N 2а-348/2021
г. Краснодар 18.01.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 26.10.2021 кассационную жалобу Сафарова И.С. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 22.01.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21.07.2021 по административному делу по административному иску Сафарова И.С. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Горевой О.С, заинтересованное лицо: Администрация Веселовского сельского поселения Сакского района Республики Крым о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Сафаров И.С. обратился в Сакский районный суд Республики Крым с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Комитет, Госкомрегистр) государственному регистратору Горевой О.С, в котором просил признать незаконным отказ в государственной регистрации прав, выраженный в уведомлении от 13.08.2020 N возложить на Госкомрегистр обязанность зарегистрировать за Сафаровым И.С. право собственности на объект недвижимого имущества. Взыскать с административного ответчика судебные расходы.
В обоснование требований административный истец указал, что на основании решения ликвидатора ООО "Союз консерв" от 01.07.2019 и акта приема-передачи к Сафарову И.С. перешло возникшее до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" незарегистрированное в ЕГРН право собственности на объект недвижимого имущества - "адрес" расположенное по адресу: "адрес"
Решением государственного регистратора Госкомрегистра Горевой О.С, оформленным уведомлением от 13.08.2020 N, в государственной регистрации права собственности отказано.
Отказ государственного регистратора обоснован подпунктами 5, 7 части 1 статьи 26, пунктом 3 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а также непредставлением заявителем в срок, указанный в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права от 03.04.2020, документов, предусмотренных статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, акта приемки-передачи и решения ликвидатора от 01.07.2019 с уточненной суммарной балансовой стоимостью и уточненным описанием объекта недвижимого имущества, подлежащего передаче; непредставлением документов на земельный участок, а также документа о кадастровом учете объекта недвижимого имущества. Отказывая в осуществлении государственной регистрации, уполномоченный орган указал на наличие разночтений, не позволяющих идентифицировать объект недвижимости, относительно которого испрошена государственная услуга.
Считая отказ государственного регистратора незаконным, нарушающим права заявителя, Сафаров И.С. просил об удовлетворении требований.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 22.01.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21.07.2021, в удовлетворении административного иска отказано.
Признавая отказ правомерным, суды руководствовались статьей 14, частью 1 статьи 21, статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ
"О государственной регистрации недвижимости" и пришли к выводу о том, что объект недвижимого имущества, поименованный в документах ООО "Союз-консерв", и объект, указанный в решении ликвидатора от 01.07.2029, акте приема-передачи от 01.07.2019, по своим технических характеристикам и описанию не является одним и тем же объектом. Поскольку административным истцом причины, препятствующие государственной регистрации права, не устранены, государственный регистратор правомерно отказал в государственной регистрации права собственности.
Апелляционный суд также принял во внимание, что ООО "Союз консерв" в свое время за регистрацией права собственности, возникшего на основании решения Хозяйственного суда АР Крым от 15.01.2009, в порядке, действовавшим на период вынесения решения, не обращалось. Заявленные требования фактически направлены на разрешение спора о праве.
В кассационной жалобе Сафаров И.С. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как постановленные при несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также при неправильном применении норм материального права.
Административный истец отмечает, что судами дана формальная оценка обстоятельствам увеличения площади здания столовой, указанной в решении Хозяйственного суда РК Крым от 15.01.2009, и отображенной в технической документации и акте приема-передачи, решении ликвидатора от 01.07.2019.
Сафаров И.С. не согласен с выводами судов о том, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей, то есть самостоятельностью органов законодательной, исполнительной и судебной власти, который не может быть преодолен путем возложения на административного ответчика обязанности зарегистрировать за Сафаровым И.С. право собственности на объект недвижимого имущества.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания кассационного суда.
Кассационный суд, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений, не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно пунктам 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
К заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 этого закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным или иными федеральными законами (пункты 4, 5 статьи 18 Закона N218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 указанного закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости, содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также в случае несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации. В осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в решении о приостановлении государственной регистрации (пункт 5, 7 части 1 статьи 26, статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27.09.2007 между Сельскохозяйственным производственным кооперативом им. Кирова в лице ликвидатора Бабенко К.В. (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Союз консерв" (покупатель) заключен договор купли-продажи имущества СПК им. Кирова - "адрес" общей площадью 480 кв.м, находящееся по адресу: "адрес". В пункте 1.2 договора в качестве правоустанавливающих документов на отчуждаемое имущество указан баланс предприятия.
Решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 15.01.2009, вынесенным по иску ООО "Союз консерв" к Бабенко К.В, СПК им. Кирова, договор купли-продажи имущества от 24.09.2007, заключенный между СПК им. Кирова и ООО "Союз консерв" "адрес" общей площадью 480 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" признан действительным. За ООО "Союз консерв" признано право собственности на недвижимое имущество - "адрес" общей площадью 480 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Решением ликвидатора ООО "Союз консерв" от 01.07.2019 и утвержденным на основании решения актом приема-передачи, составленным и подписанным только Сафаровым И.С, административному истцу передано здание столовой, площадью 502, 9 кв.м, расположенное по тому же адресу.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 20.08.2019, вступившим в законную силу 23.09.2019 (дело NА83-4442/2016), ООО "Союз консерв" признано ликвидированным. Вынося данное решение, арбитражный суд на основании материалов дела, в частности, решения ликвидатора от 01.07.2019, установил, что после удовлетворения требований кредиторов единственному участнику ООО "Союз консерв" передано имущество, состоящее из незавершенного строительством "адрес", расположенного по адресу: "адрес"
Обстоятельства, установленные определением Арбитражного суда Республики Крым от 20.08.2019, обоснованно учтены судам при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 64 КАС РФ).
25.03.2020 административный истец через своего представителя обратился в комитет с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося по адресу: "адрес"".
Уведомлением государственного регистратора от 01.04.2020 N осуществление действий по государственной регистрации было приостановлено для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации. Заявителю рекомендовано уточнить в акте приема-передачи от 01.07.2019 передаваемый объект недвижимого имущества в части его описания, а также совершить иные действия.
Уведомлением от 13.08.2020 N государственный регистратор отказал Сафарову И.С. в государственной регистрации права на объект недвижимости, мотивировав отказ наличием разночтений, не позволяющих идентифицировать объект недвижимости, относительно которого должна быть произведена государственная регистрация права собственности. В частности, государственный регистратор установил, что заявление о государственной регистрации права собственности подано в отношении здания, а в представленных на регистрацию документах содержатся сведения об объекте незавершенного строительства.
Отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно пришли к выводу о том, что на момент истечения сроков приостановления государственной регистрации прав разночтения между представленными на государственную регистрацию документами в наименовании объекта недвижимого имущества и его площади не устранены, что не позволило идентифицировать объект недвижимости, и, как следствие, явилось основанием для отказа в испрошенной государственной услуге.
Статьей 69 Закона N219-ФЗ установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (часть 1).
Государственная регистрация прав на данные объекты недвижимости в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, иной сделки об отчуждении этого имущества.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1 статьи 61 ГК РФ).
В силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.
Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность перехода вещных и обязательственных прав в результате ликвидации в порядке универсального правопреемства, и связывает переход прав с соблюдением процедуры распределения имущества и наличием правовых оснований для возникновения права.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, касающиеся спорного объекта недвижимого имущества, суды пришли к выводу о том, что имевшиеся у государственного регистратора документы не позволяли идентифицировать и индивидуализировать объект недвижимого имущества, полученный административным истцом по акту приема-передачи от 01.07.2019 как объект, права на который возникло у ООО "Союз консерв" на основании договора купли-продажи от 24.09.2007 и судебного акта Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 15.01.2009.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов соглашается и считает, что при вынесении обжалуемых судебных постановлений судами не допущено существенных нарушений норм права, выводы судов основаны на правильном применении материального закона, регулирующего возникшие правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, избранный административным истцом способ восстановления нарушенного права путем обязания административного органа зарегистрировать за Сафаровым И.С. право собственности на объект недвижимого имущества противоречит конституционному принципу разделения властей, в силу которого суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято уполномоченным органом при реализации им своих полномочий.
В кассационной жалобе административный истец просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам, в частности, установленным судами разночтениям в наименовании и площади объекта недвижимого имущества. Однако в силу части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы обжалуемых судебных актов, а потому не могут быть признаны состоятельными.
Исходя из изложенного судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 22.01.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21.07.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Сафарова И.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.01.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.