Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела кассационную жалобу Ивановой Н.С, поступившую в суд первой инстанции 08 февраля 2022 года, на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 14 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2021 года по административному исковому заявлению Ивановой Н.С. к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти, понуждении к совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванова Н.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка по "адрес", площадью 912 кв.м, выраженного в письме от 22 января 2021 года N N
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 14 апреля 2021 года административное исковое заявление Ивановой Н.С. оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2021 года оставлено без изменения решение Ленинского районного суда города Севастополя от 14 апреля 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Иванова Н.С. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым разрешить спор по существу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что зона незастроенных территорий не предусматривает возможность индивидуального жилищного строительства, испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации, в связи с чем оспариваемое решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка является обоснованным.
Судами так же было указано, что выкопировкой Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114, с обозначением испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории подтверждается, что зона малоэтажной жилой застройки по сравнению с зоной незастроенных территорий, в которые входит испрашиваемый земельный участок, ничтожно мала и не может отвечать целям использования земельного участка, заявленным Ивановой Н.С. - для индивидуального жилищного строительства.
Так же судами было указано, что социальные гарантии, предоставленные Ивановой Н.С. как ребенку войны и само предоставление участка являются различными юридическими процедурами.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Судами нижестоящих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что Иванова Н.С. является ребенком войны, о чем ей выдано соответствующее удостоверение.
Как следует из материалов дела, 10 декабря 2020 года Иванова Н.С. обратилась в департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением по вопросу согласования схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу "адрес", площадью 912 кв.м.
Письмом от 22 января 2021 года за исх. NГУ-исх-410/21 департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Ивановой Н.С. отказано в предоставлении государственной услуги, в обоснование указано, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации, а так же в соответствии с приказом Министерства культуры от 12 августа 2016 года N 1864 относится к зонам р-4-3, уч. М3-11.
Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя по результатам рассмотрения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории представлена информация о том, что указанный земельный участок, согласно Генеральному плану города Севастополя 2005 года, частично расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, а так же в зоне незастроенной территории, в том числе со сложными условиями рельефа.
Основным принципом земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно частям 2, 12 статьи 11.10 названного кодекса и пункт 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.12.2014 года N762, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, землеустроительной документации, наличия зон с особыми условиями использования территорий.
В свою очередь, пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, является, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Кроме того, статьей 2 Закона города Севастополя "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" N299-ЗС от 16.12.2016 года регламентировано, что наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, установлены основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Статьей 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены виды комплексного развития территории:
- комплексное развитие незастроенной территории;
- комплексное развитие территории жилой застройки;
- комплексное развитие территории нежилой застройки;
- комплексное развитие территории по инициативе правообладателей.
Процедура принятия и реализации решения о комплексном развитии незастроенной территории установлена частью 8 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации и состоит из следующих этапов:
1) принятие решения о развитии незастроенной территории и его опубликование в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации;
2) проведение торгов в целях заключения договора о комплексном развитии незастроенной территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии незастроенной территории, реализации такого решения юридическими лицами, определенными Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации);
3) заключение договора о комплексном развитии незастроенной территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии незастроенной территории или реализации такого решения юридическими лицами, определенными Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации);
4) предоставление земельного участка или земельных участков в аренду без торгов в целях реализации договора о комплексном развитии незастроенной территории лицу, с которым заключен такой договор;
5) подготовка и утверждение документации по планировке территории, а также при необходимости внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки;
6) выполнение мероприятий, связанных с архитектурно-строительным проектированием, со строительством объектов капитального строительства в целях реализации утвержденной документации по планировке территории, а также иных необходимых мероприятий в соответствии с этапами реализации решения о комплексном развитии незастроенной территории, в том числе по предоставлению необходимых для этих целей земельных участков, образованных из земельного участка или земельных участков, указанных в пункте 4 настоящей части.
Таким образом зона незастроенных территорий не предусматривает возможность индивидуального жилищного строительства; испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 года N121-О-О разъяснено, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий. Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 14 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 28 апреля 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.