дело N 8а-2666/2022 88а-11071/2022
номер дела суда 1-й инстанции 2-147/2021
г. Краснодар 29 марта 2022 года
Четвертый кассационный суд в составе председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Русакова А.Е, рассмотрела кассационную жалобу Бадмаева С.С, Бадмаевой А.С, Бамбышева А.С, Монголова Р.М, Бадмаева Б.С. на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 01 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 14 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Бадмаева Б.С. Бадмаева С.С, Бадмаевой А.С, Бамышева А.С, Монголовой Р.М. к администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании отказа в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельных участков в общую долевую собственность.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения Бадмаева Б.С, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Бадмаев Б.С. Бадмаев С.С, Бадмаева А.С, Бамбышев А.С, Монголова Р.М. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании отказа в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельных участков в общую долевую собственность.
Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 01 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 14 сентября 2021 года оставлено без изменения решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 01 июня 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Бадмаева С.С, Бадмаевой А.С, Бамбышева А.С, Монголова Р.М, Бадмаева Б.С. просят отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции явился Бадмаев Б.С, доводы кассационной жалобы поддержал, настаивал на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, рассмотрев дело в отсутствие извещенных, но неявившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что оснований для возложения обязанности на ответчика о предоставлении истцам в общую долевую собственность бесплатно земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в счет причитающихся им земельных долей не имеется. Судами также на основании заявления ответчика применена исковую давность, придя к выводу о пропуске истцом срока давности без уважительных причин.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормативные правовые акты приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержались в пункте 4 статьи 9 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2003 года N 319-II-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу абзаца 5 пункта 2 статьи 2 Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле" право на бесплатное получение земельной доли имеют граждане, проработавшие в сельскохозяйственных предприятиях (организациях) или в социальной сфере на селе не менее 5 лет на момент утверждения списков лиц, имевших право на получение земельной доли, высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций) согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" или от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" и включенные в указанные списки, при этом не получившие свидетельства о праве на земельные доли или выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющих права на земельные доли, либо наследники указанной категории граждан, у которых открылось наследство до вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле".
Граждане, включенные в списки лиц, имеющих право на бесплатное получение земельной доли, согласно абзацам 5, 7-12 настоящего пункта должны подать заявление на получение земельной доли в порядке, установленном Правительством Республики Калмыкия.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003 года N 178 разработан Порядок оформления прав граждан на земельные доли (далее - Порядок).
Для оформления прав собственников земельных долей формируются внутрихозяйственные комиссии. В их состав включаются представители руководства сельскохозяйственной организации (предприятия), представители сельских муниципальных образований, представители граждан, имеющих право на получение земельных долей, представители территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, управления (отдела) сельского хозяйства администрации районного муниципального образования. Руководит комиссией глава сельскохозяйственной организации (предприятия) или глава СМО (пункт 4 Порядка).
Пунктами 5, 6, 10, 11 Порядка установлено, что собрание граждан, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, принимает решение об оформлении прав на земельные доли в общую долевую собственность и выбирает (определяет) представителей для работы в составе внутрихозяйственной комиссии с дальнейшим направлением указанного решения в районную комиссию. Решение оформляется протоколом собрания. Внутрихозяйственная комиссия: проводит разъяснительную работу; организует проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность; составляет (уточняет) списки граждан, имеющих право на получение земельных долей; определяет размеры земельных долей; рассматривает обращения граждан по вопросам оформления прав на земельные доли; осуществляет иные полномочия, связанные с реализацией настоящего Порядка. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним: обеспечивает по заявке внутрихозяйственной комиссии проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность; уточняет и наносит на планово-картографический материал границы земель, подлежащих передаче в общую долевую собственность; организует проведение необходимых землеустроительных работ по установлению границ земельных участков, передаваемых в общую долевую собственность. Собрание граждан, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, утверждает результаты работ внутрихозяйственной комиссии, проведенных в соответствии с пунктами 6, 10 настоящего Порядка.
Внутрихозяйственная комиссия направляет в районную комиссию необходимый пакет документов для дальнейшего рассмотрения. Администрация РМО после получения от районной комиссии пакета документов: в двухнедельный срок принимает решение о передаче гражданам земли в общую долевую собственность; в месячный срок подготавливает выписки из указанного решения для предоставления их гражданам - участникам общей долевой собственности. После получения в администрации РМО выписок из решения, граждане - участники общей долевой собственности, в установленном законом порядке обращаются в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для оформления прав на земельные доли (пункты 12, 13, 14 Порядка).
По смыслу приведенных правовых норм право на бесплатное получение земельной доли имели граждане, проработавшие в сельскохозяйственных предприятиях не менее 5 лет на момент утверждения списков лиц, имевших право на получение земельной доли, либо наследники указанной категории граждан.
Обязанность по оформлению прав граждан на земельные доли в сельскохозяйственных организациях (предприятиях) и направления необходимого пакета документов для принятия уполномоченным органом решения о передаче земельных долей в собственность граждан возлагалась на внутрихозяйственные комиссии предприятий.
При этом порядок оформления прав граждан на земельные доли предписывал определенную процедуру передачи земель, находящихся в государственной собственности, в общую долевую собственность граждан; только сформированный внутрихозяйственной комиссией список граждан, имеющих право на получение земельных долей, пакет документов, предусмотренный Порядком, а также решение районной комиссии являлись основанием для принятия администрацией районного муниципального образования решения о передачи земли в собственность граждан.
В соответствии с приведенными выше нормативными положениями в данном случае внутрихозяйственная комиссия сельскохозяйственного предприятия обязана была совершить определенную последовательность действий по оформлению прав граждан на получение земельной доли: организовать проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность граждан по данному списку; определить исходя из имеющихся земельного массива предприятия размеры земельных долей; осуществить иные действия, связанные с реализацией действующего законодательства; представить результаты работ комиссии, проведенных в соответствии с пунктами 6, 10 Порядка, на утверждение собранием лиц, имеющих право на получение земельных долей; направить в районную комиссию необходимый пакет документов для принятия решения о передаче гражданам, в том числе истцам, земельных долей в собственность.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как указано выше, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003 года N 178 разработан Порядок оформления прав граждан на земельные доли, которым установлено, что оформление прав граждан на землю осуществляется внутрихозяйственными и районными комиссиями, решение о передаче гражданам земли в общую долевую собственность принимается администрацией районного муниципального образования.
При этом данным нормативным актом установлены сроки рассмотрения и направления документов в администрацию районного муниципального образования для принятия решения о передаче земли в общую долевую собственность граждан, а также сроки принятия муниципальным органом такого решения.
Так, районные комиссии в 5-дневный срок рассматривают и направляют предоставляемые внутрихозяйственными комиссиями пакеты документов в администрацию РМО; администрация РМО после получения от районной комиссии пакете документов: в двухнедельный срок принимает решение о передаче гражданам земли в общую долевую собственность; в месячный срок подготавливает выписки из указанного решения для предоставления их гражданам - участникам общей долевой собственности (пункты 3, 13 Порядка).
Таким образом, решение о передаче земли в собственность истцу могло быть принято не позднее 49 дней со дня включения истцов в список лиц, имеющих право на земельные доли.
Указанный срок исчисляется по общим правилам гражданского законодательства.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В настоящем деле передача земельной доли в собственность выступает событием, определяющим начало трехгодичного срока обращения в суд, а его течение начинается со следующего дня за днем наступления события.
Из материалов дела следует, что истцы Бадмаев Б.С, Бадмаев С.С, Бадмаева А.С, Бамбышев А.С. были включены в список граждан, имеющих право на получение земельной доли, решением внутрихозяйственной комиссией от 20 марта 2004 года. Следовательно, решение о передаче земельных долей в собственность истцов могло быть принято не позднее 8 апреля 2004 года, выписка из решения предоставлена - не позднее 8 мая 2004 года.
Таким образом, с 9 мая 2004 года истцы могли и должны были знать, что нарушено их право на получение земельных долей, трехлетний срок для обращения в суд за разрешением настоящего спора начал течь 9 мая 2004 года и заканчивался 9 мая 2007 года, между тем истцы обратились в суд с иском 11 февраля 2020 года.
Решением Кетченеровского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2008 года, вступившим в законную силу 5 августа 2008 года, Монголова (Дюсенова) Р.М. включена в список лиц, имеющих право на бесплатное получение земельных долей в Гашун-Бургустинском СМО Республики Калмыкия, вместо матери - Дюсеновой Г.Н. Следовательно, решение о передаче земельной доли в собственность истца Монголова Р.М. могло быть принято не позднее 25 августа 2008 года, выписка из решения предоставлена - не позднее 25 сентября 2008 года.
С 26 сентября 2008 года Монголова Р.М. могла и должна была знать, что нарушено ее право на получение земельной доли, трехлетний срок для обращения в суд за разрешением настоящего спора начал течь 26 сентября 2008 года и заканчивался 26 сентября 2011 года, между тем истец обратилась в суд с иском 11 февраля 2020 года.
Обстоятельств, объективно препятствовавших истцам своевременно обратиться в суд с указанным иском, из материалов дела не усматривается, доказательств об этом в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцами не представлено, ходатайств о восстановлении срока исковой давности не заявляли.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о пропуске истцами без уважительных причин срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При рассмотрении дела судами верно определены юридически значимые обстоятельства, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 01 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 390.3, 390.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 05 апреля 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоА.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.