Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя министра жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым Сплюхиной С.В. и представителя министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым по доверенности Солохина С.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от21 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Горячей Т.И. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения участвовавших в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым по доверенности Солохина С.С, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, представителя Горячей Т.И. по доверенности Смаль И.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Горячая Т.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 1 февраля 2021 года во включении в реестр поднадзорных объектов капитального строительства сведений об объекте: "Реконструкция существующего рынка, расположенного по адресу: "адрес"".
Просила обязать административного ответчика включить в указанный реестр названный объект в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя от 4 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными пункт 1.1, пункт 1.2, абзац первый пункта 1.4 решения министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, изложенные в письме от 1 февраля 2021 года N 3/97пн об отказе Горячей Т.И. во включении сведений об объекте капитального строительства в реестр поднадзорных объектов. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 21 января 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований, в этой части по делу принято новое решение об их удовлетворении.
Признан незаконным пункт 1.3 и абзац второй пункта 1.4 решения министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, изложенного в письме от 1 февраля 2021 года N3/97пн, об отказе ГорячейТ.И. во включении сведений об объекте капитального строительства в реестр поднадзорных объектов/Реестр неподнадзорных объектов капитального строительства.
На министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым возложена обязанность включить в реестр поднадзорных объектов капитального строительства сведения об объекте: "Реконструкция существующего рынка", расположенного по адресу:г. "адрес", вид строительства реконструкции" в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части судебное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной заместителем министра жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым Сплюхиной С.В. и представителем министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым по доверенности Солохиным С.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 10 февраля 2022года, определением судьи кассационной инстанции от 21 марта 2022года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителя министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым по доверенности Солохина С.С, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, представителя Горячей Т.И. по доверенности СмальИ.Н, полагавшей апелляционное определение законным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных впунктах 1 и 2 части 9настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных впунктах 3и4 части 9и вчасти 10настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, по заявлению застройщика ГорячейТ.И. 24 апреля 2014 года архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ по реконструкции существующего рынка по адресу: "адрес".
До регистрации декларации Горячей Т.И. исполнительным комитетом Симферопольского городского совета 19 марта 2014 года выданы градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, в целях строительства объекта "реконструкция существующего рынка".
Горячая Т.И. 28 декабря 2020 года обратилась в министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением о внесении в реестр поднадзорных объектов капитального строительства сведений о названном объекте.
В качестве документа, на основании которого велось строительство, указана декларация о начале выполнения строительных работ, зарегистрированная архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым 24 апреля 2014 года.
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым 1 февраля 2021 года пришло к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об объекте в реестр поднадзорных объектов капитального строительства в связи с выявленными нарушениями требований пункта 2.1, 2.4 раздела 2 Порядка формирования реестра, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от6февраля 2020 года N 51, Суд первой инстанции признал незаконными пункт 1.1, пункт 1.2 и абзац первый пункта 1.4 оспариваемого решения.
В части оснований для отказа во включении в реестр, которые изложены в пункте 1.3 и абзаце втором пункта 1.4 письма министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, районный суд пришёл к выводу, что обстоятельства дела не свидетельствуют о том, что документы, разрешающие строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, соответствуют исходным данным на проектирование.
Апелляционный суд правомерно не согласился с такими выводами.
Согласно части 1 статьи 21.3 Закона Республики Крым N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" в срок до 31 декабря 2020 года, в целях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со статьёй 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит экспертизе, застройщики или технические заказчики строительства, реконструкции таких объектов, имеющие действующие документы, разрешающие строительство или реконструкцию таких объектов на территории Республики Крым, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами Республики Крым до 1 января 2015 года, государственными и иными официальными органами Республики Крым - до 31 декабря 2019 года, направляют в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, строительство которых должно осуществляться под государственным строительным надзором (далее - Реестр поднадзорных объектов).
В соответствии с частью 2 статьи 21.3 Закона Республики Крым N67-ЗРК/2015 к заявлению прикладываются перечисленные в названной части документы.
Порядок формирования Реестра поднадзорных объектов утверждён Постановлением Совета министров Республики Крым от 6 февраля 2020 года N 51 (далее - Порядок).
Из пункта 1.2 Порядка следует, что Реестр поднадзорных объектов - это перечень сведений о документах, разрешающих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, проектной документации, на основании которой Застройщиком либо техническим заказчиком были получены (зарегистрированы) документы до 21 марта 2014 года либо на основании которых были получены (зарегистрированы) документы в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности, разрешающие строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, строительство (реконструкция) которых должно осуществляться при условии проведения государственного строительного надзора в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка для включения в Реестр поднадзорных объектов Застройщик или Технический заказчик строительства (реконструкции) объектов капитального строительства подает заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку на бумажном носителе посредством личного обращения в Уполномоченный орган либо направляет заявление в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении заявления.
К заявлению о включении в Реестр поднадзорных объектов прикладываются следующие документы (либо их заверенные копии):
1) документы, подтверждающие право собственности или пользования земельным участком, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также содержащие сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
2) исходные данные для проектирования, послужившие основанием для выдачи документов, разрешающих строительство или реконструкцию;
3) документ, предоставляющий (удостоверяющий) право на проведение строительства или реконструкции объектов капитального строительства, действующий в момент подачи заявления о включении в Реестр поднадзорных объектов;
4) материалы проектной документации, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", либо в ином порядке, если разрешительные документы на начало строительных работ (реконструкцию) были получены (зарегистрированы) до 21 марта 2014 года.
К материалам проектной документации, указанным в настоящем подпункте настоящего Порядка, относятся:
- пояснительная записка;
- раздел проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" (Генеральный план земельного участка), выполненный в соответствии с исходными данными на проектирование;
- раздел проектной документации "Архитектурные решения";
- перечень мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного значения, объектам жилищного фонда;
- обоснования принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов с указанием сроков начала строительства (реконструкции) и окончания строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
5) положительное заключение экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с действующим на момент выдачи заключения законодательством;
6) положительное заключение экологической экспертизы проектной документации (в случаях, если это предусмотрено действующим на момент получения документации законодательством);
7) иные заключения (согласования) исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, предусмотренные действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях, если такие заключения (согласования) не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства).
К таковым заключениям (согласованиям) в том числе относятся копии согласований органов местного самоуправления на предмет соответствия строящегося (реконструируемого) либо уже построенного (реконструированного) объекта капитального строительства установленному виду разрешённого использования земельного участка, соответствия предельным параметрам разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, а также согласований, предусмотренных частью 4 статьи 4 Закона Республики Крым от 7 июля 2017 года N 409-ЗРК "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории".
Уполномоченный орган в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента регистрации заявления проводит проверку представленных документов, по результатам которой вносит сведения в Реестр поднадзорных объектов. Лицу, направившему заявление, способом, указанным в заявлении, направляется уведомление о принятом решении о включении в Реестр поднадзорных объектов (пункт 2.3 Порядка).
Пункт 2.4 Порядка формирования Реестра предусматривает, что заявление и документы, принятые к рассмотрению Уполномоченным органом, проверяются на соответствие следующим требованиям:
- комплектность (наличие всех документов необходимых для подачи заявления);
- срок действия документа, разрешающего строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (документ должен быть действующим на дату подачи заявления);
- наличие правоустанавливающих документов на земельный участок (за исключением объектов, в отношении которых документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком, не требовался и не представлялся при получении документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его выдачи);
- соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование;
- соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией, действующей на момент получения Застройщиком либо Техническим заказчиком документов, указанных в части 2 статьи 21.2 Закона N 67-ЗРК/2015;
- наличие заключений (согласований) исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предусмотренных действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях, если такие заключения (согласования) не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства), в том числе на наличие согласований, установленных требованиями части 4 статьи 4 Закона N 409-ЗРК/2017.
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка основаниями для отказа о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов являются:
1) истечение срока действия документа, разрешающего строительство или реконструкцию;
2) несоответствие документов требованиям, установленным пунктом 2.4 настоящего Порядка;
3) отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок (за исключением объектов, в отношении которых документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком, не требовался и не представлялся при получении документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его выдачи).
Вышеуказанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
Административный ответчик, отказывая Горячей Т.И. во включении сведений об объекте в реестр, сослался на указанные выше основания, перечисленные в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 оспариваемого решения органа со ссылкой на установление нарушений требований пункта 2.1, 2.4 раздела 2 Порядка формирования Реестра поднадзорных/Реестр неподнадзорных объектов, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 6 февраля 2020 года N 51.
Вместе с тем, оспариваемое решение вышеуказанным требованиям закона не соответствует, не содержит ни одного из перечисленных в пункте 2.5 оснований для отказа о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов. При этом содержащиеся в правовом акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами и исполнимым.
Административный истец обратился за внесением в Реестр сведений об объекте, расположенном на одном и том же земельном участке, в связи с чем, неправомерно указание органом на нарушение, описываемое в пункте 1.3 оспариваемого отказа.
Исполнительным комитетом Симферопольского городского совета 19марта 2014 года за N 383 были выданы Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка в целях строительства объекта "реконструкция существующего рынка".
В договоре аренды земельного участка от 25 декабря 2002 года реестр N 2-З-732 с учётом изменений адрес земельного участка, на котором расположены объекты, подлежащие реконструкции, также указан адрес:г. "адрес". Этот же адрес указан и в проектной документации, предоставленной Горячей Т.И. органу вместе с заявлением от 28 декабря 2020 года.
В декларации о начале выполнения строительных работ по реконструкции существующего рынка от 24 апреля 2014 года адрес объекта указан: г.Симферополь, пр. Победы, 230.
Для устранения несоответствия в указании в представленных документах адреса объекта Горячей Т.И. к заявлению от 28 декабря 2020 года была приложена пояснительная записка, согласно которой в декларации о начале выполнения строительных работ от 24 апреля 2014 года, а также в самом заявлении указан почтовый адрес объекта капитального строительства:г. "адрес".
Совокупность исследованных апелляционным судом доказательств свидетельствует о том, что в представленных Горячей Т.И. вместе с заявлением документах речь идет не о разных объектах. Местом нахождения и арендуемого земельного участка и реконструируемого объекта капитального строительства является одним и тем же, в связи с чем, несостоятельно такое основание для принятия оспариваемого решения, как различие адресов.
Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым неоднократно выносились решения об отказе Горячей Т.И. во включении сведений в реестр поднадзорных объектов капитального строительства по аналогичным основаниям, что свидетельствует о злоупотреблениях ответчика, нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца. В качестве способа восстановления нарушенного права истца, на ответчика правомерно возложена обязанность включить в реестр сведения об указанном выше объекте в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Поскольку судом апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от21 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.