Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела кассационную жалобу Салех О.В, поступившую в суд первой инстанции 14 февраля 2022 года, на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 25 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 ноября 2021 года по административному исковому заявлению Салех О.В. к министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным действия (бездействия) и понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Салех О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании незаконным действия (бездействия) и понуждении совершить определенные действия.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 25 августа 2021 года в восстановлении процессуального срока для обращения в суд Салех О.В. отказано.
В удовлетворении административных исковых требований Салех О.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 ноября 2021 года оставлено без изменения решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 25 августа 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Салех О.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
От представителя министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым - Меджитова Р.Л. поступило ходатайство, в котором представитель просит рассмотреть кассационную жалобу Салех О.В. без участия в судебном заседании представителя министерства и оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что в связи с тем, что проверки, назначенные приказами министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 30 декабря 2020 года N 196 и от 21 января 2021 года N 37 проводились в отношении граждан, а не юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, и не регулируются нормами, предусмотренными Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", информация о данных проверках в Единый реестр проверок не вносится. В части предоставления по заявлению Салех О.В. информации и копий документов с результатами проведения внеплановой проверки с 15 по 21 января 2021 года в отношении Грабовой О.В, административный ответчик сообщил о проведении такой проверки, по результатам которой составлен акт проверки от 21 января 2021 года N 196, а также проведении внеплановой выездной проверки специалистами министерства в отношении Алексеева В.А, по результатам которой составлен акт проверки от 9 февраля 2021 года N 37. Одновременно, Салех О.В. административным ответчиком сообщено, что согласно статье 7 Федерального закона "О персональных данных" лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела 11 марта 2021 года министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым направило в адрес административного истца письмо от 26 февраля 2021 года N N в ответ на обращение N N от 02 февраля 2021 года.
Из указанного письма следует, что министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в период времени с 15 по 21 января 2021 года на основании обращения административного истца от 10 января 2020 года провело внеплановую выездную проверку в отношении Грабовой О.В. на земельных участках с кадастровыми номерами N "адрес", по результатам которой составлен акт проверки от 21 января 2021 года N 196. Кроме того, в связи с выявлением иного собственника земельного участка с кадастровым номером N Алексеева В.А, была организована и проведена внеплановая выездная проверка в период с 3 по 9 февраля 2021 года в отношении указанного лица, по результатам которой составлен акт проверки от 9 февраля 2021 года N 37.
В ходе проверок установлено, что на указанных трёх земельных участках с видом разрешённого использования земельных участков - "для индивидуального жилищного строительства", расположено строение, имеющее признаки жилого дома блокированной застройки. Доступ на территорию земельных участков с кадастровыми номерами N с целью проведения внеплановой выездной проверки был полностью ограничен, чем обусловлена невозможность проведения инструментального обследования территории и объекта строительства, тем самым отсутствовала возможность определения нарушений требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий). По результатам проверок установлено, что застройщиками Грабовой О.В. и Алексеевым В.А. при строительстве объекта капитального строительства с признаками жилого дома блокированной застройки, допущены нарушения требований части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом, как следует из письма, административным ответчиком уведомление о выявлении самовольной постройки не составлялось со ссылкой на то, что ранее 4 июня 2020 года по результатам иной проверки в администрацию Симферопольского района и в Родниковский сельский совет Симферопольского района уже направлялось уведомление о выявлении самовольной постройки N 01-38/2555, которое было составлено на основании акта проверок от 3 июня 2020 года N 244.
Так, в связи с исполнением вступившего в законную силу решения суда от 3 августа 2020 года по делу N 2а-750/2020 министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым на основании распоряжения (приказа) от 30 декабря 2020 года N 196 заместителя министра жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым организована внеплановая выездная проверка в отношении Грабовой О.В, правовыми основаниями проведения которой являются часть 1.1, подпункт "б" пункта 2 части 5, часть 6.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявление Салех. В. от 10 января 2020 года N С-8/94/2, решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 3 августа 2020 года N 2а-750/2020.
Специалистами министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в период с 15 по 21 января 2021 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении Грабовой О.В. по адресу: "адрес" кадастровые номера земельных участков N, по результатам которой составлен акт проверки от 21 января 2021 года N 196.
Задачами проверки являлись: проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилам землепользования и застройки, документацией по планировке строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, в отношении объекта капитального строительства, установленными законами, в отношении объекта капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, в отношении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: "адрес" (кадастровые номера земельных участков N).
В период проведения внеплановой проверки министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым получены дополнительные сведения о собственнике земельного участка с кадастровым номером N расположенном по адресу: "адрес" - выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20 января 2021 года N N, кадастровый номер земельного участка N - собственник Алексеев В.А.
На основании приказа министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 21 января 2021 года N 37, решения Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 3 августа 2020 года N 2а-750/2020, заявления Салех О.В. от 10 января 2020 года N 18768, специалистами министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в период с 3 по 9 февраля 2021 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении Алексеева В.А, "адрес" кадастровый номер земельного участка N, по результатам которой составлен акт проверки от 9 февраля 2021 года N 37.
В ходе проверок установлено, что на объекте выполнены следующие строительные работы: устройство фундаментов, устройство железобетонного каркаса с заполнением стен из мелкоштучного камня, устройство кровли, монтаж оконных блоков, отделка фасада.
При проведении проверок, в том числе, с анализом общедоступной информации, размещённой на публичной кадастровой карте, установлено, что по адресу: "адрес" вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, расположено строение, с визуально определяемым количеством этажей - 2 этажа, имеющий признаки "жилого дома блокированной застройки", расположенного на 3-х смежных земельных участках с устройством отдельных входов на каждый обособленный земельный участок по вышеуказанному адресу.
Согласно сведениям, размещенным в Публичной кадастровой карте, информация о том, что строительство осуществляется в охранной зоне подземного полиэтиленового газопровода среднего давления не подтверждается.
10 января 2020 года Салех О.В. просила возбудить дела об административном правонарушении и привлечь виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на нарушения требований, предъявляемых к экологической безопасности, и нарушения прав и законных интересов граждан, и реально существующей угрозы утраты или повреждения имущества, причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства регулируются Законом Республики Крым от 16 января 2015 года N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым".
Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 года N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.
Данным положением устанавливается порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанного надзора.
Пункт 2 Положения устанавливает случаи осуществления государственного строительного надзора: а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит экспертизе в соответствии со статьёй 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; б) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьёй 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящего Положения, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, - проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (пункт 4(2) Положения).
В случае если по результатам проведённой проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт (пункт 4(3) Положения).
В соответствии с частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "б" или "в" пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учётом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.
В силу положений части 6.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.
В соответствии с частью 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае если по результатам проведённой проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.
Приказом министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 25 сентября 2020 года N 29-"П" утверждён Административный регламент осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента органом исполнительной власти Республики Крым, осуществляющим государственный надзор, является министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
Пункт 20.6 Административного регламента предусматривает визуальный осмотр должностным лицом, проводящим проверку: 1) соответствие выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации; 2) устранение нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора; 3) соблюдение запрета приступать к выполнению работ до составления акта об устранении нарушений (недостатков), выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении регионального государственного строительного надзора.
Проверки могут быть сопряжены с проведением (назначением) министерством экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов (изделий) (пункт 20.7 Административного регламента).
В случае необоснованного препятствования проверяемого субъекта надзора проведению проверки, уклонения субъекта надзора проверки от проведения проверки и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний министерства, юридическое лицо, его руководитель, индивидуальный предприниматель, их уполномоченные представители, должностное лицо, физическое лицо несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 20.14 Административного регламента).
В качестве факта необоснованного препятствования проверяемого субъекта надзора проведению проверки, уклонения субъекта надзора проверки от проведения проверки является в том числе: 1) непринятие мер к обеспечению беспрепятственного доступа должностных лиц министерства на поднадзорные объекты при проведении проверки; 2) непредставление документов или их копий на основании распоряжения (приказа) о проведении проверки, запроса (запросов) на представление документов, составленного должностным лицом министерства в установленные сроки и в полном объеме, при условии отсутствия письменного объяснения причин их не предоставления (пункт 20.15 Административного регламента).
В случае если по результатам проведённой проверки в отношении объектов, указанных в части 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, министерством выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или без документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, которые предоставляют (удостоверяют) право на выполнение строительных работ, выданных (зарегистрированных) до 21 марта 2014 года, либо разрешительных документов, выданных (зарегистрированных) в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности, сведения о которых внесены в реестр поднадзорных и неподнадзорных объектов, или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство или документах, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, которые предоставляют (удостоверяют) право на выполнение строительных работ, выданных (зарегистрированных) до 21 марта 2014 года, либо разрешительных документах, выданных (зарегистрированных) в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности, внесенных в реестр поднадзорных или неподнадзорных объектов, или факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, должностным лицом министерства составляется акт проверки в 3 экземплярах.
Третий экземпляр акта, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы направляются с уведомлением о выявлении самовольной постройки, предусмотренным частью 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории - в орган местного самоуправления муниципального района (пункт 21.15 Административного регламента).
Юридическим фактом, являющимся основанием для применения мер воздействия к нарушившим обязательные требования застройщикам, техническим заказчикам, лицам, осуществляющим строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), является составленный акт проверки, содержащий выявленные проверкой нарушения техническим заказчиком, застройщиком обязательных требований. Акт проверки является основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство (реконструкцию), предписания об устранении выявленных нарушений. Предписание об устранении выявленных нарушений прилагается к акту проверки.
По факту выявленных замечаний в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляется протокол об административном правонарушении (пункт 23.1 Административного регламента).
Пункт 23.4 Административного регламента содержит перечень решений, принимаемых уполномоченным органом по результатам проведённой проверки.
Так, при наличии оснований для привлечения виновных лиц к ответственности министерством возбуждается дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также подготавливаются материалы для их передачи в правоохранительные органы с целью решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности (пункт 23.10 Административного регламента).
Уполномоченное на внесение информации в единый реестр проверок должностное лицо министерства осуществляет внесение в единый реестр проверок информации о мерах, принятых по результатам проверки, не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления в министерство информации в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 415 (пункт 23.13 Административного регламента)
Пункт 23.33 Административного регламента содержит перечень постановлений, принимаемых уполномоченным органом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как верно установлено судами нижестоящих инстанций и подтверждается материалами дела, проведена в соответствии с требованиями Административного регламента, уполномоченным органом приняты определение от 21 января 2021 года N196/1 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Грабовой О.В. по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определение от 9 февраля 2021 года N 37/1 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Алексеева В.А. по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2 февраля 2021 года Салех О.В. обратилась с заявлениями в министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, в котором просила предоставить информацию и копии документов с результатами проведения внеплановой проверки с 15 по 21 января 2021 года в отношении правообладателя земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" Грабовой О.В.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Положения указанного закона распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (части 1 и 2 статьи 1).
Помимо того, в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Статьёй 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что обращение Салех О.В. рассмотрено в соответствии с полномочиями органа исполнительной власти.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции обоснованно было указано на исключение выводов суда первой инстанции о пропуске Салех О.В. обращения в суд, поскольку к административному исковому заявлению приложена распечатка с личного кабинета интернет-приёмной портала Правительства Республики Крым, из которой следует, что Салех О.В. о результатах рассмотрения её обращения N ИП-58939 от 02 февраля 2021 года, а именно получен ответ от 26 февраля 2021 года N СО-8/-1/2; С-8/276/2.
С настоящим административным иском Салех О.В. обратилась в суд 4 июня 2021 года, что свидетельствует о том, что срок обращения в суд ею не пропущен.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 25 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 28 апреля 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.