Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Фрид Е.К, судей Грибанова Ю.Ю, Косарева И.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковальчука Григория Васильевича к администрации Амурского сельского поселения Красногвардейского района об оспаривании уведомления об изменении размера арендной платы, по кассационной жалобе Ковальчука Г.В. на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 10 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Косарева И.Э, объяснения представителей ответчика - Усенко И.В. и Эдемовой Л.Д. (главы сельского поселения), полученных посредством использования средств видео-конференцсвязи, обеспеченной Красногвардейским районным судом Республики Крым, судебная коллегия
установила:
Ковальчук Е.В. обратился в суд с иском к администрации Амурского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, в котором просил признать недействительным уведомление и одностороннее изменение размера арендной платы по договору аренды земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, с N, расположенного в "адрес", заключенному между сторонами ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что ему принадлежат нежилые помещения консервного завода, находящиеся в полуразрушенном состоянии. С целью восстановления принадлежащего ему имущества истец заключил с ответчиком договор аренды земельного участка с видом разрешенного использования - земли промышленности, на котором расположены данные здания. По условиям договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендная плата составила "данные изъяты" руб. в год из расчета 3% от нормативной стоимости земельного участка ("данные изъяты" руб.).
Однако ДД.ММ.ГГГГ истец получил от ответчика уведомление об увеличении арендной платы до "данные изъяты" руб. в год, с чем он не согласен, поскольку считает, что одностороннее увеличение арендной платы не мотивировано основаниями, предусмотренными в п. 3.6 договора (инфляция, изменение нормативной цены земель). Кроме того, в нарушение п. 4.3 договора аренды уведомление об изменении арендной платы не содержит расчета измененной цены.
В уведомлении указано, что изменение арендной платы обусловлено применением результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, однако названное распоряжение, по мнению истца, неприменимо в отношении земельных участков, расположенных на территории Республики Крым.
Кроме того, уведомление обосновано неопубликованным в установленном порядке нормативным документом - Положением о порядке определения кадастровой цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности МО Амурское сельское поселение Красногвардейского район Республики Крым, утвержденным решением Амурского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым от 20 февраля 2020 года N28/2-VIII.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 10 марта 2021 года в удовлетворении иска было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 июня 2021 года решение районного суда от 10 марта 2021 года оставлено без изменения с отклонением жалобы истца.
В кассационной жалобе Ковальчук Г.В. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных постановлений со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель полагает, что результаты кадастровой оценки земли не подлежат применению при определении размера арендной платы. По условиям договора размер арендной платы подлежит изменению в связи с изменением нормативной цены земельного участка, что не тождественно определению его кадастровой стоимости. Кроме того, изменение условий договора аренды в связи с принятием Положения от 20.02.2020 N28/2-VIII незаконно, так как последнее не опубликовано в установленном порядке.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Администрация Амурского сельского поселения Красногвардейского района РК, против доводов кассационный жалобы возражает, считает их необоснованными, в удовлетворении кассационной жалобы просит отказать, вынесенные судебные постановления оставить без изменения.
Доводы возражений были поддержаны явившимися в заседание суда кассационной инстанции (с использованием средств ВКС) представителями ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступивших возражений, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в пределах содержащихся в поданной жалобе доводов, в отсутствие извещенного в порядке ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, но неявившегося подателя жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении спора судами не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Амурского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым (арендодатель) и Ковальчуком Г.В. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка муниципальной собственности площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования - пищевая промышленность, расположенного по адресу: "адрес", сроком на "данные изъяты" лет.
Пунктом 3.1 договора аренды предусмотрено, что размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается в процентном отношении к кадастровой стоимости земельного участка согласно расчету, являющемуся неотъемлемой частью договора, и составляет "данные изъяты". в год. Размер арендной платы определен исходя из нормативной оценки земельного участка в размере "данные изъяты", определенной в соответствии с ч.1 ст.11 Закона Республики Крым N38-ЗРК от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", абз.1 п. 34 Положения о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установления сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров РК N450 от 12 ноября 2014 года.
ДД.ММ.ГГГГ арендодатель уведомил арендатора об увеличении арендной платы до "данные изъяты". в год начиная с ДД.ММ.ГГГГ в связи с применением с ДД.ММ.ГГГГ результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, утвержденных распоряжением Совета министров Республики Крым от 04 июля 2018 года N755-р и в соответствии с Положением о порядке определения кадастровой цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности МО Амурское сельское поселение Красногвардейского район Республики Крым, утвержденным решением Амурского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым от 20 февраля 2020 года N28/2-VIII (далее - Положение N28/2-VIII).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 421, 424 Гражданского кодекса РФ, п.3 ст. 39.7, ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 11 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года N450, распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N1498-р, в редакции распоряжений Совета министров Республики Крым от 04 июля 2018года N755-р от 26 ноября 2018 года N1441-р, от 21 ноября 2019 года N1492-р, Положения от 20 февраля 2020 года N28/2-VIII, исходил из того, что размер арендной платы по договору аренды от 31 октября 2016 года, определенный исходя из нормативной стоимости земельного участка, является регулируемым и был установлен нормативными актами, утратившими силу с 01 января 2020 года. В соответствии с нормативным регулированием, действующим с 01 января 2020 года, размер арендной платы определен, исходя из кадастровой стоимости земельного участка и процентных ставок согласно Положения, утвержденного решением Амурского сельского совета от 20 февраля 2020 года N28/2-VIII, в пределах предоставленных ему полномочий, с опубликованием его текста, способом, определенным Уставом МО, в том числе путем обнародования на информационных стендах и на сайте администрации в сети Интернет.
Кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, которыми при разрешении спора установлены фактические обстоятельства дела в достаточном объеме, правильно определены имеющие юридическое значение по делу обстоятельства, судебные акты приняты на основании исследованных и оцененных по правилам ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ доказательств с правильным распределением бремени доказывания, применен закон подлежащий применению, ошибок в его толковании не допущено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.19 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года N450, утратившим силу с 01 января 2020 года, в связи с изданием Постановления Совета министров Республики Крым от 28.12.2019 N 821, из муниципальных нормативных актов исключены нормы, предусматривающие расчет арендной платы исходя из нормативной цены.
Согласно распоряжения Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N1498-р, с изменениями, утвержденными распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 года N1492-р, с 01 января 2020 года на территории Республики Крым применяются результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, согласно распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-р, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере "данные изъяты".
Решением Амурского сельского совета Красногвардейского района РК от 20 февраля 2020 года N28/2-VIII, утверждено Положение о порядке определения кадастровой цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Красногвардейского района Республики Крым, которое вступило в силу с 01 января 2020 года.
Таким образом с 01 января 2020 года на территории Амурского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым расчет годовой арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка и ставки платы за использование земельных участков муниципальной собственности в размере 0, 5%, и расчет арендной платы по договору аренды соответствует нормативному акту, принятому уполномоченным органом местного самоуправления.
Поскольку договор аренды между сторонами по делу был заключен после вступления в силу Земельного кодекса РФ, арендная плата по нему является регулируемой и согласно п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 года N 73, изменение установленных ставок арендной платы влечет изменение условий договора, при этом дополнительного изменения договора не требуется.
Пунктом 4.3 договора аренды установлено, что оформление изменения арендной платы производится в форме уведомления. Арендодатель извещает арендатора письменно с приложением расчета арендной платы об изменении размера арендной платы либо обеспечивает опубликование в средствах массовой информации о перерасчете арендной платы.
В связи с вышеуказанным доводы кассационной жалобы о том, что результаты кадастровой оценки земли не подлежат применению при определении размера арендной платы, а по условиям договора размер арендной платы подлежит изменению в связи с изменением нормативной цены земельного участка, что не тождественно его кадастровой стоимости, являются несостоятельными, основаны на ошибочном толковании норм права, в связи с чем отклоняются.
Доводы кассационной жалобы о том, что изменение условий договора аренды в связи с принятием Положения от 20.02.2020 N28/2-VIII незаконно, так как последнее не опубликовано, также являются ошибочными.
Согласно абзацу второму части 2 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании (при его наличии).
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание (абзац третий части 2 ст. 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст. 47 Федерального закона N 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Как следует из материалов дела, и не отрицалось истцом, решение Амурского сельского совета Красногвардейского района РК от 20 февраля 2020 года N28/2-VIII, утверждено соответствующее Положение о порядке определения кадастровой цены, размера арендной платы.., размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Красногвардейского района Республики Крым, в порядке предусмотренном п. 65 Устава МО, было опубликовано посредством размещения на портале Минюста России, а также на информационных стендах МО.
Судами установлены все обстоятельства дела, которые получили правовую оценку во взаимосвязи, в судебных актах отражены все значимые и важные обстоятельства, приведены мотивы, по которым суды пришли к тем или иным выводам и постановлены обжалуемые судебные постановления.
Судебные постановления отвечают требованиям статей 195, 196 ГПК РФ, а кассационная жалоба не содержит оснований, по которым они могли бы быть отменены или изменены, а также ссылок на допущение процессуальных нарушений или неверное применение норм материального права, являющихся основанием для отмены правильного по существу судебного постановления.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, не подтверждают незаконности судебных постановлений с позиции применения норм права, были предметом рассмотрения в судах и сводятся лишь к выражению иной правовой точки зрения, основанной на утверждении правильности позиции заявителя жалобы.
Несогласие с результатами оценки доказательств, произведенной судами нижестоящих инстанций, не подпадает под приведенный в статье 379.7 ГПК РФ, ч. 3 ст. 390 ГПК РФ исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, предусматривающий недопустимость пересмотра вступившего в законную силу судебного акта только в целях проведения повторного слушания по делу и получения лицом, участвующим в деле, нового судебного акта. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов жалобы, проверенных с изучением материалов дела, также не установлено.
При установленных обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по жалобе истца не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 10 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 июня 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ковальчука Григория Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.