Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО2, действующей в интересах ПАО "Новороссийский морской торговый порт", на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 15 января 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 марта 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО "Новороссийский морской торговый порт",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 15 января 2021 года ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее-Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 марта 2021 года постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 15 января 2021 года оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 21 июня 2021 года решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 марта 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО2, действующая в интересах Общества, ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что фактические процессы, необходимые для образования отхода с наименованием "Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным" в Обществе по состоянию на 20 ноября 2020 года отсутствовали.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 9 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее-Закон от 24 июня 1998 года) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона от 24 июня 1998 года индивидуальные предприниматели, юридические лица в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному Классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункта 3 статьи 14 Закона от 24 июня 1998 года на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30 октября 2020 года N 67-р в период с 03 ноября по 01 декабря 2020 года была проведена внеплановая выездная проверка Общества. По результатам данной проверки были выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования РФ, которые зафиксированы в акте проверки N 0904-67Вн-А/022-1120 от 03 декабря 2020 года. Имеются фотоматериалы, приложенные к акту проверки N 0904-67Вн- А/022-1120 от 03 декабря 2020 года (Фото NN 10-1, 10-2, 10-3, 10- 4, 10-5, 10- 6, 10-7, 10-8).
Общество на территории "Грузовых районов" принимает и на основании лицензии N от 25 сентября 2020 года в инсинераторной установки "данные изъяты" обезвреживает (сжигает) отходы, образованные на иностранных судах.
В соответствии с паспортом отходов у Общества в результате обезвреживания (сжигания) образуются отходы - зола и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО - 7 47 981 99 20 4), - состоящие из нефтепродуктов - 0, 29%, диоксида кремния - 87, 09%, соединений алюминия - 1, 19% соединений железа - 1, 33%, воды - 10, 1%.
20 ноября 2020 года специалистами Экоаналитической лаборатории Новороссийского отдела Сочинского филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" в присутствии представителя Общества в целях определения морфологического состава и степени токсичности были отобраны пробы отходов, образованных в результате обезвреживания (сжигания) отходов в инсинераторной установке.
По результатам исследований (протокол компонентного состава проб от 25 ноября 2020 года, протокол биотестирования проб отхода N от 25 ноября 2020 года, экспертное заключение от 30 ноября 2020 года N) установлено, что вышеуказанные отходы состоят из: золы от сжигания - 71, 60%, стекла - 6, 8%, металла черного (жесть) - 12, 75%, металла цветного (алюминий) - 4, 30%, керамики - 4, 55%, нефтепродуктов - 2, 27%, влаги - 0, 05%.
В связи с наличием в составе отобранных проб нефтепродуктов, массовая доля которых составила 2, 27%, данный вид отхода можно отнести к такому виду отхода как "Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным, в смеси с отходами производства, в том числе нефтесодержащими". Также установлено, что вышеуказанный отход включен в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242. Согласно ФККО вышеуказанный отход имеет код - 7 47 119 11 40 4. Отход отнесен к IV классу опасности.
На основании вышеизложенного установлено, что морфологический состав фактически образуемого отхода не соответствует наименованию и морфологическому составу, отраженного в утвержденном паспорте.
Таким образом, паспортизация фактически образующихся и накапливаемых отходов (Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным, в смеси с отходами производства, в том числе нефтесодержащими, код по ФККО - 7 47 119 11 40 4) на открытой территории Восточного района порта Обществом не проведена.
Материалы по отнесению вышеперечисленных отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения, а также соответствующие паспорта, не относящиеся к V классу опасности, предусмотренные статьей 14 Закона от Закона от 24 июня 1998 года у Общества отсутствовали.
Общество при осуществлении своей деятельности обязано обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, однако, указанные требования этим юридическим лицом были нарушены.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении Общества постановления об административном правонарушении от 15 января 2021 года.
Факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 22 декабря 2020 года, распоряжением от 30 октября 2020 года, паспортом отходов I-IV классов опасности, протоколом отбора проб N540 от 25 ноября 2020 года, протоколом морфологического состава проб отходов N325О от 30 ноября 2020 года, протоколом отбора проб N530 от 25 ноября 2020 года, протоколом отбора проб N520 от 25 ноября 2020 года.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, а судьями, на основании анализа представленных доказательств, сделан правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что фактические процессы, необходимые для образования отходов с наименованием "Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным" в Обществе по состоянию на 20 ноября 2020 года отсутствовали подлежат отклонению, ввиду следующего.
20 ноября 2020 года специалистами Экоаналитической лаборатории Новороссийского отдела Сочинского филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" в присутствии представителя Общества в целях определения морфологического состава и степени токсичности были отобраны пробы отходов, образованных в результате обезвреживания (сжигания) отходов в инсинераторной установке и установлен названный вид отходов.
Данное обстоятельство представителем Общества не оспаривалось в ходе проведения административного расследования и при составлении протокола об административном правонарушении.
Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, полагаю, что постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 15 января 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 марта 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 июня 2021 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 15 января 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 марта 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 21 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2, действующей в интересах ПАО "Новороссийский морской торговый порт" - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.