Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Егоровой Е.С, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е.Е. к администрации муниципального образования Апшеронский район, третье лицо - Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки по кассационной жалобе Е.Е. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 23.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.12.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав Е.Е, поддержавшую доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности Н.А, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Е.Е. обратилась в суд с иском к администрации МО Апшеронский район Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 23.08.2021 в удовлетворении исковых требований Е.Е. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Е.Е. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Е.Е. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно дана оценка моменту возникновения права истца на получение мер социальной поддержки, выводы судов о необходимости наличия гражданства на день возникновения чрезвычайной ситуации основаны на неверном трактовании закона Краснодарского края.
В судебном заседании Е.Е. доводы кассационной жалобы поддержала, представитель Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по доверенности Н.А. возразила относительно доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 24-25 октября 2018 года в Апшеронском районе Краснодарского края произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 N 266-р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края" введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края с 25.10.2018.
Согласно пункту 3 названного распоряжения границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах территорий муниципальных образований "Апшеронский район", "Туапсинский район" и "город-курорт Сочи".
Постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от 09.09.2019 N 507 "О признании жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования Апшеронский район непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной циклоном, произошедшим на территории муниципального образования Апшеронский район 24.10.2018, сопровождающимся обильными осадками и приведшим к подъему уровня воды в реке Пшиш", жилое помещение по адресу: "адрес", собственником которого является Е.Е, признано непригодным для проживания.
Е.Е. на момент возникновения чрезвычайной ситуации не являлась гражданкой Российской Федерации, а имела вид на жительство иностранного гражданина с ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края Е.Е. отказано во включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территории населенных пунктов в следствии очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях Апшеронский район, Туапсинский район, и город-курорт Сочи в октябре 2018 года, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.07.2015 N 3210-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильём граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации" в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с тем, что Е.Е. не являлась гражданином Российской Федерации.
Согласно материалам дела, паспорт гражданина Российской Федерации, а, следовательно, и гражданство Российской Федерации, получены Е.Е. лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с иском Е.Е. указывала, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации она проживала в пострадавшем домовладении, была в нем зарегистрирована и имела вид на жительство в связи с чем, по ее мнению, имеет право на получение мер социальной поддержки.
Суд первой инстанции при рассмотрении пришел к выводу о том, что гражданство Российской Федерации Е.Е. Е.Е. получено уже после произошедшей чрезвычайной ситуации (наводнения), что не дает Е.Е. права на получение соответствующей выплаты.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащими применению нормам материального права.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В Краснодарском крае отношения, связанные с предоставлением за счет средств краевого бюджета мер государственной поддержки по обеспечению жильем (далее - меры государственной поддержки) граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, урегулированы Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 г. N 3210-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций".
Согласно части 1 статьи 1 Закона Краснодарского края от 3 июля 2015 г. N 3210-КЗ право на получение мер государственной поддержки имеют именно граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации (далее - утраченные жилые помещения) на день ее возникновения (далее - граждане, лишившиеся жилого помещения):
1) собственники указанных жилых помещений (далее - собственники) и члены их семей;
2) члены семьи собственника, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанных жилых помещениях.
Меры государственной поддержки предоставляются гражданам, лишившимся жилого помещения, не имеющим в собственности иного пригодного для проживания жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) либо имеющим в собственности иное жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) общей площадью менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в муниципальном образовании по месту нахождения утраченного жилого помещения, из расчета на одного члена семьи из числа лиц, указанных в части 1 данной статьи, если иное не предусмотрено законом Краснодарского края (часть 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 3 июля 2015 г. N 3210-КЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Краснодарского края в октябре 2018 г.).
Порядок предоставления мер государственной поддержки гражданам, лишившимся жилого помещения, определяется нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края (часть 5 статьи 2 Закона Краснодарского края от 3 июля 2015 г. N3210-КЗ).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 г. N 891 утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края (далее порядок от 21 сентября 2015 г. N 891, Порядок), которым определены правила предоставления за счет средств краевого бюджета меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, именно гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.
Пунктом 1 раздела 2 Порядка предусмотрено, что списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года N 3210-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций" в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае.
При этом Порядок также регламентирует, кто имеет право на получение указанной меры государственной поддержки, порядок подачи заявления и предоставление определенного перечня документов.
Пунктом 3 раздела 2 Порядка от 21 сентября 2015 г. N 891 определен перечень документов, которые гражданин, претендующий на получение социальной выплаты, должен приложить к заявлению.
В пункте 7 раздела 2 Порядка от 21 сентября 2015 г. N 891 приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении в список.
К этим основаниям относятся: непредставление или представление документов, указанных в пункте 3 раздела 2 названного порядка, не в полном объеме, а также представление документов, оформленных ненадлежащим образом, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несоответствие гражданина требованиям, установленным разделом 1 названного порядка; собственник и (или) члены его семьи имеют в собственности иное жилое помещение (долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение) на территории Российской Федерации.
Таким образом, для получения мер государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, необходимо наличие следующих условий: быть гражданином Российской Федерации, быть собственником либо членом семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате ЧС, постоянно проживать и быть зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 23.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.12.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Е.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.С. Егорова
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.