Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Буланова Ю.О. на решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 7 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 29 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Буланова Ю.О. к Управлению по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата главы администрации Волгограда, администрации Волгограда о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Буланов Ю.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата главы Администрации Волгограда, Администрации Волгограда, в обоснование которого указано, что 17 февраля 2021 года административный истец обратился к административному ответчику с уведомлением о проведении пикетирований 23 февраля 2021 года в городе Волгограде, на что ему был дан ответ от 18 февраля 2021 года об отказе в согласовании публичных мероприятий. Считает данный отказ нарушающим его конституционные права. В связи с чем просит признать незаконным решение административного ответчика от 18 февраля 2021 года об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия.
Решением Ворошиловского районного суда города Волгограда от 7 июня 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 29 сентября 2021 года решение районного суда от 7 июня 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 марта 2022 года, представитель административного истца - Давыдов М.А. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства по делу.
Определением судьи от 18 апреля 2022 года кассационная жалоба представителя административного истца - Давыдова М.А. с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по административному делу не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, 17 февраля 2021 года Буланов Ю.О. в администрацию Волгограда направил уведомление о проведении публичного мероприятия-пикетирования, планируемое на 23 февраля 2021 года по адресу: г. Волгоград, Центральный район, площадь имени В.И. Ленина. Время проведения с 13 часов 00 минут по 13 часов 15 минут. Цель мероприятия указана как протест за социализм, против политических репрессий и за свободу слова. Предполагаемое количество участников - 7 человек. Формы и методы обеспечения организаторами публичного мероприятия общественного порядка - собственными силами совместно с представителями УВД г.Волгограда; организации медицинской помощи - по вызову 03; указано также о соблюдении санитарных требований, установленных постановлением губернатора Волгоградской области N 179.
Аналогичные уведомления Буланов Ю.О. представил в администрацию Волгограда 17 февраля 2021 года о проведении пикетирований, планируемых на 23 февраля 2021 года, проводимых по адресам: г. "адрес", время проведения - с 13 часов 15 минут по 13 часов 30 минут; г "адрес" "адрес", время проведения - с 13 часов 45 минут по 14 часов 00 минут; "адрес" "адрес", время проведения - с 14 часов 00 минут по 14 часов 15 минут; "адрес", время проведения - с 14 часов 15 минут по 14 часов 30 минут; "адрес", время проведения - с 14 часов 30 минут по 14 часов 45 минут.
18 февраля 2021 года Управлением по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата главы Администрации Волгограда был дан ответ N КВСГО-157 о невозможности согласования данного мероприятия, в котором Буланову Ю.О. разъясняются положения пункта 14.1 Постановления Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года N 179 о необходимости согласования проведения массовых мероприятий с очным присутствием граждан с оперативным штабом по реализации мер по предупреждению возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Волгоградской области, при этом указано на отсутствие в представленных административным истцом документах решения оперативного штаба о согласовании проведения 23 февраля 2021 года массовых мероприятий.
Согласно ответа ответственного секретаря оперативного штаба по реализации мер по предупреждению возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Волгоградской области от 4 июня 2021 года, Буланов Ю.О. и Управление по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата главы Администрации Волгограда с заявлением о согласовании проведения публичного мероприятия - пикетирования, планируемого на 23 февраля 2021 года на территории Центрального района города Волгограда, в оперативный штаб по реализации мер по предупреждению возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Волгоградской области не обращались.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в порядке, предусмотренном законодательством, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает; обязанность ответчика согласовать заявленное публичное мероприятие в оперативном штабе по реализации мер по предупреждению возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Волгоградской области вытекает из действующего в настоящее время правового регулирования и не свидетельствует об ущемлении конституционного права истца.
В силу статьи 31 Конституции РФ, Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Закона Волгоградской области N1044-ОД от 7 апреля 2005 года "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Волгоградской области", статьи 55 Конституции РФ, разъяснений Конституционного Суда РФ в своем Определении от 2 апреля 2009 года N484-О-П, статей 4.1, 10.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктов 14, 14.1 Постановления Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года N 179 (в редакции от 22 января 2021 года, действовавшей на период спорных правоотношений) "О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с такими выводами нижестоящий инстанций согласна.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела свидетельствуют о том, что заявленное Давыдовым М.А. мероприятие может быть отнесено к массовому мероприятию с учетом количества участвующих и заявленных мест пикетирования на центральных оживленных улицах города Волгограда, при том, законодательно критериев отнесения публичного мероприятия к массовому не установлено.
Судами правильно принято во внимание, поскольку административным истцом не представлено доказательств соблюдения установленного порядка для согласования проведения массовых мероприятий в Волгоградской области в оперативном штабе по реализации мер по предупреждению возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Волгоградской области, у Управления по координации массовых мероприятий и взаимодействию с правоохранительными органами аппарата главы администрации Волгограда имелись основания для принятия решения от 18 февраля 2021 года об отказе в согласовании проведения публичного массового мероприятия по уведомлениям административного истца.
Установив соответствие оспариваемого решения органа местного самоуправления нормам права, регулирующим спорные правоотношение и как следствие отсутствие нарушений прав и законных интересов, нижестоящие суды, с учетом положений части 2 статьи 227 КАС РФ приняли правильное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
В силу изложенного, поскольку судебными инстанциями не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 7 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 мая 2022 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.