Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу защитника Черкасовой М.А., действующей в интересах публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" на вступившие в законную силу постановление заместителя инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 9 марта 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 17 мая 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 9 марта 2021 года публичное акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт" (далее ПАО "НМТП") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 17 мая 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 4 августа 2021 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ПАО "НМТП" по доверенности Черкасова М.А. просит процессуальные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ПАО "НМТП" к административной ответственности) невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно положениям пункта 7 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 34 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря (пункт 2 указанной статьи).
Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (пункт 3 вышеназванной статьи).
Согласно пункту 6 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ, нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии со статьей 32 указанного Федерального закона, лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 настоящего Федерального закона, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, в отношении ПАО "НМТП" была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой было установлено, что в районе Восточного пирса ПАО осуществляются работы по устройству ливнеотвода, при этом, сведений о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов оценки воздействия на окружающую среду в Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора не представлены.
С учетом функционального назначения ливневой канализации, реализация технических решений по проекту "Строительство локальных очистных сооружений Восточного пирса, с устройством ливневой канализации", предусматривает осуществление деятельности на портовом гидротехническом сооружении (причале), расположенном на территории морского порта, взаимодействующем с водной средой, относящейся к внутренним морским водам, и сопряжена с осуществлением деятельности, предусмотренной п. 7 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ "Об экологической экспертизе".
Таким образом, судьями районного и краевого суда установлено, что в районе Восточного пирса ПАО "НМТП" осуществляются работы по устройству ливнеотвода, без проведения государственной экологической экспертизы, чем нарушены требования статьи 1, пункта 7 статьи 11, статьи 27, пункта 6 статьи 30, статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ "Об экологической экспертизе", пунктов 1, 2 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 155- ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении N-Р/ПР/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия ПАО "НМТП" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об экологической экспертизе.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ПАО "НМТП" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным учреждением не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ПАО "НМТП" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица и судебных инстанций относительно квалификации действий названного лица по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что административным органом и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "НМТП " к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание ПАО "НМТП " назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 9 марта 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 17 мая 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.