Дело N 2а-125/2021
г. Краснодар 13.01.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 22.11.2021 кассационную жалобу Макаровой Л.М. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 23.06.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21.09.2021 по административному делу по административному иску Макаровой Л.М. к Некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", заинтересованные лица: Администрация г. Краснодара, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о признании незаконными действий уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя административного истца по доверенности Конюшего П.Г, поддержавшего кассационную жалобу, представителя некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" по доверенности Кобылинского Н.Д, просившего об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
Макарова Л.М. обратилась в Ленинский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением к некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (региональный оператор), в котором с учетом уточнения требований просила признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в начислении Макаровой Л.М. взносов на капитальный ремонт, возложении обязанностей обеспечить начисление взносов на капитальный ремонт не ранее 01.08.2018.
В обоснование требований административный истец указала, что является собственником квартиры с кадастровым номером: N, а также квартиры с кадастровым номером: N распложенных по адресу: "адрес"
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638 многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", введенный в эксплуатацию в 2017, включен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Краснодарского края, в отношении которых в период реализации Региональной программы (2014-2043) планируется проведение капитального ремонта общего имущества (Перечень). В связи с включением многоквартирного жилого дома в Перечень с 2014 административному истцу незаконно начисляются взносы на капитальный ремонт.
Административный истец полагал действия регионального оператора по начислению в период с 2014 по 01.08.2018 взносов на капитальный ремонт принадлежащих ей жилых помещений нарушающими положения части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2.(1) статьи 6 Закона Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" (Закон N 2735-КЗ).
Ссылаясь на изложенное, Макарова Л.М. просила требования административного иска удовлетворить.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 23.06.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21.09.2021, в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в административном иске, суды пришли к выводу об отсутствии императивной нормы, закрепляющей обязанность регионального оператора актуализировать сведения о многоквартирных домах, внесенных в Перечень. Кроме того суды установили, что данная обязанность относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В кассационной жалобе Макарова Л.М. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как постановленные с существенным нарушением норм материального права, что привело к неправильному разрешению спора.
На кассационную жалобу административным ответчиком поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Кассационный суд, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их взаимосвязи следует, что решения, действия (бездействие) органов, должностных лиц, обладающих властными полномочиями, могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
При отсутствии совокупности таких условий административный иск не может быть удовлетворен.
Частью 1 статьи 5 ЖК РФ предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6.1 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует отношения, в том числе, по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11.1 части 1 статьи 4), относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другим определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения такого ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на его проведение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности его проведения (часть 1 статьи 168 поименованного кодекса), формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 названного кодекса).
В силу части 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с указанным кодексом.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Краснодарского края регулируются Законом N 2735-КЗ, предусматривающим формирование региональной программы капитального ремонта органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющего реализацию региональной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики (статья 3, пункт 1 статьи 19).
Реализуя свои полномочия постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы.
Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 20.09.2017 N 295 "Об утверждении Порядка актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы" изданным во исполнение норм Закона N 2735-КЗ актуализация сведений о многоквартирных домах отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, многоквартирный дом расположенный по адресу: "адрес" введен в эксплуатацию на основании разрешения от 27.12.2017.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638 названный многоквартирный дом внесен в Перечень.
04.10.2020 Макарова Л.М. обратилась к административному ответчику с заявлением о корректировке подлежащих оплате обязательных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
03.11.2020 региональный оператор направил Макаровой Л.М. ответ, в котором указал на невозможность внесения изменений в сроки наступления обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по ул. Рождественская Набережная, д. 39 в г. Краснодаре в связи с отсутствием соответствующих изменений в действующей региональной программе капитального ремонта общего имущества.
Суды, проанализировав положения вышеприведенных нормативных актов, правомерно пришли к выводу о том, что не могут быть признаны незаконными действия регионального оператора в отсутствие норм, закрепляющих обязанность административного ответчика по внесению изменений в Порядок.
Суд кассационной инстанции соглашается с нижестоящими судами, поскольку совокупности обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по делу не установлено, в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, правильности выводов суда не опровергают, сводятся к их необоснованной переоценке обстоятельств дела, вследствие чего постановленные судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 23.06.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21.09.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Макаровой Л.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.01.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.