Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела кассационную жалобу председателя правлении ТСН "Омега" Чепижко В.А, поступившую в суд первой инстанции 09 февраля 2022 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ТСН "Омега" к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованное лицо: департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о приостановлении государственной регистрации прав, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию прав.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
товарищество собственников недвижимости "Омега" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным и отмене решения о приостановлении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 0, 7498 га, кадастровый номер N, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 апреля 2021 года административные исковые требования ТСН "Омега" удовлетворены.
Судом признано незаконным и отменено решение о приостановлении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 0, 7498 га, кадастровый номер N.
Суд обязал Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования Товарищества собственников недвижимости "Омега" на земельный участок площадью 0, 7498 га, кадастровый номер N
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 октября 2021 года отменено решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 апреля 2021 года. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ТСН "Омега" отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, председатель правлении ТСН "Омега" Чепижко В.А. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 12 декабря 1995 года садоводческому товариществу "Омега" на основании решения Исполнительного комитета Севастопольского городского совета народных депутатов N10/507 от 27 августа 1995 года был выдан государственный акт на право постоянного пользования земельным участком площадью 7, 0509 га для ведения коллективного садоводства.
01 февраля 2008 года садоводческое товарищество "Омега" преобразовано в обслуживающий кооператив "Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков "Омега", а в результате приведения учредительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, 23 декабря 2014 года сведения о Жилищно-строительном кооперативе "Омега" были внесены в ЕГРЮЛ. 12 августа 2020 года Жилищно-строительный кооператив "Омега" был преобразован в Товарищество собственников недвижимости "Омега".
26 декабря 2020 года государственным регистратором Лапиной Е.А. было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав до 26 марта 2021 года, в том числе по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 9, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в частности заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, подтверждающие правопреемство между садоводческим товариществом "Омега", указанным в государственном акте на землю, и заявителем - товариществом собственников недвижимости "Омега"; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, поскольку заявитель просит осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка, площадью 7498 кв.м с кадастровым номером N при этом согласно сведениям ЕГРН объект с указанным кадастровым номером внесен с площадью 7498 кв.м, тогда как согласно представленного государственного акта площадь земельного участка составляет 70509 кв.м, что не позволяет его идентифицировать и препятствует государственной регистрации права на него; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В силу пункта 49 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе в следующих случаях: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9); имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости) (пункт 49).
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Из части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) следует, что до 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Как следует из части 4 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" в случае обращения заявителя с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости и (или) государственной регистрации ранее возникшего права исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием для государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, и (или) реквизиты документов, являвшихся основанием для возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, осуществляет внесение сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости и (или) государственную регистрацию ранее возникшего права в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости. Представление заявителями указанных документов требуется только в случае, если они отсутствуют в указанных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав реестрового дела соответствующего ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Пунктом 2 статьи 3 вышеуказанного закона предусмотрено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 3 того же закона пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены: некоммерческим организациям, созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства; организациям, при которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками; гаражным потребительским кооперативам. Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными юридическим лицам, указанным во втором и в третьем абзацах настоящего пункта, должно быть осуществлено до 01 января 2024 года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Во исполнение указанных правовых норм, с целью переоформления права постоянного землепользования, административным истцом было подано заявление в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о государственной регистрации прав, однако при проведении правовой экспертизы документов, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации, государственным регистратором было установлено, что в регистрирующий орган представлен ограниченный перечень документов, препятствующий осуществлению таковой.
Документов со сведениями, достаточными для предоставления испрашиваемой государственной услуги, в том числе о преобразовании юридического лица и о его последующем правопреемстве, о правообладателе спорного земельного участка, о противоречиях в отношении площади указанного земельного участка, на момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав, административным истцом представлено не было.
Вместе с тем после неоднократного предоставление дополнительных документов 15 июля 2021 года в ЕГРН было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ТСН "Омега" относительно заявленного земельного участка, что подтверждается данными, размещенными на официальном сайте Росреестра.
Исходя их вышеизложенного судом апелляционной инстанции верно было указано, что государственный регистратор имел достаточные основания для приостановления осуществления государственной услуги, которые в последующем были устранены административным истцом и переоформление права постоянного землепользования ТСН "Омега" состоялось 15 июля 2021 года.
Вместе с тем само по себе переоформление права постоянного землепользования ТСН "Омега" не приведет к восстановлению прав административного истца, так как данные действия регистрирующим органом фактически исполнены. Оспариваемое решение административного ответчика утратило свое действие в силу удовлетворения первоначального заявления. Таким образом, в отсутствие нарушенного права лица, обратившегося в суд, административный иск не подлежал удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, которым в удовлетворении административных исковых требований было отказано.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителями не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 12 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 21 апреля 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.