дело N 2-144/2021
8г-36569/2021
г. Краснодар 31 марта 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 31 марта 2022 года.
Определение в полном объеме изготовлено 7 апреля 2022 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Ивановой О.Н, Яковлева А.М, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Ситиматик-Волгоград" (ООО "Управление отходами-Волгоград") на решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 25 марта 2021 года (судья Потапова О.В.) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 августа 2021 года (судьи Алябьев Д.Н, Боеску-Зыкова М.В, Чекунова О.В.) по иску прокурора Ленинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Управление отходами-Волгоград" о возложении обязанности обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов с территории Каршевитского и Покровского сельских поселений Ленинского района Волгоградской области, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя ООО "Ситиматик-Волгоград" - Каргиной И.В. (доверенность от 10 января 2022 года), поддержавшую доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации - прокурора Кириенко А.А. (удостоверение от 26 июля 2021 года), возражавшего против доводов кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ленинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Управление отходами-Волгоград" о возложении обязанности обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов с территории Каршевитского и Покровского сельских поселений Ленинского района Волгоградской области.
В обоснование требований указано, что деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области осуществляет ООО "Управление отходами - Волгоград" в рамках заключенного 6 августа 2018 года соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области с 1 января 2019 года. Прокуратурой Ленинского района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ООО "Управление отходами-Волгоград" по обращениям граждан Щербаковой О.В, Куцубина А.А. по вопросу соблюдения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, которой установлено, что на территории Покровского и Каршевитского сельских поселений Ленинского муниципального района Волгоградской области вывоз ТКО осуществляется ООО "Управление отходами-Волгоград" 1 раз в неделю в нарушение требований пункта 17 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 года. По результатам проверки прокуратурой района в адрес руководителя ООО "Управление отходами-Волгоград" 7 октября 2020 года внесено представление, в ответ на которое, ООО "Управление отходами-Волгоград" направило письма, из которых следует, что вывоз ТКО с территории Покровского и Каршевитского сельских поселений осуществляется в соответствии с пунктом 6.4. СанПиН 42-128-4690-88 - 2 раза в неделю.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просил суд обязать ООО "Управление отходами-Волгоград" в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения, в соответствии с требованиями пункта 17 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов с территории Каршевитского и Покровского сельских поселений Ленинского муниципального района Волгоградской области в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз), в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток.
Решением Светлоярского районного суда Волгоградской области от 25 марта 2021 года исковые требования прокурора Ленинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, на ООО "Управление отходами-Волгоград" возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов с территории Каршевитского и Покровского сельских поселений Ленинского муниципального района Волгоградской области в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз), в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 августа 2021 года решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 25 марта 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Ситиматик-Волгоград" (ООО "Управление отходами-Волгоград") - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Ситиматик-Волгоград" (ООО "Управление отходами-Волгоград") обратилось в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Светлоярский районный суд Волгоградской области.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что указанные решения судов вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, а также без учета фактических обстоятельств по делу, имеющих значение.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как усматривается из материалов дела, на основании обращений граждан прокуратурой Ленинского района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ООО "Управление отходами-Волгоград" по вопросу соблюдения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами.
В ходе проверки установлено, что на территории Покровского и Каршевитского сельских поселений Ленинского муниципального района Волгоградской области вывоз ТКО осуществляется ООО "Управление отходами-Волгоград" 1 раз в неделю.
По результатам проверки прокуратурой района в адрес руководителя ООО "Управление отходами - Волгоград" 7 октября 2020 года внесено представление.
В ответ на представление ООО "Управление отходами-Волгоград" письмами от 27 ноября 2020 года, от 25 декабря 2020 года сообщило, что вывоз ТКО с территории Покровского и Каршевитского сельских поселений осуществляется в соответствии с пунктом 6.4. СанПиН 42-128-4690-88 2 раза в неделю, что противоречит требованиям пункта 17 приложения 1 к Правилам.
Постановлением инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 17 декабря 2020 года. ООО "Управление отходами-Волгограда" за выявленное прокуратурой Ленинского района Волгоградской области нарушение привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Согласно статье 42 Конституции РФ, статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 года, исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 17 Приложения 1 к Правилам N 354 одним из требований к качеству оказания услуг в части обращения с ТКО является обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5° C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5° C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Исследовав в совокупности представленные по делу доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, учитывая, что истцом представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении требований законодательства об отходах производства и потребления со стороны ООО "Управление отходами-Волгоград", суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная судебная коллегия, пришел к выводу о том, что заявленные требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом судом не приняты во внимание доводы ООО "Ситиматик-Волгоград" об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в виду невозможности исполнения оператором требований законодательства, поскольку отсутствует надлежащая транспортная доступность для проезда специализированной транспортной техники, поскольку согласно действующему законодательству данные обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчика от обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов, установленных Правилами. При этом каких-либо доказательств того, что ответчиком предпринимались меры для устранения причин, препятствующих своевременному вывозу ТКО, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.
Доводы о том, что органами местного самоуправления не созданы места (площадки) накопления ТКО, также не приняты во внимание как обстоятельства, являющиеся основанием для освобождения регионального оператора от оказания услуг по вывозу ТКО, с учетом того, что ответчиком не оспаривался тот факт, что по мере возможности региональный оператор производит вывоз ТКО, что свидетельствует о частичном исполнении взятых на себя обязанностей.
Кассационный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов.
Выводы судов по существу спора соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и применимым нормам материального права.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
С учетом вышеизложенного, доводы кассационной жалобы о том, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, подлежат отклонению как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном понимании норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с указанными нормами процессуального права судом установлен перечень указанных выше имеющих значение для дела обстоятельств, должным образом распределено бремя доказывания между сторонами.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, нарушений принципов состязательности и равноправия сторон судом не допущено. Каких-либо данных, свидетельствующих об одностороннем рассмотрении дела, в материалах дела не имеется.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 25 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 августа 2021 год оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи О.Н. Иванова
А.М. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.