Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Авериной Е.Г, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошель Л.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N2 по Республике Крым о взыскании средств материального стимулирования, премии и возмещении морального вреда
по кассационной жалобе представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N2 по Республике Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 26 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 06 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Кошель Л.Н. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N2 по Республике Крым, в котором с учетом уточненного иска просила:
- взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N2 по Республике Крым в пользу Кошель Л.Н. невыплаченные средства материального стимулирования - квартальные в размере 34 366, 37 рублей;
- взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N2 по Республике Крым в пользу Кошель Л.Н. премии сверх финансирования в размере 39 729, 58 рублей;
- взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N2 по Республике Крым в пользу Кошель Л.Н. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Определением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 10 июня 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 26 июля 2021 года исковые требования Кошель Л.Н. удовлетворены частично.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым в пользу Кошель Л.Н. взыскана сумма доплаты выходного пособия в размере 74 096, 25 рублей, компенсация морального вреда в размере 2 000 рублей.
Кроме того, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым в бюджет муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым взыскана государственная пошлина в размере 2 723 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 06 октября 2021 года решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 26 июля 2021 года отменено в части в части взыскания с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым государственной пошлины в бюджет муниципального образования Красногвардейский район Республики Крым в размере 2 723 рублей.
В остальной части решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 26 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Кошель Л.Н. отказать в полном объеме заявленных требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ответчика, ссылаясь на положения статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации и часть 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", указывает, что в связи с сокращением должностей, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания, при этом выходное пособие не выплачивается, однако, судом в пользу гражданского служащего, уволенного в связи с сокращением должностей, взыскана выплата, не предусмотренная действующим законодательством России - "недоплаченное" выходное пособие. Полагает ошибочными выводы судов относительно включения в состав денежного содержания средств материального стимулирования за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда. Кроме того, суды оставили без внимания позицию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в компетенцию которого входят вопросы, связанные с порядком исчисления (определения его размера) денежного содержания гражданских служащих и которое является органом исполнительной власти, уполномоченным давать разъяснения относительно Порядка исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Обращает внимание, что средства материального стимулирования учитываются в составе денежного содержания только в случае если они выплачивались в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.
Ссылаясь на положения частей 1, 2, 5 и 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", указывает, что указанным Федеральным законом определён состав денежного содержания гражданского служащего, в структуре которого единственной выплатой, имеющий стимулирующий характер, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, и порядок её выплаты определяется представителем нанимателя, при этом действующее законодательство прямо не предусматривает отнесение иных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Указывает, что в обжалуемых судебных актах не дана оценка приведенным доводам, в том числе, по вопросу применения позиций исполнительных органов власти Российской Федерации. Указывает, что компенсация морального вреда взыскана с ответчика необоснованно. Полагает, что судами первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя требования заявителя о взыскании с налогового органа недоплаченного денежного содержания не учли, что соответствующие суммы денежных средств подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 18 апреля 2014 года Кошель Л.Н. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Республике Крым.
05 июля 2019 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Республике Крым с Кошель Л.Н. заключен служебный контракт N о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации.
Дополнительным соглашением N от 07 февраля 2020 года в пункты 9, 10 и 11 служебного контракта внесены изменения, согласно которым денежное содержание гражданского служащего состоит из:
месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4 563 рублей в месяц;
месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1 371 рублей в месяц;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 20 процентов оклада;
ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации в размере 80 процентов оклада;
ежемесячного денежного поощрения в размере 4 563 рублей в месяц;
премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя;
единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 17 сентября 2020 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Крым реорганизована с 11 января 2021 года путем присоединения к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Крым.
Приказом начальника Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Крым N12-08/067 от 11 января 2021 года служебный контракт от 08 июля 2019 года N420 расторгнут, Кошель Л.Н. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы с должности ведущего специалиста-эксперта отдела учета налогоплательщиков Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Крым на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При увольнении Кошель Л.Н. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в общем размере 86 516, 20 рублей, которая, согласно информации ответчика, исчислена исходя из денежного содержания в размере 21 629, 05 рублей в соответствии с пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что приказами Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Крым в 2020 года утверждены решения Комиссии по оценке эффективности работы структурных подразделений Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Крым в пределах ассигнований, предусмотренных на материальное стимулирование инспекции за 4 квартал 2019 года - 3 квартал 2020 года.
На основании приказов Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Кошель Л.Н. выплачивались средства материального стимулирования в размере 19 600 рублей, 17 500 рублей, 42 000 рублей, 24 000 рублей соответственно.
Приказами Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Крым "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Крым" за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы Федеральной налоговой службы России, постановлено осуществить материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда.
На основании приказов Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Кошель Л.Н. выплачены средства материального стимулирования в размере 21 434, 98 рублей, 15 517 рублей, 8 276, 13 рублей, 7 539, 19 рублей, 15 517 рублей, 19 805, 46 рублей, 32 616 рублей, соответственно.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кошель Л.Н. суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 14, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьями 237 Трудового кодекса Российской Федерации, а также Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763, исходил из того, что месячное денежное содержание истца, на основании которого производилась выплата денежной компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, безосновательно исчислено ответчиком без учета сумм материального стимулирования, выплаченного за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленной: фонда оплаты труда, так как оно относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отменив решение суда первой инстанции в части взысканной государственной пошлины.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении к спорным отношениям норм материального права и сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, указанными положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определен состав денежного содержания гражданского служащего.
При этом в структуре денежного содержания единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.
Частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:
а) должностных окладов;
б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год):
В силу пункта 9 Указа Президента Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:
а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;
б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;
г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
В письме Министерства финансов России Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482 "О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7В" даны разъяснения о том, что соответствии со статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие). Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7 (далее - постановление N 238-7), предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона N 79-ФЗ, Минфин России полагает, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением N 238-7.
Принимая во внимание изложенное, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Пунктом 3.1 той же статьи предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В нарушение требований части 3 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассмотрел требования, которые истцом не были заявлены (о взыскании доплаты выходного пособия).
При этом те требования, которые заявлены истцом с учетом уточненного иска, не рассмотрены.
К юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных истцом требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей ответчиком в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2020 года по декабрь 2020 года, согласно исковому заявлению) выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.
Судом первой инстанции не приняты меры к установлению правовой природы взыскиваемых сумм.
Из искового заявления следует, что истцом заявлен спор об исчислении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, правомерности исключения из ее расчета средств материального стимулирования и премии сверх финансирования.
Суд первой инстанции привел свое обоснование того, что средства материального стимулирования должны учитываться при исчислении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, одновременно указав, что в пользу истца подлежат взысканию доплата выходного пособия и компенсация за неиспользованный отпуск, согласно расчету истца (74 096 рублей 25 копеек).
Утверждения представителя ответчика о том, что выплата выходного пособия в данном случае не предусмотрена, заслуживают внимания.
Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанции об удовлетворении заявленных требований основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктам 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По изложенным основаниям судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 26 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 06 октября 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Красногвардейский районный суд Республики Крым.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.