Кассационный военный суд в составе:
председательствующего - Богдашова Д.А, судей: Авдонкина В.С. и Лядова В.Л, при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-26/2021 по кассационной жалобе административного истца на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 2 августа 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 29 октября 2021 г. по административному исковому заявлению "данные изъяты" Тулаева Владимира Владимировича об оспаривании действий начальника филиала " "данные изъяты" (далее - филиал), связанных со снятием сына супруги с жилищного учёта и расчётом субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы кассационной жалобы, суд
установил:
решением начальника филиала от 10 июня 2021 г. сын супруги административного истца ФИО. снят с учёта нуждающихся в жилье.
На основании решений этого же должностного лица от 16 июня и 12 июля 2021 г, соответственно, Тулаеву, его "данные изъяты" выплачена жилищная субсидия на состав семьи из "данные изъяты" человек (без учёта сына супруги), исходя из норматива общей площади жилого помещения 54 кв. метра, в сумме 7302190 рублей 50 копеек, и он был снят с жилищного учёта.
Будучи несогласным с её размером, Тулаев обратился в суд с административным иском, в котором, оспорив вышеуказанные решения уполномоченного органа, просил доплатить жилищную субсидию на сына супруги, произведя перерасчёт всей её суммы исходя из стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на день доплаты члену его семьи.
Обжалованным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением Южного окружного военного суда, административный иск Тулаева удовлетворён частично.
Суд, признав незаконными упомянутые решения жилищного органа, обязал начальника филиала рассмотреть вопрос о пересчёте и доплате жилищной субсидии, исходя из норматива общей площади жилого помещения 72 кв. метра (с учётом сына супруги) и стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 1 полугодие 2021 г, отказав в перерасчёте всей ранее предоставленной суммы жилищной субсидии и её выплате по стоимости 1 кв. метра на день доплаты на ФИО
В поданной 4 марта 2022 г. кассационной жалобе, истец, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами в той части, в которой отказано в удовлетворении его требований, просит их отменить и принять в данной части новое решение об удовлетворении заявленных требований, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем их неявка не препятствует её рассмотрению (ч. 2 ст. 326 КАС Российской Федерации).
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд исходит из следующего.
В силу ч. 2 ст. 328 КАС Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания усматриваются из доводов кассационной жалобы и материалов административного дела.
Разрешая административное дело по существу, суды первой и апелляционной инстанций на основании исследованных в судебных заседаниях доказательств, установили и исследовали фактические обстоятельства по делу в полном объёме.
При этом признавая оспоренные решения жилищного органа неправомерными, и частично удовлетворяя административный иск Тулаева, суды, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, верно констатировали необходимость доплаты жилищной субсидии на сына супруги административного истца и отсутствие оснований для перерасчёта ранее выплаченной части субсидии по ценам, установленным на день выплаты оставшейся её части.
Между тем, выводы судов обеих инстанций об отсутствии у истца права на получение части жилищной субсидии, причитающейся на сына супруги и невыплаченной ранее в отсутствие законных к тому оснований, исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленного на момент принятия уполномоченным органом дополнительного решения о её выплате, основано на неправильном толковании норм материального права, применённых при разрешении настоящего спора.
Право на жилищную субсидию установлено п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), согласно которым государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При предоставлении жилищной субсидии её размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определённого в соответствии с п. 4 ст. 15.1 Закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учётом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Утверждение порядка расчета жилищной субсидии в силу п. 16 ст. 15 Закона возложено на Правительство Российской Федерации, которое во исполнение этих предписаний постановлением от 03 февраля 2014 года N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 2 названных Правил, расчёт субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по определенной формуле и с учётом стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В силу подп. 5.2 и 5.2.38 п. 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России на основании и во исполнение федеральных законов самостоятельно принимает акты об определении норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, который подлежит применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 4 июня 2007 г. N 520-О-О, величина норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации обоснована экономическими и социальными условиями, определяющими как рыночные цены на жилье, так и соответствующие финансовые затраты государства на жилищные субсидии.
Таким образом, вышеприведёнными правовыми нормами гарантировано право военнослужащих на получение жилищной субсидии в зависимости от состава семьи, общей продолжительности военной службы и стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, увеличение которой влечёт увеличение размера жилищной субсидии.
Следовательно, в случае, если жилищная субсидия в установленном размере выплачена несвоевременно и на момент фактической доплаты её части условия, на основании которых был произведен расчёт, изменились, в частности, увеличилась стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, эти изменения должны быть учтены и дополнительно выплачиваемая к субсидии сумма должна быть пересчитана.
Во исполнение решения гарнизонного военного суда 25 января 2022 г. начальником филиала принято решение о доплате истцу жилищной субсидии на члена семьи ФИО в размере 2434063 рубля 50 копеек, то есть по стоимости 1 кв. метра, установленной на 1 полугодие 2021 г.
Принимая во внимание, что со времени принятия жилищным органом первоначального решения о предоставлении жилищной субсидии до решения о её доплате на члена семьи увеличилась стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, то расчёт указанной выше суммы жилищной субсидии, подлежавшей уплате, надлежало производить исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленного на момент принятия уполномоченным органом данного решения, то есть определённого в приказе Минстроя России от 17 декабря 2021 г. N 955/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2022 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2022 года".
Именно такое решение в полной мере устраняет допущенные в отношении административного истца нарушения, связанные с несвоевременной выплатой жилищной субсидии на члена его семьи.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 329 КАС Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт полностью либо в части и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение.
Поскольку по делу не требуется повторное его рассмотрение, а юридически значимые обстоятельства установлены в полном объёме, однако судами допущена ошибка в толковании и применении норм материального права, применённых при разрешении требования Тулаева о выплате жилищной субсидии, причитающейся на сына супруги по стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленной на момент принятия уполномоченным органом дополнительного решения о её выплате, то Кассационный военный суд полагает необходимым решение гарнизонного военного суда и апелляционное определение в части отказа в удовлетворении этого требования отменить и принять новое решение, которым данное требование удовлетворить.
Руководствуясь ст. 327, 328 - 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 2 августа 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 29 октября 2021 г. по административному исковому заявлению Тулаева Владимира Владимировича в части отказа в удовлетворении его требования о возложении на начальника филиала " "данные изъяты" обязанности произвести перерасчёт и выплату жилищной субсидии, причитающейся на сына супруги по стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленной на день принятия уполномоченным органом решения о её выплате отменить.
Принять в данной части новое решение, которым это требование административного истца удовлетворить, устранив допущенное нарушение его прав посредством возложения на начальника филиала "данные изъяты" обязанности произвести перерасчёт и выплату Тулаеву В.В. жилищной субсидии на члена семьи - ФИО исходя из стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленной на первое полугодие 2022 г. приказом Минстроя России от 17 декабря 2021 г. N 955/пр.
В остальной части решение суда и апелляционное определение оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные гл. 35 КАС Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 апреля 2022 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи В.С. Авдонкин
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.