируемого развития (строительство общеобразовательной школы).
Административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку ссылаются на нарушение их прав, свобод и законных интересов в связи с утверждением изменений в Генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам: дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский.
Отношения, связанные с территориальным планированием, регламентируются положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, частям 1 и 4 статьи 7, части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ с 1 января 2015 года Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по подготовке генеральных планов городских округов, а также по внесению в них изменений, за исключением полномочий, предусмотренных частями 2 - 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Полномочия по обеспечению подготовки проектов генеральных планов в том числе городских округов Московской области, а также подготовки проектов внесения в них изменений и направление их на утверждение осуществляет Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области на основании Положения о названном органе, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 2 октября 2018 года N 689/35 (в редакции на момент принятия оспариваемого решения).
Исходя из положений Устава муниципального образования, принятого решением Совета депутатов муниципального образования городского округа Люберцы Московской области от 11 мая 2017 года N 39/5, выборным представительным органом городского округа Люберцы является Совет депутатов городского округа Люберцы, который может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (статья 30 Устава). Заседание Совета депутатов городского округа считается правомочным, если на нем присутствует более половины от числа избранных депутатов, заседания проводятся не реже одного раза в три месяца, нормативные и иные правовые акты которого входят в систему муниципальных правовых актов. Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Московской области, названным Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа Люберцы; к полномочиям Совета депутатов относится решение вопросов, отнесенных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Московской области и Уставом к полномочиям депутатов (статья 31).
Нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов, направляется Главе округа для подписания и обнародования в течение 10 дней. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать официальный сайт администрации городского округа Люберцы в сети Интернет (www.люберцы.рф), зарегистрированный 22 мая 2018 года ЭЛ N ФС77-72832, официальный портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативно-правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-minjust.ru.http://право-минюст.зф, регистрация в качестве сетевого издания ЭЛ N ФС 77-72471 от 5 марта 2018 года. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта на официальном сайте объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
Суд первой инстанции на основании пунктов "б", "в" и "д" части 1, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункта 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Закона о местном самоуправления, пунктов 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" пришел к обоснованному выводу о принятии оспариваемого нормативного акта уполномоченным органом.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного Кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции, административными ответчиками представлены в материалы дела доказательства соблюдения процедуры проведения общественных обсуждений, из которых следует, что общественные обсуждения были проведены в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по их результатам составлены протокол и заключение, отражающие поступившие вопросы, предложения и замечания.
Так, в соответствии со статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением главы городского округа Люберцы от 20 июля 2020 года N35-ПГ назначены общественные обсуждения по проекту о внесении изменений в Генеральный план городского округа Люберцы применительно к населенным пунктам: дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский с 23 июля 2020 года по 20 августа 2020 года.
Постановление от 20 июля 2020 года N35-ПГ, оповещение о начале общественных обсуждений, Порядок проведения общественный обсуждений по проекту о внесении изменений в Генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам: дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский опубликованы в официальном печатном издании приложение к газете "Люберецкая панорама" - "Вестник официальных документов" от 31 июля 2020 года N29 (221), а также на официальном сайте администрации городского округа Люберцы в сети Интернет (www.люберцы.рф).
На общественные обсуждения представлен проект внесения изменений в Генеральный план городского округа Люберцы, разработанный Государственным автономным учреждением Московской области "Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства", на основании государственного задания от 13 сентября 2019 года N8340005 (версия N5).
В соответствии с разделом 3.2 "Параметры планируемого развития зон общественного назначения" (таблица 3.2.2) проекта внесения изменений в Генеральный план строительство общеобразовательной организации на земельном участке 4, 89 га включено в зону специализированной общественной застройки О-2 (в дачном поселке Красково в районе КСЗ).
В проекте Генерального плана земельные участки с кадастровыми номерами N и N отнесены к планируемой функциональной зоне О-2 - зона специализированной общественной застройки (зона размещения объектов социального, бытового, образовательного, культурного и религиозного назначения).
По результатам общественных обсуждений в соответствии с частью 21 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации составлен протокол, а также подготовлено Заключение по результатам общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам: дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский, которое опубликовано в официальном печатном издании приложение к газете "Люберецкая панорама" - "Вестник официальных документов" от 27 августа 2020 года N32 (224).
Таким образом, органом местного самоуправления обеспечены заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения общественных обсуждений, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта о внесении изменений в Генеральный план, другие меры, обеспечивающие участие в публичных обсуждениях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) их результатов, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Согласно части 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку, в соответствии с указанными протоколом и заключением.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 года N 1169/51 "Об утверждении Положения о подготовке проектов документов территориального планирования муниципальных образований Московской области и направления их на утверждение в представительные органы местного самоуправления муниципального района, городского округа" подготовку проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам: дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский обеспечивал Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
По результатам общественных обсуждений и поступившего обращения жителей городского округа в адрес Совета депутатов городского округа Люберцы о предполагаемой застройке земельных участков с кадастровыми номерами N и N, планируемых под строительство школы на 750 мест в дачном поселке Красково, коммерческими объектами, Советом депутатов городского округа Люберцы 14 декабря 2020 года направлено обращение в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области о возможности утверждения проекта Генерального плана при условии изменения функционального зонирования, установленного в отношении вышеуказанных земельных участков, с функциональной зоны О-2 на функциональную зону Р-1.1 - зона размещения объектов образования и отдыха (рекреации), предусматривающей размещение общеобразовательного учреждения и зоны отдыха для жителей городского округа Люберцы.
15 декабря 2020 года Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области направил доработанный проект о внесении изменений в Генеральный план городского округа Люберцы по замечаниям, представленным Советом депутатов.
Решение Совета депутатов муниципального образования городского округа Люберцы Московской области от 16 декабря 2020 года N403/57 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа Люберцы Московской области применительно к населенным пунктам: дачный поселок Красково и рабочий поселок Октябрьский" опубликовано в официальном печатном издании - приложение к газете "Люберецкая панорама" - "Вестник официальных документов" 17 декабря 2020 года N46 (238) в полном объеме.
Проанализировав приведенные выше нормы и собранные по делу доказательства в их совокупности суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий Совета депутатов городского округа Люберцы, опубликован, надлежащим образом доведен до всеобщего сведения и вступил в законную силу в соответствии с законодательством.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2); функциональные зоны определены как зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5).
При этом территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 названного Кодекса).
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит в том числе положение о территориальном планировании и карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3); положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (пункт 2 части 4).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 марта 2017 года N 10-П указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, что определяет необходимость корректировки базовых градостроительных решений.
Вместе с тем генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обуславливать высокий уровень стабильности данного документа.
Внесение изменений в документы территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.
В данном случае в соответствии с Генеральным планом городского округа Люберцы Московской области, в редакции утвержденной оспариваемым решением Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области от 16 декабря 2020 года N403/57, на территории земельных участков с кадастровыми номерами N и N установлена функциональная зона Р-1.1 - зона, предназначенная для размещения образовательных и социальных объектов, включающая вид разрешенного использования - дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1).
Строительство общеобразовательной организации на земельном участке площадью 4, 89 га предусмотрено в разделе 3.2.5 Генерального плана "Параметры планируемого развития зон рекреационного назначения" (таблица 3.2.5).
Таким образом, само по себе установление названной функциональной зоны, как правильно указал суд первой инстанции, приведенным нормам градостроительного законодательства не противоречит.
Частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Из части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Парки, скверы, бульвары относятся к территориям общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц) согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
По смыслу приведенных норм земельные участки, отнесенные к рекреационной зоне, относятся к земельным участкам общего пользования, которыми может пользоваться неограниченный круг лиц.
Градостроительный регламент территориальной зоны Р-1.1, установленный Правилами землепользования, свидетельствует, по сути, о таком предназначении.
В соответствии с данными выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости на 12 ноября 2021 года, указанные выше земельные участки с кадастровыми номерами N и N преобразованы в земельный участок с кадастровым номером N, категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для дошкольного, начального и среднего общего образования.
Таким образом, разрешая требования о незаконности отнесения земельного участка площадью 4, 89 га в дачном поселке Красково в районе КСЗ к функциональной зоне Р-1.1, предназначенной для размещения образовательных и социальных объектов, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый в этой части нормативный правовой акт законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
При таких данных, доводы апелляционной жалобы относительно безосновательного, по мнению административных истцов, отнесения спорных земельных участков к функциональной зоне Р-1.1 (зона, предназначенная для размещения образовательных и социальных объектов), судебная коллегия отклоняет.
Учитывая установленные выше обстоятельства, вопреки изложенным в апелляционной жалобе доводам, административные истцы имели возможность ознакомиться с проектом внесения изменений в Генеральный план в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов городского округа Люберцы, а также на официальном сайте администрации муниципального образования, в том числе с экспозицией проекта, размещенной на сайте, и по указанным на сайте адресам.
Суд первой инстанции обсуждая вопрос соблюдения процедуры проведения общественных обсуждений правомерно учел, что публичные слушания и общественные обсуждения имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых работ.
При этом, доводы апелляционной жалобы о том, что на общественные обсуждения выносился один проект генерального плана, а утвержден другой, не свидетельствует о нарушении процедуры принятия генерального плана.
В данном случае Генеральный план принят с учетом протокола общественных обсуждений и заключения о результатах общественных обсуждений. Предложения по размещению образовательного учреждения на спорной территории на общественные обсуждения поступали и доводились до сведения граждан.
Кроме того, предлагаемый к обсуждению проект внесения изменений в Генеральный план, относящий земельные участки с кадастровыми номерами N и N к планируемой функциональной зоне О-2 - зона специализированной общественной застройки (зона размещения объектов социального, бытового, образовательного, культурного и религиозного назначения) прямо предусматривал размещение образовательной организации.
Изложенное согласуется с приведенными выше принципами градостроительного законодательства, положениями части 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы о нарушении прав жителей городского округа Люберцы Московской области на благоприятную окружающую среду, поскольку реализация оспариваемого решения предполагает уничтожение существующих зеленых насаждений, суд находит необоснованными.
В связи с изложенными административными истцами доводами судом первой инстанции правильно учитывались обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения административного дела N 3а-223/2021 по административному исковому заявлению МОБО "ОЗППиООС "ПРИНЦИПЪ" в интересах неопределенного круга лиц к Комитету лесного хозяйства Московской области об оспаривании приказа от 10 июня 2020 года N 29-п-2007 "Об изменении границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Виноградовского лесничества Московской области". Названным приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 10 июня 2020 года была утверждена проектная документация по изменению границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах данного лесничества; защитный лес в лесопарковой зоне на земельном участке с кадастровым номером N выведен из состава земель лесопарка в целях последующей застройки - строительства общеобразовательной школы, фактически исключен из границ земель в лесопарковых зонах лесной участок площадью 4, 1214 га в квартале 61 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества с одновременным включением в границы земель лесопарковой зоны лесных участков общей площадью 4, 2000 га, расположенных в части квартала 47 Виноградовского лесничества, части квартала 35 Хорловского участкового лесничества Виноградовского лесничества).
Проектная документация подготовлена по инициативе муниципального образования городской округ Люберцы Московской области в соответствии с требованиями пункта 5 Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1755, в целях строительства на указанной территории общеобразовательной школы на 750 мест в дачном поселке Красково на земельном участке с кадастровым номером N, согласно государственной программе Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья на 2017-2024 годы", а также принятому положительному решению Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от 28 февраля 2019 года и Градостроительного совета Московской области от 5 марта 2019 года.
При этом, исключенная площадь лесов лесопарковой зоны в части квартала 61 Малаховского участкового лесничества Виноградовского лесничества площадью 4, 1214 га компенсирована включением лесных участков общей площадью 4, 2000 га в лесопарковую зону в части квартала 35 Хорловского участкового лесничества Виноградовского лесничества и части квартала 47 Виноградовского участкового лесничества.
Вступившим в законную силу 11 ноября 2021 года решением Московского областного суда от 8 июня 2021 года административные исковые требования МОБО "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" оставлены без удовлетворения.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено, по существу они сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера не допущено, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского областного суда от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Деева Ильи Владимировича, межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.