Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В, Мартыновой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Калмыкия" об установлении факта работы по обеспечению оказания медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 9 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Калмыкия" - Бурлаковой Н.Л. просившую жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Калмыкия" (далее - ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК", Учреждение) об установлении факта работы по обеспечению оказания медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.
В обоснование исковых требований указано, что истец осуществляет трудовую деятельность в ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК" в качестве водителя автомобиля группы материально-технического и хозяйственного обеспечения на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ он освобожден от выполнения своих функциональных обязанностей и по настоящее время полностью задействован в борьбе с пандемией COVID-19 согласно приказам Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, выполняет обязанности, аналогичные обязанностям водителей машин выездных бригад скорой медицинской помощи, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, а потому полагает, что он попадает в число работников, имеющих право на получение стимулирующих выплат, предусмотренных указанным постановлением. По настоящее время такие выплаты ему не произведены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, в окончательном варианте своих требований, истец просил суд установить, что выполняемая им работа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аналогична работе, указанной в пункте "г" абз. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, обязать ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК" произвести выплаты за период с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ согласно указанному постановлению; взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 9 сентября 2021 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции истец не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без его участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В силу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения").
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно- эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с пунктом 1.3 Приложения 2 к Приказу Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" руководящие работники Минздрава субъекта Российской Федерации и руководители медицинских организаций должны утвердить перечень общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции.
Частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 августа 2020 г. N 1312 "Об установлении в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно- эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации".
Пунктом "г" части 1 указанного Постановления в 2020 году установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в следующих размерах: врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико- санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам- терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 определены категории медицинских работников, кто вправе претендовать на выплаты стимулирующего характера, а именно врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал. Иные категории данным постановлением не определены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г..N 1896 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 1 ноября 2020 г..по 31 декабря 2021 г..установлена специальная социальная выплата за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленную для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующим категориям указанных работников: врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, а также военнослужащие, сотрудники и работники, выполняющие обязанности, аналогичные
трудовым функциям соответствующих работников, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в должности водителя автомобиля группы материально-технического и хозяйственного обеспечения ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК". За ФИО1 закреплена автомашина, принадлежащая ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК", марки УАЗ-396295, кабина водителя которой изолирована от салона.
Согласно должностной инструкции водителя автомобиля группы материально-технического и хозяйственного обеспечения ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК", утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, водитель автомобиля группы материально-технического и хозяйственного обеспечения относится к обслуживающему персоналу, в его обязанности входит соблюдать требования ПДД, проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировку на рабочем месте и проверку знаний ПДД, немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя об ухудшении состояния своего здоровья, проходить обязательный предварительный ежедневный медицинский осмотр, выполнять только порученную работу.
ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК" является единственным медицинским учреждением в Республике Калмыкия, оказывающим медицинскую помощь прикрепленному контингенту (сотрудники МВД, ФСИН, МЧС). Однако ввиду отсутствия подразделения, оказывающего скорую медицинскую помощь, приказом ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК" определена выездная медицинская бригада для отбора биологического материала для лабораторных исследований.
Приказом ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК" от ДД.ММ.ГГГГ N с целью обеспечения предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции назначена медицинская бригада для работы с контактными и больными COVID-19 с ДД.ММ.ГГГГ до особого распоряжения с последующей самоизоляцией по месту проживания в течение 14 календарный дней с сохранением заработной платы, в состав которой согласно приложению включен и ФИО1 - водитель ОМТ и ХО ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК", для осуществления отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 у контактных больных COVID-19.
Пунктом 6 данного приказа на специалиста Учреждения ФИО7 возложена обязанность подготовить и заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с работниками медицинских бригад.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ N в состав медицинской бригады для работы в очаге новой коронавирусной инфекции COVID-19 и при подозрении на заболевание, вызванное новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен истец ФИО1 - водитель ОМТ и ХО Учреждения.
Пунктами 4 и 5 указанного приказа на специалиста НК Учреждения ФИО7 возложена обязанность подготовить и заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с работниками медицинских бригад, на главного бухгалтера ЦБ ФИО8 - выплачивать выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам на основании приказа о привлечении в очаге COVID-19 и при подозрении на заболевание, вызванное COVID-19.
Дополнительные соглашения, предусмотренные приказами ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК" от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N между ответчиком и истцом не заключались, выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО1 не производились.
По данному факту ФИО1 обращался в МВД по РК с жалобой, по результатам рассмотрения которой ДД.ММ.ГГГГ нарушений трудового законодательства по факту невнесения изменений в трудовой договор, заключенный с ФИО1, не установлено в связи с отсутствием изменений трудовых функций, а также существенных изменений трудового договора.
По результатам проведенной Государственной инспекцией труда в Республике Калмыкия ДД.ММ.ГГГГ проверки по обращению ФИО1 в отношении ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК", нарушений обязательных требований правовых актов выявлено не было, о чем истцу дан мотивированный ответ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 суд первой инстанции исходил из того, что должность водителя медицинской бригады, осуществляющей только отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 у контактных и больных COVID-19, не предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, трудовая функция истца после включения его в указанную бригаду не изменилась, оснований для установления выполняемой ФИО1 работы по обеспечению оказания медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аналогичной указанной в пункте "г" абз. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, не имеется.
Суд указал, что названными приказами Учреждения на выездную медицинскую бригаду не возлагались обязанности по транспортировке и эвакуации больных коронавирусной инфекцией, перевозку больных или с подозрением на коронавирусную инфекцию ФКУЗ "МСЧ МВД России по РК" не осуществляло.
Должность водителя не относится к медицинскому персоналу, предназначенному для реализации функций медицинского обеспечения, а является обеспечивающим персоналом, предназначенным для реализации функций материально-технического обеспечения деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, находит их основанными на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях, подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Выводы судов надлежащим образом мотивированы, со ссылкой на установленные по делу обстоятельства и подлежащие применению нормы права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что истец имеет право на включение его в категорию лиц, имеющих право на дополнительные выплаты за особые условия труда, поскольку был изменен режим его работы, при работе им использовались средства индивидуальной защиты, а также были изменены функциональные обязанности, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно не приняты во внимание по основаниям, подробно указанным в обжалуемых постановлениях.
Переоценка установленных по делу обстоятельств спора и доказательств по делу находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений, по доводам, указанным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 8 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 9 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.