дело N 2-190/2021
8г-36774/2021
г. Краснодар
24 марта 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 24 марта 2022 года.
Определение в полном объеме изготовлено 31 марта 2022 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Жогина О.В, Хаянян Т.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Симферополя на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 сентября 2021 года по иску прокурора города Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Симферополя, при участии третьих лиц: Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, муниципальное казенное учреждение Департамент развития экономического потенциала территории и муниципального заказа администрации города Симферополя Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя Генеральной Прокуратуры Российской Федерации - прокурора Пономаревой П.Г. (удостоверение от 26 июля 2021 года), возражавшей против доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц (далее - истец, прокурор) обратился в суд с иском к администрации города Симферополя (далее - ответчик, администрация) о понуждении совершить определенные действия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, муниципальное казенное учреждение Департамент развития экономического потенциала территории и муниципального заказа администрации города Симферополя Республики Крым (далее - третьи лица).
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 сентября 2021 года, исковые требования удовлетворены частично - на администрацию возложена обязанность устранить нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а именно обеспечить возможность предоставления в электронной форме следующих муниципальных услуг:
1) предоставление информации о порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена;
2) переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования;
3) прекращение прав на земельный участок;
4) предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов;
5) предварительное согласование предоставления земельного участка;
6) утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
7) ведение очередности граждан на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности;
8) предоставление сведений из реестра муниципального имущества муниципального образования;
9) предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для передачи в аренду;
10) передача приватизированных жилых помещений из собственности граждан в собственность муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (деприватизация);
11) передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда) муниципального образования;
12) выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в действующий договор аренды земельного участка;
13) присвоение, изменение и аннулирование адресов объектам недвижимости участка;
14) выдача сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
15) предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
16) предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
17) согласование установки информационных конструкций на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, аннулирование таких согласований;
18) выдача разрешения на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет;
19) выдача разрешения на право организации розничного рынка на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;
20) выдача справок о наличии или отсутствии личного подсобного хозяйства, о наличии или отсутствии печного отопления физическим лицам, проживающим в частном секторе;
21) предоставление выписки из похозяйственной книги;
22) о порядке уведомительной регистрации заключения и расторжения трудовых договоров, заключаемых между работодателями физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и работниками;
23) признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников;
25) согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме;
26) перевод жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;
27) регистрация заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;
28) оформление и выдача специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам местного значения в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;
29) признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом;
30) выдача разрешения на проведение земляных работ;
31) выдача архивных справок, архивных выписок и архивных копий по социально-правовым запросам;
32) представление информации об объектах культурного наследия регионального и местного значения, находящихся на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и включенных в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
33) заключение, расторжение, изменение договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда;
34) принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
35) заключение, расторжение, изменение договоров социального найма жилого помещения.
Также суд обязал администрацию разместить на Едином портале государственных и муниципальных услуг актуальную информацию о муниципальных услугах, оказываемых администрацией, а именно, о прекращении прав на земельный участок; утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; предоставлении выписки из похозяйственной книги; регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение и апелляционное определение в части срока перевода муниципальных услуг в электронный вид до 2024 года.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. Предельный срок перехода на предоставление муниципальных услуг в электронном виде на территории г. Симферополя до 2024 года в утвержденном постановлением администрацией от 31 июля 2017 года N 2487 плане-графике избран исходя из объемов финансирования, предусмотренных Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 702. Поэтапный переход установлен и в распоряжении Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года N 1666-р. Администрация не имеет реальной возможности (административных, финансовых ресурсов), позволяющих обеспечить единовременный перевод всех 35 муниципальных услуг в электронный вид. Суды в мотивировочной части своих решений ошибочно ссылались на распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р, в котором имеются рекомендации, а не императивные нормы по срокам перехода на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
В судебном заседании представитель лица, участвующего в деле поддержал свою правовую позицию по делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Симферополя проведена проверка исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в деятельности администрации, в ходе которой выявлено, что администрацией не в полном объеме обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме.
В настоящее время прием документов в электронном виде осуществляется при предоставлении пяти муниципальных услуг: прием заявлений и постановка на учет детей для предоставления мест в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады); предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории городского округа Симферополь Республики Крым; выдача разрешений на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, аннулирование таких разрешений; заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым; предоставление градостроительного плана земельного участка.
В Реестр муниципальных услуг (функций) муниципального образования городской округ Симферополь внесена информация о предоставлении администрацией 44 видов муниципальных услуг, перевод в электронный вид (5 этап) администрация обеспечила только 5 муниципальных услуг.
На официальном портале администрации на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции размещена информация о предоставлении 37 муниципальных услуг, данные услуги оказываются в неэлектронном виде.
Кроме того, на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствует информация о предоставлении в электронном виде следующих муниципальных услуг: о прекращении прав на земельный участок; утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставлении выписки из похозяйственной книги; регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
27 марта 2019 года в адрес администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, указано на необходимость устранить нарушения путем обеспечения предоставления муниципальных услуг в электронном виде, однако требования прокурора исполнены частично.
В обоснование заявленных требований прокурор также указывает, что постановлением Совета Министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 702 утверждена Государственная программа Республики Крым "Информационное общество" на 2018 - 2020 годы (подпрограмма 4) "Электронное Правительство Республики Крым", которое исполнено частично.
По мнению истца, невозможность получения полного перечня муниципальных услуг в электронной форме создает административные барьеры и влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, не способствует реализации целей проводимой Российской Федерацией административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг, что послужило основанием предъявления исковых требований об обязании администрации устранить нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в полном объеме, обеспечив возможность предоставления в электронной форме муниципальных услуг в количестве 35 единиц согласно перечню; обязании администрации разместить на Едином портале государственных и муниципальных услуг актуальную информацию о муниципальных услугах, оказываемых администрацией.
Разрешая спор, суд первой инстанции, применив положения статей 2, 5, 10, 20 - 21, 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ), распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р (далее - распоряжение от 17 декабря 2009 года N 1993-р), постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года N 797, исходил из того, что в настоящее время прием документов в электронном виде осуществляется при предоставлении только пяти муниципальных услуг, тогда как в Реестре муниципальных услуг муниципального образования городской округ Симферополь предусмотрено 44 вида муниципальных услуг. Установив, что администрацией не выполнены в полном объеме меры по обеспечению возможности предоставления в электронной форме муниципальных услуг, удовлетворил исковые требования прокурора.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился, мотивированно отклонив доводы апелляционной жалобы относительно невозможности единовременного обеспечения перехода предоставления 35-ти муниципальных услуг в электронном виде.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется, так как они являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Отклоняя изложенные в кассационной жалобе, суд исходит из следующих обстоятельств.
Требования к региональным порталам государственных услуг (функций) (далее - РПГУ), порядку их функционирования и размещения на них сведений определены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих представление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)". К ним относится возможность осуществления процедуры регистрации и авторизации заявителей с использованием государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации". Сведения, размещаемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на региональных порталах, должны быть тождественны сведениям, представляемым ими для размещения в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
В соответствии со статьей 21 Закона N 210-ФЗ обеспечение информационного обмена с соответствующими информационными системами органов, предоставляющих государственные услуги в электронной форме (к которым относится РПГУ), при использовании федеральной информационной системы "Единый портал государственных услуг" (далее - ЕПГУ) осуществляется с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде обеспечивать возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на ЕПГУ, если это не запрещено федеральным законом.
Таким образом, использование возможностей ЕПГУ по предоставлению услуг в соответствии с распоряжением от 17 декабря 2009 года N 1993-р действительно носит рекомендательный характер.
Вместе с этим, как обоснованно указано апелляционным судом, с учетом вхождения Республики Крым в состав субъектов Российской Федерации 21 марта 2014 года срок интеграции в правовую, экономическую, информационную и иные сферы Российской Федерации на момент обращения прокурора с иском завершен, существенное увеличение срока реализации четвертого этапа по переводу муниципальных услуг в электронный вид создает административные барьеры для реализации прав граждан и влечет нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг.
Несогласие заявителя жалобы с произведенной судами оценкой доказательств основанием к изменению обжалуемых судебных актов в кассационном порядке служить не может, поскольку направлено на переоценку исследованных судом доказательств и оспаривание выводов судов об установленных им обстоятельствах.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной частью 3 статьи 390 ГПК РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения, толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, а правом переоценки доказательств и установления новых обстоятельств не наделен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи О.В. Жогин
Т.А. Хаянян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.